Технологическая карта урока окружающего мира

Учитель: Помещикова Наталья Васильевна
Школа: МБОУ СОШ № 1 г. Суздаля

Должность: учитель начальных классов

УМК: «Планета знаний»

Предметная область: Окружающий мир (авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов)

Класс: 2 (часть 1)

Тема: Спутник Земли – Луна

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, личностных) учащихся 2-ого класса в образовательной области «Окружающий мир» по теме «Спутник Земли – Луна»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— формирование умения работать с информацией (анализ, отбор, систематизация);

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, систематизации, обобщения (познавательные УУД);

— формирование умения слушать и слышать собеседника, выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной формах;

— формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);

— формирование умения принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— освоение предметных знаний по теме «Спутник Земли – Луна»: иметь первое представление о Луне, как спутнике Земли.

Оборудование: у учителя: ПК, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока, три подсолнуха в виде мягкой игрушки

(«весёлый», « равнодушный», « грустный»), прикреплённые к доске для проведения личностной рефлексии;

у учащихся: учебники «Окружающий мир» (Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. Ч. 1. – М.: АСТ-Астрель, 2012), карточки согласно стратегии «ЗХУ»: «З» — знаю, «Х» — хочу узнать, «У» — узнал (в рамках технологии РКМЧП), прищепка.

Прогнозируемый результат: учащиеся получат первоначальные представления о Луне, как спутнике Земли; получат возможность научиться использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы; представлять информацию в виде «кластера»; составлять небольшое монологическое высказывание по заданной теме; получат возможность для формирования мотивационной сферы и самооценки.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

«Вызов»

(актуализация

имеющихся знаний):

1) самоопределе-

ние к деятельнос-

ти (орг. момент)

2) актуализация

знаний

3) постановка

учебных задач

Создаёт эмоциональный наст-

рой на работу:

— Прозвенел уже звонок,

начинается урок.

Будем работать

внимательно

и очень старательно.

Озвучивает тему урока:

— Тема нашего урока:

Спутник Земли – Луна.

Организует индивидуальную

работу учащихся с первой

графой таблицы «ЗХУ»:

— На карточках в первой части таблицы («Знаю» ) запишите кратко, что вы знаете по этой теме.

Организует беседу по уточнению первичных знаний:

— Скажите, что вы знаете

по данной теме?

Обеспечивает мотивацию выполнения действий целеполагания:

— Ваши знания у каждого свои, точные и не очень, поэтому, подумайте, что бы вы хотели ещё узнать или уточнить по этой теме.

Напишите свои вопросы во второй графе таблицы «ЗХУ» — «Хочу узнать»

Организует беседу по постановке учебных задач:

— Что же ещё вы бы хотели узнать по данной теме?

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

— Какова же цель нашего урока? Что мы должны сегодня на уроке узнать?

(После высказываний детей открывает первый слайд презентации, где указаны цели урока, см. Приложение 1).

Слушают учителя.

Настраиваются на работу.

Слушают учителя.

Заполняют первую графу

таблицы «ЗХУ» — «Знаю»

Озвучивают свои записи в свободной форме

Заполняют вторую графу таблицы «ЗХУ» — «Хочу узнать»

Озвучивают свои вопросы в

свободной форме

Формулируют цели урока:

— Мы должны узнать:

Что такое спутник?

Почему Луна спутник Земли?

Какого размера Луна?

Почему мы видим Луну на небе по-разному? Как устроена Луна?

Есть ли жизнь на Луне?

К: умение слушать

Л: самоопределение

К: умение выстраивать речевые

высказывания в соответствии с темой урока в письменной форме

Р: оценочные: осознание

учеником своего знания/незнания по данной теме

К: умение выстраивать речевые высказывания в устной форме

Р: целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно

К: умение выстраивать речевые высказывания в устной форме

П: формулирование познавательной цели

2.

«Осмысление»

(взаимодействие

на основе содержания текста)

ФИЗКУЛЬТ –

МИНУТКА

Работа в статичных группах

Организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника на с. 56-57, используя стратегию «Инсерт» в технологии РКМЧП

Организует чтение текста по смысловым фрагментам (абзацам) и фронтальную беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:

— Для кого информация была

новой?

— Что нового вы узнали?

— Что непонятно? Какие

вопросы?

Одновременно с обсуждением текста организует фронтальную работу по созданию «кластера» по данному тексту (2-ой слайд презентации к уроку, см. Приложение 2).

Организует проведение физкультминутки и гимнастики для глаз

Организует работу в статичных группах по пересказу прочитанного текста с использованием составленного «кластера»

Читают текст, делают пометки на полях:

«V» -уже знал;

«+» — новое;

«?» — не понял, есть вопросы.

Читают текст вслух по цепочке по абзацам (смысловым частям), отвечают на вопросы учителя, участвуют в создании «кластера».

Выполняют упражнения

Работая в статичных группах,

пересказывают прочитанный текст, распределяя очерёдность и опираясь на составленный «кластер».

По вызову учителя группа рассказывает текст для класса.

П: умение работать с информацией

П: извлечение необходимой

информации

К: умение выстраивать речевые высказывания

К: умение работать в статичных группах; строить речевые высказывания

3.

Рефлексия

Организует индивидуальную работу с третьей графой таблицы «ЗХУ» — «Узнал»:

— Вспомните свои вопросы и всё, что мы изучали на уроке, и в графе «Узнал» напишите, что нового вы узнали сегодня на уроке.

Организует фронтальную беседу, связывая результаты урока с его целями:

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Давайте вспомним цели нашего урока. Подумайте и скажите, на какие вопросы мы не нашли ответ сегодня на уроке?

— Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

Организует фронтальную работу по созданию «синквейна»на тему Луна:

— Подводя итоги урока, давайте попробуем отобразить наши знания по данной теме в «синквейне» на тему Луна.

Побуждает к оценке учащимися своей деятельности на уроке:

— Оцените свою работу на уроке: повесьте свои прищепки на «весёлый» подсолнух те, кому на уроке работать было интересно и понятно; на «равнодушный» подсолнух повесят прищепки те, кому работать на уроке было интересно, но многое осталось непонятным; те, кому на уроке было неинтересно работать и непонятно, повесят прищепку на «грустный» подсолнух.

— Кто хочет, объясните свой выбор.

Ученики заполняют третью графу таблицы «Узнал»

Отвечают на вопросы учителя

— Почему Луну на небе мы видим по-разному?

— В книгах, в библиотеке, в Интернете, создавая проект.

Дети участвуют в обсуждении, называя свои слова и объясняя свой выбор.

Луна

круглая, яркая

светит, отражает, вращается

Луна движется вокруг Земли

Спутник

Дети проводят рефлексию своей

деятельности и развешивают прищепки в соответствии со своим выбором

По желанию объясняют свой выбор

П: умение сравнивать, анализировать

К: умение строить речевые высказывания в письменной форме

Р: умение сохранять задачи учебной деятельности, оценивать свои знания

К: умение строить речевые высказывания в устной форме

К: формулирование и

аргументация своего мнения

Р: формирование начальных

форм личностной рефлексии

К: формулирование и

аргументация своего мнения

Приложение 1. Приложение 2.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here