Составила и провела учитель начальных классов
ГОУ школы-интерната станицы Березанской
Урок ознакомления с окружающим миром в 3 классе
по теме «Посуда»
Цель: формирование представлений о посуде, её видах, культуре поведения за столом.
Задачи:
обучающие: создать условия для формирования представлений о посуде, её видах, культуре приёма пищи, познакомить детей с информацией о видах кубанской посуды;
развивающие: развивать речь, фонематический слух, зрительное восприятие, пространственную ориентировку;
коррекционные: логическое мышление путём упражнений на сравнение, обобщение, классификацию;
воспитывающие: воспитывать культуру поведения на уроке, уважение к труду поваров, уважение друг к другу, интереса к предмету.
Оборудование: таблицы, карточки со словами, фотографии, сигнальные карточки, макет столовой, картонные фигурки поваров, наборное полотно, диск, аудиокассета, магнитофон, телевизор, календарь природы, посуда, продукты питания.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Психологический настрой:
— Дети, сегодня на нашем уроке ознакомления с окружающим миром присутствуют гости: учителя младших классов.
— Встаньте и поприветствуйте их. А теперь повернитесь друг к другу — улыбнитесь. Повернитесь ко мне — улыбнитесь вдвойне. Тихо садитесь. Руки вот так положите (показ), меня на уроке внимательно слушайте, активно отвечайте, дисциплину соблюдайте.
— Сейчас мальчики нашего класса загадают загадки. Вы отгадаете их и с помощью отгадок определите тему нашего необычного урока. А необычен он тем, что у нас сегодня будет два урока ознакомления с окружающим миром: на первом уроке — теория, на втором — практика.
Загадки.
1. Круглая, железная, ручка деревянная. На огне сижу, всё жарю (сковорода).
2. Кругло и широко, дыр много
А пролезть нельзя (сито).
3. На голове крышка, в носу решето,
Одна рука, да и та на спине (чайник).
1. Сколько мы отгадали загадок?
— Мы отгадали три загадки.
— Назовите мне отгадки.
— Сковорода, сито, чайник.
— Сковорода, сито, чайник — это одним словом посуда.
И тема нашего урока будет сегодня:
« Посуда », и я хотела бы, чтобы Вы на уроке чётко называли и характеризовали предметы, умели их сравнивать, чётко отвечали на мои вопросы, строили красивые предложения, активно работали и соблюдали дисциплину.
— Вспомните, какое сегодня число, месяц, год, определите какая погода и выставите на календаре природы.
— Скажите мне, пожалуйста, как вы считаете, для чего нужна человеку посуда?
— Посуда нужна человеку, для того чтобы он мог культурно принимать пищу.
— Да, ребята, верно. Посмотрите сюда: сколько разной посуды придумал человек. Несколько сотен лет назад у человека была самая простая посуда. Древний человек делал посуду из камня. Затем люди стали делать посуду из дерева, железа, стекла, прутьев. Вместо кастрюль на Руси были вот такие чугуны, вместо электрических чайников вот такие самовары. Далее люди научились делать посуду керамики, пластика и из других различных веществ. Сначала посуда была некрасивая, но люди со временем научились наносить на посуду различные узоры разными красками. Особенно в России прославились изделия из села Хохлома, которое стоит на реке Волга. Здесь делают расписные ложки, миски, ковши (показ изделий).
2. Сейчас вы внимательно прослушаете на магнитофоне, записанное мною произведение Е.Каменевой «Золотые ложки». Затем вы мне ответите, кто читал этот текст, постараетесь вкратце его пересказать.
Прослушивание аудиозаписи.
— Кто читал этот текст?
— Этот текст читала……
— О чём говорится в этом рассказе?
— В этом рассказе говорится о Хохломской посуде.
— Какую посуду делали мастера?
— Мастера делали миски, плошки, ковши, ложки.
— Почему их называли золотыми?
— Потому что их красили золотым цветом.
— Какой формы ложка?
— Ложка овальной формы.
— Для чего нужна человеку ложка?
— Для того, чтобы он мог культурно принимать пищу.
— Но ложки раньше использовали не только как предмет посуды, но и ещё как музыкальный инструмент.
— Вы сейчас на чём прослушали запись?
— Мы прослушали запись на магнитофоне.
— Раньше не было никакой бытовой техники. Поэтому играли на ложках. Сейчас Дима исполнит игру на ложках.
— Понравилось?
3. Вы все устали. Давайте отдохнём. Физминутка у нас будет необычная. Вы будете выходить сюда по два человека. Один человек ударяет деревянной ложкой по посуде, а другой определяет, из чего эта посуда сделана.
— Отдохнули мы с вами неплохо, с пользой. А теперь давайте продолжим наш урок.
— Скажите мне, на какие группы делится посуда? И ещё составляем несколько предложений о нашей столовой.
— На всех столах лежат красивые скатерти.
— Что можете сказать о скатерти?
— Скатерть служит символом мира. Она впервые появилась в Древнем Риме.
— А на скатертях стоит очень красивая посуда: мелкие и глубокие тарелки, чайная посуда, супницы, салатницы, хлебницы, ножи, вилки, ложки.
— Сколько мы составили предложений?
— Мы составили 6 предложений.
— Посмотрите на этот стол. Что вы здесь видите?
— Мы видим посуду, в которой нам подают пищу в нашей столовой.
— Да, ребята, действительно это так. Это современная посуда. Она очень красивая, изящная и удобная для употребления пищи.
— А какая посуда стоит на этом столе?
— Это старинная посуда.
— Где мы можем увидеть такую посуду в наше время?
— Мы можем увидеть такую посуду в наше время в музее.
— Как называют этот кувшин?
— Это крынка. Её использовали в обиходе наши земляки казаки. В ней хранили молоко, квас и другие напитки.
— Выполните на доске звукобуквенный анализ слова «крынка».
— Молодцы, дети.
— Вы кушаете из такой красивой посуды в нашей уютной светлой столовой. У вас каждый день очень разнообразное меню: вам дают мясо, рыбу, молочные продукты, фрукты, овощи, сладости. И это всё благодаря людям, которые всегда думают о вас, заботятся о вас. Это и президент нашей страны, и губернатор нашего края, и директор нашей школы.
Вы должны помнить об этом всегда и быть благодарными этим людям.
— А сейчас давайте вспомним правила поведения в столовой. Соблюдать дисциплину во время приёма пищи.
— Кушать не спеша, культурно.
— Правильно пользоваться столовыми приборами.
— Приходить в столовую во время, в чистой одежде и обуви.
— Да, дети, вы должны приходить в столовую во время, в чистой одежде и обуви. Так как столовая у нас чистая, повара работают в белых халатах.
4. Сейчас мы приступим ко второй части урока,с вами перейдём в игровую комнату, где посмотрим мультфильм « Федорино горе » и вы сравните как относилась к посуде Федора и как относятся к посуде наши повара. После просмотра мультфильма мы покажем нашим учителям как мы научились принимать пищу. Просмотр мультфильма.
— Какую посуду вы увидели?
— Тарелки, чайная посуда, стаканы, столовые приборы, самовар.
— Почему посуда ушла от Федоры?
— Потоку что она была грязная, ленивая и не ухаживала за посудой.
— Скажите строчки из стихотворения, как посуда отзывалась о Федоре.
— Скажите строчки из стихотворения, где Федора просит вернуться посуду домой.
— Как она стала относиться к посуде, когда та вернулась домой.
— Как стал самовар называть Федору?
— Так как нужно относиться к посуде?
— К посуде нужно относиться бережно.
— Давайте покажем гостям, как мы умеем пользоваться столовыми приборами.
Сейчас приступим к практической части нашего урока.
— Вот это посуда для завтрака. Вы сейчас накроете на стол.
— Сколько приборов вы поставите на стол?
— Мы поставим на стол 20 приборов.
Почему вы поставили на стол 20 приборов?
— Потому что у нас в классе 15 детей и ещё 5 человек гостей. Итого 20 человек.
— Ставим мелкие тарелки, чашки, слева от тарелки ложем вилки зубцами вверх, справа от тарелки ножи.
Приём пищи.
— Поели? Что надо сказать после еды?
— Как будем мыть посуду?
— Мы будем мыть посуду тёплой водой с моющим средством, затем ополоснем её и насухо вытрем полотенцем.
— Молодцы, ребята, вы очень хорошо отвечали на уроке. Давайте подведём итог нашего урока.
— Как называлась тема нашего урока?
— Тема нашего урока: « Посуда ».
— Что мы делали на нашем уроке?
— Мы называли предметы посуды.
— Строили предложения.
— Работали по карточкам.
— Слушали записи произведений.
— Играли на ложках.
— Смотрели мультфильм «Федорино горе ».
— Проводили практическое занятие.
— Писали в тетрадях.
— Работали с календарём природы.
— Повторили правила поведения в столовой. Оценки за урок.
Домашнее задание.
— На внеклассном занятии вы должны будете расписать эти круги — это будут ваши тарелки. 1-ая группа распишет Хохломской росписью, а все остальные так, как им захочется.
— На этом наш урок закончен.