Урок окружающего мира (человек и человечество) в 4 классе.
Программа «Школа 2100»
Тема: Как узнать человека ?
-
Организационный момент (1 мин)
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня нам предстоит работать вместе. Я уверена, что у нас все получится. Я предлагаю пожелать друг другу успеха. Повернитесь лицом друг к другу. Прикоснитесь ладонями, вот так! Повторяйте за мной: «Мы желаем, друг другу успеха». Поднимите ладошки выше. Именно этот знак и послужит сигналом того, что ваш ответ готов.
Когда я вошла в класс, ребята, я увидела вас и поняла, что все вы такие разные, я вас совсем не знаю, да и вы меня тоже. А ведь у наших героев Анюты и Илюши произошла похожая история: они встретили незнакомого человека. Предлагаю прочитать, как это было.
-
Постановка проблемы.
— Возьмите желтые листы, перед Вами текст. (Дети берут желтые листы.)
— Саша?? Начни читать.
— Туристическая группа Илюши и Анюты заблудилась в лесу. Доктор уже начал волноваться, но тут они повстречали охотника.
— Смотри, какой неприятный! – шепнул Илюша Анюте. – Глаза маленькие, нос крючком. Очень похож на пьяницу из соседнего дома. Наверняка этот охотник такой же злой и грубый.
Слайд 1. (охотник)
— Стоп!
— Что думает о случайно встреченном охотнике Илюша?
— Что охотник злой и грубый.
Слайд 1. (охотник — злой, грубый)
— Маша?? Читай дальше.
— Тем временем охотник объяснил Доктору, куда они забрели, и вызвался проводить их до туристической тропы. По дороге он помог Анюте нести рюкзак, рассказывал веселые охотничьи истории, а на прощанье подарил Илюше свисток, сделанный из охотничьей гильзы. (Гильза –трубка для пули, заряда)
Слайд 2. (охотник)
— Каким на самом деле оказался охотник?
— Он оказался добрым и веселым.
Слайд 2. (охотник — добрый, весёлый)
— Какое возникло противоречие? ( На первый взгляд охотник показался злым и грубым, а на самом деле он оказался добрым и весёлым. )
— А на что обратил внимание Илюша, когда говорил о том, что охотник злой и грубый. (На внешний вид охотника)
-А конкретно?
Слайд 3.
Внешний вид – лицо, одежда, сходства
— А чего он не увидел? (внутреннего мира, его личности)
— Какой вопрос возникает? (Как не ошибиться в человеке? Как правильно понять человека?)
— А чтобы не ошибиться и правильно понять человека, что нам нужно сделать?
— Надо узнать человека!
— Ребята, предлагаю вам попробовать сформулировать тему нашего урока?
— Как узнать человека?
— Откройте учебник на с.24 и прочитайте тему нашего урока.
Слайд 4.(Как узнать человека?)
— Ваши предположения совпали, значит мы на правильном пути.
Слайд 5.
Проблемный вопрос выносится на доску. В графу «Не знаем» (рядом стоит условное обозначение проблемного вопроса)
— Итак, мы не знаем, как узнать человека, значит, какая цель стоит перед нами? В конце урока мы будем должны получить ответ на этот вопрос. А для этого нам нужно будет разобраться в чем? На что обращать внимание, чтобы не ошибиться в
человеке.
Слайд 2.(Как узнать человека?)
Слайд 6.(План действий)
— Я предлагаю составить план наших действий. Как мы будем искать ответ на проблемный вопрос, с чего начнем? Что мы должны сделать вначале, как продолжить и чем завершить. Вам помогут опорные знаки. Обычно с чего мы начинаем?
1. Вспомнить то, что известно. (Не вообще, а конкретно по этой теме, т.е какой информацией мы владеем)
— А дальше?
2.Сделать предположения. (т.е. попробуем сами ответить на этот вопрос)
— А дальше? Мы должны будем проверить свои догадки.
3. Проверить предположения.
— А как мы это сможем сделать? (Побеседовать, провести практическую работу, посмотреть в учебнике)
— Если наши предположения подтвердятся
4. Сделать вывод.
— Ребята, перед нами план наших действий, будем его придерживаться. Значит, пора действовать. Начнем с первого пункта.
-
Актуализация знаний
Слайд 3.(Работаем в графе «Знаем»)
— Мы изучаем раздел «Человек» А что мы знаем о человеке?
— Я предлагаю вам поработать в парах и соотнести понятия. Вы внимательно читаете понятие в левой части и находите ему определение в правой части и соединяете стрелочкой. Кто закончит – сигнал.
Слайд 7(Проверка по эталону)
— Все закончили? Проверим по эталону.
— Кто сделал правильно? Молодцы.
— Кто допустил ошибку, исправьтесь. Значит, мы не зря повторили.
— Итак, мы повторили понятия, которые, возможно пригодятся нам при открытии новых знаний.
Слайд 6.(План действий)
— Ставим плюс и двигаемся дальше.
-
Версии детей.
— По плану…предположения
Слайд 4.(Как узнать человека?)
— Хочу вас попросить, все, что вы сейчас будете предполагать фиксируйте, или в памяти или письменно. Договорились?
Высказывают все: поговорить с ним, пообщаться, узнать какие он совершает поступки, чем интересуется, с кем он дружит.
— Всё это можно узнать в общении с человеком.
— Запиши свою мысль!
— Несколько раз звучало слово характер, что это такое? (предположения)
Все версии?
— Кто хочет добавить?
Итак, вы считаете, чтобы узнать человека: нужно с ним общаться, узнать его интересы, увлечения, характер.
Слайд 5
Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)
Слайд 4.(План действий)
— Если предположений больше нет, двигаемся дальше. Что у нас по плану – проверка.
5. Проверка предположений.
Практическая работа.
— Ребята, при выдвижении версий вы часто называли качества личности человека. У вас на столах конверты. Посмотрите, что в них? Слова, обозначающие качества личности. Поработайте в паре и разделите слова на две группы по какому-либо признаку.
Храбрый
Аккуратный
Равнодушный
Активный
Капризный
Трудолюбивый
Ехидный
Решительный
— Проверьте по эталону. Другие варианты есть? Нет? А почему так, мы же не сговаривались? Один принцип. По какому принципу выделили?
— Положительные и отрицательные качества.
— Как вы думаете, могут ли в одном человеке быть качества только из первого мешочка, т.е. только положительные?
— Нет, у всех есть свои недостатки.
— А могут ли быть качества только из второго мешочка?
— Нет, в каждом человеке есть что-то хорошее.
Вывод: в каждом человеке есть и положительные и отрицательные качества, в нас сочетаются разные качества.
— Итак, я складываю вместе в один мешочек.
— Ребята, что интересного заметили?
— Так как называется сочетания всех качеств личности?
— Характер.
— Уточним в словаре (если назовут слово)
— А характер – это врожденное качество или приобретенное?
— Приобретенное.
— А как распознать характер человека? На что нужно обращать внимание?
Работа в парах
— Предлагаю, попробовать определить характер знакомых сказочных героев. Мы рассмотрим Лису и Золушку. Достаточно хотя бы двух качеств.
Золушка – добрая, трудолюбивая
— Золушка добрая, вы почему догадались? А почему вы решили, что она трудолюбивая?
Лиса – хитрая, плутовка
— А мне лиса кажется доброй, посмотрите какой у нее ласковый взгляд, она улыбается, такой хвост пушистый.
— Значит, вы обращали внимание не на внешность. А на что? (На поступки)
Вывод: характер человека определяется не по внешности, а по его поступкам
Внешность – врожденный признак, а поступки – приобретаем
Слайд 5
Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)
поступки
— Я подчеркнула слово поступки? Почему? Именно поступки! Можно судить о человеке по одному поступку? (Нет. Человек может ошибаться)
— Послушайте и попробуйте определить, кто это говорит и какой у этого персонажа характер.
Волк – злой
Леопольд — добрый
— Молодцы, вы узнали героев и определили характер, ведь вы их даже не видели!
— Как у вас получилось?
-Мы слышали голос, и вспомнили, из каких они мультфильмов.
— Т.е. вы определили, что они говорят и как они говорят.
Слайд 5
Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)
Поступки что говорит как говорит
— Итак, ребята, посмотрите внимательно на доску. Что мы выяснили?
— Поднимите руку, чьи версии подтвердились.
— Какое у тебя было предположение?
— Назови свое предположение?
— В чем оно подтвердилось?
(С человеком нужно общаться, чтобы узнать его. Чтобы узнать человека надо понять его характер, какими качествами личности он обладает. И т.д.)
— Это говорит о том, что вы имеете жизненный опыт и умеете им пользоваться. Мы ставим плюс на третьем этапе и переходим к четвертому.
— Что мы должны сделать на четвертом этапе?
— Вывод.
6. Выражение проблемы.
— Вернемся к нашему вопросу: так как же узнать человека?
Слайд 5
Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)
Поступки что говорит как говорит
Вывод: Надо с ним общаться, чтобы понять его характер (Какие он совершает поступки, что и как он говорит)
— Проверим, правы ли мы. Откройте учебники на с.26 и прочитайте вывод
7. Итог урока. (2 мин)
— Что же мы хотели сегодня выяснить?
— Как узнать человека?
— Поднимите руку, кто может дать ответ на этот вопрос?
— Отлично! Значит, я могу смело отнести этот вопрос к тому, что мы уже знаем.
— А может быть, у кого-то возник другой вопрос? Чего бы вы еще хотели узнать о характере человека, о его личности? Конечно, эта страница не может остаться пустой. Жизнь ставит перед нами вопросы, на которые я желаю вам всегда находить ответы.
8. Рефлексия (3 мин)
— Подведем итоги урока. Ребята, у меня в руках свободный микрофон. Я хочу высказать свои впечатления от урока. Мы сегодня отлично поработали, мне было интересно с Вами, я поняла, что Вы все разные, что каждый из Вас имеет свое мнение, что Вы умеете рассуждать и доказывать. Я благодарю вас за хороший урок.
— Я могу вас попросить высказать свое мнение? А помогут вам фразы
Прочитайте фразы, которые вы видите на экране, выберите ту, которую вам хотелось бы продолжить.
-
Сегодня я узнал…
-
Теперь я могу…
-
Мне захотелось…
— Мы прощаемся, а на прощание примите от меня пожелание
С людьми живи в мире, а с пороками сражайся!