Исследовательская деятельность на

уроках окружающего мира при работе с

географическими картами

на примере урока

«Части света.

Путешествие Тучки по Европе»

Крылова Ольга Сергеевна

учитель первой квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 25» г. Нижнекамска

Литература:

1. Учебник А.А.Вахрушев «Окружающий мир. 2 класс. 2 часть.» «Наша планета Земля»,

2009 год.

Описание методической разработки

Я работаю по ОС «Школа-2100» . На примере урока по окружающему миру во втором классе «Части света. Путешествие Тучки по Европе» хочу показать исследовательскую деятельность при работе с географическими картами.

С опорой на собственный опыт ребёнка учебник А.А.Вахрушева формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук в средней школе. Главная задача курса окружающего мира во втором классе по ОС «Школа-2100» — познакомить школьников с языком географических карт, научить их путешествовать по карте. Главное внимание уделяется только тем географическим понятиям, которые используются в качестве подписей и легенд географических карт. Главный навык, который приобретают школьники во втором классе – пользование картами. При этом во втором классе нет необходимости выучивать всю многочисленную географическую номенклатуру, важно научиться находить на карте все предложенные географические объекты. Нужно подружиться с картой, узнать новый для себя язык. Географический подход позволяет детям нанизывать, упорядочивать огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация, а учителю и родителям – помочь им в этом.

Учащиеся на данном уроке знакомятся с важнейшими странами Европы, их столицами и достопримечательностями, развивают навыки использования географических карт для получения информации. У детей формируется ценностное отношение к другим народам, живущим на Земле, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, повышается интерес к изучению предмета.

Окружающий мир 2 класс.

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ ТУЧКИ ПО ЕВРОПЕ.

Цели:

образовательная — знакомство с важнейшими странами Европы, их столицами и достопримечательностями;

развивающая — развитие навыков использования карты для получения информации;

воспитательная — формирование ценностного отношения к другим народам, живущим на Земле.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Если вы готовы начать работу хлопните в ладоши.

II. Актуализация знаний, постановка цели.

— На каком материке расположена часть света Европа? (Евразия)

— Сегодня на уроке мы начнем знакомиться со странами Европы. Мы узнаем, как называются столицы этих стран. И познакомимся с достопримечательности. Будем учиться находить эти страны на карте.

— Какая карта нам в этом поможет? (политическая карта Европы)

— Приготовьте её, пожалуйста, она нам сегодня пригодится.

III. Изучение нового материала.

— Поможет нам лучше узнать страны Европы… Тучка.

Жила-была Тучка. Она родилась над большим островом на западе Европы. Случилось это так. Жаркое солнышко пригрело, вода испарилась и стала туманом. Туман поднимался выше и выше и, наконец, стал тучкой. (Слайд 2)

1. Великобритания

— Поднявшись в небо. Тучка увидела под собой страну на островах. Столица этой страны — Лондон, а её жители называют себя англичанами.

— Давайте найдем эту страну на карте.

(Дети ищут на карте страну.) (Слайд 3)

Великобритания расположена на Британских островах. В её состав входят: Англия, Шотландия, Северная Ирландия.

Население составляет свыше 58 млн. человек. Достопримечательность столицы — Биг Бен — самые знаменитые в мире башенные часы, расположенные в башне с восточной стороны Вестминстерского дворца. Для отзвона времени на башне помещен 13-тонный колокол, звон которого лондонцы впервые услышали в 1859. Имя часы получили в честь главного смотрителя восстановительных работ Бенджамина Холла. (Слайд 4)

В этой стране жили такие писатели: Джон Толкин, Люис Кэрролл, Агата Кристи.

— Какие произведения этих писателей вы читали?

(Ответы детей: «Хоббит», «Алиса в стране чудес», детективы)

— Все с детства помнят сказку про трех поросят. Эти герои тоже родились в Великобритании.

2. Франция — Вдруг налетел ветер и понес нашу Тучку на юго-восток, и мы вместе с ней очутились… над прекрасной страной, столица этой страны — Париж.

(Дети на карте отмечают страны, над которыми пролетают, и указывают стрелками путь Тучки.)

— Как называется страна? (Ответы детей.) (Слайд 5)

— С какими странами граничит Франция? (Испания, Андорра, Сан — Марино, Италия, Швейцария, Германия, Люксембург, Бельгия)

— Какие моря и океаны омывают берега Франции? (Средиземное море, Атлантический океан)

— Франция — одна из самых крупных стран Европы. Здесь проживает свыше 55 млн. французов.

— В столице Франции находится самая знаменитая достопримечательность страны, которую знает весь мир. Это Эйфелева башня. Ей недавно исполнилось 115 лет. Её высота 324 м. На нее можно подняться на лифте. (Слайд 6)

— Франция, родина этих сказочных героев. Назовите их имена? Кто автор этих сказок?

— В этой стране жил писатель сказочник Шарль Перро.

3. Альпы

Ветер гонит нас вместе с Тучкой все дальше и дальше. На нашем пути лежат большие — большие горы. (Физкультминутка. Упражнения для глаз. Наклоны, потягивания.)

На вершинах гор блестят под солнцем покрытые льдом вершины.

Работа по карте.

— Давайте же найдем на карте эти горы. Какая карта нам поможет? (физическая карта Евразии на с. 98-99)

— Как называются эти горы? (Слайд 7)

— АЛЬПЫ — самая высокая (до 4807 м, г. Монблан) горная система Зап. Европы. Расположены во Франции, Италии, Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне, Словении и Германии. Длина около 1200 км, ширина до 260 км. Много озер: Женевское, Боденское, Комо и др. Центр альпинизма, туризма, горнолыжного спорта. На перевале Сен-Бернар обученные собаки разыскивают людей, попавших под снежную лавину. (Слайд 8)

Как называют эту породу собак? Как вы думаете, почему их так назвали?

4. Италия. На берегу теплого Средиземного моря Тучка познакомилась еще с одной страной, которая на карте выглядит как сапожок. Её жители знамениты тем, что очень любят петь. А еще они любят макароны и пиццу. Это их национальные блюда.

— Что это за страна? (Италия)

(Дети ищут на карте эту страну.) (Слайд 9, 10)

— С какими странами граничит? (Франция, Швейцария, Австрия, Словения, Хорватия)

— Какое море омывает берега этой страны? (Средиземное море)

— Назовите ее столицу. (Рим)

— Италия находится в южной части Европы. В ее состав входят острова Сицилия и Сардиния. Проживают в Италии свыше 57 млн. человек. Столица Италии — Рим. Когда-то это была столица великой Римской империи. Там сохранилось множество образцов древнеримской культуры, в том числе и руины Колизея. С трибун этого огромного театра многочисленные зрители наблюдали за битвами гладиаторов. (слайд 11)

— Не менее знаменита и падающая пизанская башня. (слайд 12)

— Италия является центром культуры. В Италии жили многие знаменитые художники. Их картины можно увидеть в художественных галереях и музеях. Италия так же, как и Франция, является центром моды.

5. Германия — Посмотрев на юг и помечтав о теплом море. Тучка понесла нас на север Альп.

— Давайте найдем эту страну на карте. Живут там немцы. Столица — город Берлин.

Работа по карте. (слайд 13, 14)

— С какими странами граничит Германия? (Франция, Швейцария, Бельгия, Польша, Чехия, Австрия, Дания. Люксембург, Голландия)

— Германия граничит с 9 странами. В ней живут около 82 млн. немцев. Город БЕРЛИН — расположен в восточной части Германии в окружении рек и озер при впадении р. Шпрее в р. Хафель. Площадь 882,4 кв.км (территория большого Берлина), население 3,5 млн. чел. (1992)

— В Германии много исторических городов и древних замков, очень красивая природа. Славится эта страна своим автомобилестроением.

6. Украина

— И снова подул ветер и понес нас с Тучкой дальше на юго-восток. И мы с вами оказались над теплым морем.

— Какое это море? (Чёрное море).

— Какие страны находятся на берегу этого моря? (Украина, Румыния, Болгария).

— Какая страна граничит с нашей страной? (Украина) (слайд 15-16)

IV. Проверочная работа. (Слайд 17)

— Наша Тучка с нами пока не прощается. Мы еще с ней встретимся. К сожалению, она не умеет пользоваться картами, и не запомнила названия стран и их столицы. А вы, ребята, запомнили?

Карточка для каждого ученика (на карточке изображены флаги Великобритании, Франции, Германии, Италии, Украины. Во 2-ом столбце прописаны названия государств. В 3-ем столбце названия столиц. В 4-ом – достопримечательности столиц этих государств.

Франция

Берлин

Софийский собор

Италия

Париж

Кёльнский собор

Германия

Киев

Эйфелева башня

Великобритания

Рим

Биг-Бен

Украина

Лондон

Колизей

Проведите линии и соедините название страны, в которой мы побывали со столицей этого государства, его флагом и достопримечательностью столицы. (Самостоятельная работа детей)

Проверка самостоятельной работы.

V. Итог урока.

— Понравилось ли вам путешествие?

— Чему научились?

— Что нового узнали? О чём можете рассказать?

VI. Домашнее задание: Подобрать дополнительный материал об изученных странах; учиться показывать изученные на уроке страны на карте и называть их столицы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here