Технологическая карта урока окружающего мира
Учитель: Помещикова Наталья Васильевна
Школа: МБОУ СОШ № 1 г. Суздаля
Должность: учитель начальных классов
УМК: «Планета знаний»
Предметная область: Окружающий мир (авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов)
Класс: 2 (часть 1)
Тема: Спутник Земли – Луна
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, личностных) учащихся 2-ого класса в образовательной области «Окружающий мир» по теме «Спутник Земли – Луна»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— формирование умения работать с информацией (анализ, отбор, систематизация);
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, систематизации, обобщения (познавательные УУД);
— формирование умения слушать и слышать собеседника, выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной формах;
— формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
— формирование умения принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;
— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— освоение предметных знаний по теме «Спутник Земли – Луна»: иметь первое представление о Луне, как спутнике Земли.
Оборудование: у учителя: ПК, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока, три подсолнуха в виде мягкой игрушки
(«весёлый», « равнодушный», « грустный»), прикреплённые к доске для проведения личностной рефлексии;
у учащихся: учебники «Окружающий мир» (Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. Ч. 1. – М.: АСТ-Астрель, 2012), карточки согласно стратегии «ЗХУ»: «З» — знаю, «Х» — хочу узнать, «У» — узнал (в рамках технологии РКМЧП), прищепка.
Прогнозируемый результат: учащиеся получат первоначальные представления о Луне, как спутнике Земли; получат возможность научиться использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы; представлять информацию в виде «кластера»; составлять небольшое монологическое высказывание по заданной теме; получат возможность для формирования мотивационной сферы и самооценки.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. | «Вызов» (актуализация имеющихся знаний): 1) самоопределе- ние к деятельнос- ти (орг. момент) 2) актуализация знаний
3) постановка учебных задач
| Создаёт эмоциональный наст- рой на работу: — Прозвенел уже звонок, начинается урок. Будем работать внимательно и очень старательно. Озвучивает тему урока: — Тема нашего урока: Спутник Земли – Луна. Организует индивидуальную работу учащихся с первой графой таблицы «ЗХУ»: — На карточках в первой части таблицы («Знаю» ) запишите кратко, что вы знаете по этой теме. Организует беседу по уточнению первичных знаний: — Скажите, что вы знаете по данной теме? Обеспечивает мотивацию выполнения действий целеполагания: — Ваши знания у каждого свои, точные и не очень, поэтому, подумайте, что бы вы хотели ещё узнать или уточнить по этой теме. Напишите свои вопросы во второй графе таблицы «ЗХУ» — «Хочу узнать» Организует беседу по постановке учебных задач: — Что же ещё вы бы хотели узнать по данной теме? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока: — Какова же цель нашего урока? Что мы должны сегодня на уроке узнать? (После высказываний детей открывает первый слайд презентации, где указаны цели урока, см. Приложение 1). | Слушают учителя. Настраиваются на работу.
Слушают учителя.
Заполняют первую графу таблицы «ЗХУ» — «Знаю»
Озвучивают свои записи в свободной форме Заполняют вторую графу таблицы «ЗХУ» — «Хочу узнать»
Озвучивают свои вопросы в свободной форме
Формулируют цели урока: — Мы должны узнать: Что такое спутник? Почему Луна спутник Земли? Какого размера Луна? Почему мы видим Луну на небе по-разному? Как устроена Луна? Есть ли жизнь на Луне? | К: умение слушать Л: самоопределение
К: умение выстраивать речевые высказывания в соответствии с темой урока в письменной форме Р: оценочные: осознание учеником своего знания/незнания по данной теме
К: умение выстраивать речевые высказывания в устной форме Р: целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно
К: умение выстраивать речевые высказывания в устной форме П: формулирование познавательной цели
|
2. | «Осмысление» (взаимодействие на основе содержания текста)
ФИЗКУЛЬТ – МИНУТКА Работа в статичных группах | Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника на с. 56-57, используя стратегию «Инсерт» в технологии РКМЧП
Организует чтение текста по смысловым фрагментам (абзацам) и фронтальную беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: — Для кого информация была новой? — Что нового вы узнали? — Что непонятно? Какие вопросы? Одновременно с обсуждением текста организует фронтальную работу по созданию «кластера» по данному тексту (2-ой слайд презентации к уроку, см. Приложение 2). Организует проведение физкультминутки и гимнастики для глаз Организует работу в статичных группах по пересказу прочитанного текста с использованием составленного «кластера»
| Читают текст, делают пометки на полях: «V» -уже знал; «+» — новое; «?» — не понял, есть вопросы. Читают текст вслух по цепочке по абзацам (смысловым частям), отвечают на вопросы учителя, участвуют в создании «кластера».
Выполняют упражнения
Работая в статичных группах, пересказывают прочитанный текст, распределяя очерёдность и опираясь на составленный «кластер». По вызову учителя группа рассказывает текст для класса. | П: умение работать с информацией
П: извлечение необходимой информации К: умение выстраивать речевые высказывания
К: умение работать в статичных группах; строить речевые высказывания
|
3. | Рефлексия | Организует индивидуальную работу с третьей графой таблицы «ЗХУ» — «Узнал»: — Вспомните свои вопросы и всё, что мы изучали на уроке, и в графе «Узнал» напишите, что нового вы узнали сегодня на уроке. Организует фронтальную беседу, связывая результаты урока с его целями: — Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Давайте вспомним цели нашего урока. Подумайте и скажите, на какие вопросы мы не нашли ответ сегодня на уроке? — Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Организует фронтальную работу по созданию «синквейна»на тему Луна: — Подводя итоги урока, давайте попробуем отобразить наши знания по данной теме в «синквейне» на тему Луна.
Побуждает к оценке учащимися своей деятельности на уроке: — Оцените свою работу на уроке: повесьте свои прищепки на «весёлый» подсолнух те, кому на уроке работать было интересно и понятно; на «равнодушный» подсолнух повесят прищепки те, кому работать на уроке было интересно, но многое осталось непонятным; те, кому на уроке было неинтересно работать и непонятно, повесят прищепку на «грустный» подсолнух. — Кто хочет, объясните свой выбор. | Ученики заполняют третью графу таблицы «Узнал»
Отвечают на вопросы учителя
— Почему Луну на небе мы видим по-разному?
— В книгах, в библиотеке, в Интернете, создавая проект. Дети участвуют в обсуждении, называя свои слова и объясняя свой выбор. Луна круглая, яркая светит, отражает, вращается Луна движется вокруг Земли Спутник Дети проводят рефлексию своей деятельности и развешивают прищепки в соответствии со своим выбором
По желанию объясняют свой выбор | П: умение сравнивать, анализировать К: умение строить речевые высказывания в письменной форме Р: умение сохранять задачи учебной деятельности, оценивать свои знания
К: умение строить речевые высказывания в устной форме
К: формулирование и аргументация своего мнения
Р: формирование начальных форм личностной рефлексии
К: формулирование и аргументация своего мнения |
Приложение 1. Приложение 2.