Урок окружающего мира (человек и человечество) в 4 классе.

Программа «Школа 2100»

Тема: Как узнать человека ?

  1. Организационный момент (1 мин)

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня нам предстоит работать вместе. Я уверена, что у нас все получится. Я предлагаю пожелать друг другу успеха. Повернитесь лицом друг к другу. Прикоснитесь ладонями, вот так! Повторяйте за мной: «Мы желаем, друг другу успеха». Поднимите ладошки выше. Именно этот знак и послужит сигналом того, что ваш ответ готов.

Когда я вошла в класс, ребята, я увидела вас и поняла, что все вы такие разные, я вас совсем не знаю, да и вы меня тоже. А ведь у наших героев Анюты и Илюши произошла похожая история: они встретили незнакомого человека. Предлагаю прочитать, как это было.

  1. Постановка проблемы.

— Возьмите желтые листы, перед Вами текст. (Дети берут желтые листы.)

— Саша?? Начни читать.

— Туристическая группа Илюши и Анюты заблудилась в лесу. Доктор уже начал волноваться, но тут они повстречали охотника.

— Смотри, какой неприятный! – шепнул Илюша Анюте. – Глаза маленькие, нос крючком. Очень похож на пьяницу из соседнего дома. Наверняка этот охотник такой же злой и грубый.

Слайд 1. (охотник)

— Стоп!

— Что думает о случайно встреченном охотнике Илюша?

— Что охотник злой и грубый.

Слайд 1. (охотник — злой, грубый)

— Маша?? Читай дальше.

— Тем временем охотник объяснил Доктору, куда они забрели, и вызвался проводить их до туристической тропы. По дороге он помог Анюте нести рюкзак, рассказывал веселые охотничьи истории, а на прощанье подарил Илюше свисток, сделанный из охотничьей гильзы. (Гильза –трубка для пули, заряда)

Слайд 2. (охотник)

— Каким на самом деле оказался охотник?

— Он оказался добрым и веселым.

Слайд 2. (охотник — добрый, весёлый)

— Какое возникло противоречие? ( На первый взгляд охотник показался злым и грубым, а на самом деле он оказался добрым и весёлым. )

— А на что обратил внимание Илюша, когда говорил о том, что охотник злой и грубый. (На внешний вид охотника)

-А конкретно?

Слайд 3.

Внешний вид – лицо, одежда, сходства

— А чего он не увидел? (внутреннего мира, его личности)

— Какой вопрос возникает? (Как не ошибиться в человеке? Как правильно понять человека?)

— А чтобы не ошибиться и правильно понять человека, что нам нужно сделать?

— Надо узнать человека!

— Ребята, предлагаю вам попробовать сформулировать тему нашего урока?

— Как узнать человека?

— Откройте учебник на с.24 и прочитайте тему нашего урока.

Слайд 4.(Как узнать человека?)

— Ваши предположения совпали, значит мы на правильном пути.

Слайд 5.

Проблемный вопрос выносится на доску. В графу «Не знаем» (рядом стоит условное обозначение проблемного вопроса)

Итак, мы не знаем, как узнать человека, значит, какая цель стоит перед нами? В конце урока мы будем должны получить ответ на этот вопрос. А для этого нам нужно будет разобраться в чем? На что обращать внимание, чтобы не ошибиться в

человеке.

Слайд 2.(Как узнать человека?)

Слайд 6.(План действий)

— Я предлагаю составить план наших действий. Как мы будем искать ответ на проблемный вопрос, с чего начнем? Что мы должны сделать вначале, как продолжить и чем завершить. Вам помогут опорные знаки. Обычно с чего мы начинаем?

1. Вспомнить то, что известно. (Не вообще, а конкретно по этой теме, т.е какой информацией мы владеем)

— А дальше?

2.Сделать предположения. (т.е. попробуем сами ответить на этот вопрос)

— А дальше? Мы должны будем проверить свои догадки.

3. Проверить предположения.

— А как мы это сможем сделать? (Побеседовать, провести практическую работу, посмотреть в учебнике)

— Если наши предположения подтвердятся

4. Сделать вывод.

— Ребята, перед нами план наших действий, будем его придерживаться. Значит, пора действовать. Начнем с первого пункта.

  1. Актуализация знаний

Слайд 3.(Работаем в графе «Знаем»)

— Мы изучаем раздел «Человек» А что мы знаем о человеке?

— Я предлагаю вам поработать в парах и соотнести понятия. Вы внимательно читаете понятие в левой части и находите ему определение в правой части и соединяете стрелочкой. Кто закончит – сигнал.

Слайд 7(Проверка по эталону)

— Все закончили? Проверим по эталону.

— Кто сделал правильно? Молодцы.

— Кто допустил ошибку, исправьтесь. Значит, мы не зря повторили.

— Итак, мы повторили понятия, которые, возможно пригодятся нам при открытии новых знаний.

Слайд 6.(План действий)

Ставим плюс и двигаемся дальше.

  1. Версии детей.

По плану…предположения

Слайд 4.(Как узнать человека?)

— Хочу вас попросить, все, что вы сейчас будете предполагать фиксируйте, или в памяти или письменно. Договорились?

Высказывают все: поговорить с ним, пообщаться, узнать какие он совершает поступки, чем интересуется, с кем он дружит.

— Всё это можно узнать в общении с человеком.

— Запиши свою мысль!

— Несколько раз звучало слово характер, что это такое? (предположения)

Все версии?

— Кто хочет добавить?

Итак, вы считаете, чтобы узнать человека: нужно с ним общаться, узнать его интересы, увлечения, характер.

Слайд 5

Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)

Слайд 4.(План действий)

— Если предположений больше нет, двигаемся дальше. Что у нас по плану – проверка.

5. Проверка предположений.

Практическая работа.

— Ребята, при выдвижении версий вы часто называли качества личности человека. У вас на столах конверты. Посмотрите, что в них? Слова, обозначающие качества личности. Поработайте в паре и разделите слова на две группы по какому-либо признаку.

Храбрый

Аккуратный

Равнодушный

Активный

Капризный

Трудолюбивый

Ехидный

Решительный

— Проверьте по эталону. Другие варианты есть? Нет? А почему так, мы же не сговаривались? Один принцип. По какому принципу выделили?

— Положительные и отрицательные качества.

— Как вы думаете, могут ли в одном человеке быть качества только из первого мешочка, т.е. только положительные?

— Нет, у всех есть свои недостатки.

— А могут ли быть качества только из второго мешочка?

— Нет, в каждом человеке есть что-то хорошее.

Вывод: в каждом человеке есть и положительные и отрицательные качества, в нас сочетаются разные качества.

— Итак, я складываю вместе в один мешочек.

— Ребята, что интересного заметили?

— Так как называется сочетания всех качеств личности?

— Характер.

— Уточним в словаре (если назовут слово)

— А характер – это врожденное качество или приобретенное?

— Приобретенное.

— А как распознать характер человека? На что нужно обращать внимание?

Работа в парах

— Предлагаю, попробовать определить характер знакомых сказочных героев. Мы рассмотрим Лису и Золушку. Достаточно хотя бы двух качеств.

Золушка – добрая, трудолюбивая

— Золушка добрая, вы почему догадались? А почему вы решили, что она трудолюбивая?

Лиса – хитрая, плутовка

— А мне лиса кажется доброй, посмотрите какой у нее ласковый взгляд, она улыбается, такой хвост пушистый.

— Значит, вы обращали внимание не на внешность. А на что? (На поступки)

Вывод: характер человека определяется не по внешности, а по его поступкам

Внешность – врожденный признак, а поступки – приобретаем

Слайд 5

Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)

поступки

— Я подчеркнула слово поступки? Почему? Именно поступки! Можно судить о человеке по одному поступку? (Нет. Человек может ошибаться)

— Послушайте и попробуйте определить, кто это говорит и какой у этого персонажа характер.

Волк – злой

Леопольд — добрый

— Молодцы, вы узнали героев и определили характер, ведь вы их даже не видели!

— Как у вас получилось?

-Мы слышали голос, и вспомнили, из каких они мультфильмов.

— Т.е. вы определили, что они говорят и как они говорят.

Слайд 5

Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)

Поступки что говорит как говорит

— Итак, ребята, посмотрите внимательно на доску. Что мы выяснили?

— Поднимите руку, чьи версии подтвердились.

— Какое у тебя было предположение?

— Назови свое предположение?

— В чем оно подтвердилось?

(С человеком нужно общаться, чтобы узнать его. Чтобы узнать человека надо понять его характер, какими качествами личности он обладает. И т.д.)

— Это говорит о том, что вы имеете жизненный опыт и умеете им пользоваться. Мы ставим плюс на третьем этапе и переходим к четвертому.

— Что мы должны сделать на четвертом этапе?

— Вывод.

6. Выражение проблемы.

— Вернемся к нашему вопросу: так как же узнать человека?

Слайд 5

Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)

Поступки что говорит как говорит

Вывод: Надо с ним общаться, чтобы понять его характер (Какие он совершает поступки, что и как он говорит)

— Проверим, правы ли мы. Откройте учебники на с.26 и прочитайте вывод

7. Итог урока. (2 мин)

— Что же мы хотели сегодня выяснить?

— Как узнать человека?

— Поднимите руку, кто может дать ответ на этот вопрос?

— Отлично! Значит, я могу смело отнести этот вопрос к тому, что мы уже знаем.

— А может быть, у кого-то возник другой вопрос? Чего бы вы еще хотели узнать о характере человека, о его личности? Конечно, эта страница не может остаться пустой. Жизнь ставит перед нами вопросы, на которые я желаю вам всегда находить ответы.

8. Рефлексия (3 мин)

— Подведем итоги урока. Ребята, у меня в руках свободный микрофон. Я хочу высказать свои впечатления от урока. Мы сегодня отлично поработали, мне было интересно с Вами, я поняла, что Вы все разные, что каждый из Вас имеет свое мнение, что Вы умеете рассуждать и доказывать. Я благодарю вас за хороший урок.

— Я могу вас попросить высказать свое мнение? А помогут вам фразы

Прочитайте фразы, которые вы видите на экране, выберите ту, которую вам хотелось бы продолжить.

  • Сегодня я узнал…

  • Теперь я могу…

  • Мне захотелось…

— Мы прощаемся, а на прощание примите от меня пожелание

С людьми живи в мире, а с пороками сражайся!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here