Урок открытия новых знаний (ОНЗ)

с элементами исследования

Тема: Кто такие насекомые? Насекомые Башкортостана

Класс:

УМК «Школа России»

Цель: познакомить обучающихся с признаками и разнообразием насекомых.

Задачи урока:

— создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых;

— воспитывать бережное отношение к насекомым;

— учить отличать насекомых от других животных, используя основной признак;

— учить работать в команде.

Планируемые результаты:
Предметные:

усвоят, что насекомые — это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира; научатся узнавать и приводить примеры насекомых; повторят правила бережного отношения к природе.
Метапредметные:
регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых;
познавательные: узнавать, называть и определять насекомых, составлять описание насекомого;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, помогать учителю в ходе урока.
Личностные:
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Оборудование: компьютерная презентация, ноутбук, интерактивная доска, фотографии с изображением насекомых (кузнечик, пчела, бабочка, шмель, стрекоза, жук) или резиновые игрушки-насекомые, изображения бабочек для рефлексии, электронное приложение к учебнику, проектор, карточки для индивидуальной работы, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь, листочки с кружочками, конверт с фотографиями насекомых, рисунки Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ребята! Я вижу у всех хорошее настроение. А давайте поиграем! Если я назову хвойное дерево, то вы мне покажете иголки (показываю как), а если я назову лиственное дерево – вы поднимите руки и потянетесь к солнышку, зашелестите листочками (ладошками).

ЛИПА, СОСНА, ИВА, ОСИНА, ЕЛЬ, ЛИСТВЕННИЦА, БЕРЕЗА.

-Итак, скажите, какие деревья называются лиственными, а какие – хвойными. Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовую работу: у каждого из вас на парте находятся листочки, на которых изображены кружки. Если я называю лиственное дерево, то вы закрашиваете кружок жёлтым цветом, если называю хвойное дерево – зелёным.

Берёза, дуб, ель, сосна, клён, осина, лиственница

— Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте друг друга – если круг закрашен неправильно зачеркните. (проверка по доске). Молодцы! С заданием справились хорошо. Посмотрите на наших друзей: Мудрую Черепаху и Муравьишку Вопросика. Они очень рады, что вы так хорошо усвоили тему прошлого урока.

III. Мотивация познавательной деятельности

Сегодня Вопросик принёс новое задание в конверте. Что же там находится?

Это фотографии. Я их отсканировала и поместила на слайд. Посмотрите на доску. Слайд 1

Кто это? (Перечисляют насекомых). Как можно назвать этих животных одним словом?

— О ком же мы сегодня будем говорить на уроке? ( О насекомых)

— Сформулируйте тему урока, глядя на этот слайд.

(Открывается на доске тема урока – Кто такие насекомые? Слайд 2 )

— Прочитай, Диана. Правильно ли вы определили тему?

Значит, наша цель — познакомиться и научиться отличать насекомых от других животных.

IV. Изучение нового материала.

Слайд 3

— Однажды кто-то сказал Муравью Вопросику, что он — насекомое.

Кто такие насекомые? — заинтересовался Муравьишка. И правда ли, что я — насекомое?“ Давайте поможем Муравьишке найти ответы на эти вопросы.

Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 32.

— В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных. Рассмотрите их. Как вы думаете, какое из них — насекомое? (Ответы детей)

Создание проблемной ситуации

— А как вы определили, что это кузнечик насекомое, а другие животные – нет? (выслушиваю мнения ребят)

— Кто из вас видел живого кузнечика? Как он двигается?

Сообщение про кузнечика: Я узнал, чем стрекочет кузнечик. На ноге у кузнечика зазубренки, на крыле- зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло. Оказывается, у кузнечика есть ухо, которое находится в голенях передней пары ног.

ФИЗМИНУТКА ПОД ПЕСНЮ «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК»

Работа по учебнику

— Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать насекомое и находить его изображение в учебнике на с. 32-33

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, —

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (комар)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это ? (стрекоза)

Точка, точка, два крючка-

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа-точка, слева — точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука-

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт! (божья коровка)

Работа в группах

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Закройте учебники. Каждая группа получает фотографию (или резиновую модель) насекомого.

Сейчас вы будет исследовать строение тела насекомого. Что значит исследовать? У вас на партах лежит план исследования. Вам необходимо найти: (показываю увеличенный вариант карточки)

1.КРЫЛЬЯ

2.ТЕЛО (ИЗ 3-Х ЧАСТЕЙ: ГОЛОВА, ГРУДЬ, БРЮШКО)

3.НОГИ (ПОСЧИТАТЬ СКОЛЬКО)

4.ГЛАЗА

5.УСИКИ

Если данная часть тела есть у насекомого, то ставите знак «+».

Работа в группах. Индивидуальная помощь группам.

Выступление групп.

-Командиры групп, вам слово!

1 гр. Мы исследовали бабочку. У бабочки есть 4 крыла, тело состоит из головы, груди и брюшка, 6 ног, 2 глаза, есть усики. Слайд 4

Сообщение про бабочку: Бабочка трижды родиться, прежде, чем стать взрослой: яичко, гусеница, из куколки — бабочка. Осенью большинство бабочек гибнет с первыми холодами. Некоторые забираются в щели деревьев, заборов, домов и там перезимовывают. Даже есть бабочки, которые улетают на юг. Платяная моль, живущая рядом с человеком, — тоже бабочка.

2 гр. Мы исследовали жука. У жука есть 2 крыла, тело состоит из головы, груди и брюшка, 6 ног, есть глаза и 2 усика. Слайд 5

Сообщение про жука: Самый крупный жук- это жук-геркулес (обитает в Южной Америке), его длина -16см. (показать зеленую полоску). А в нашей стране самый крупный жук – уссурийский дровосек, его длина 11 см (показать красную полоску)

3 гр. Мы исследовали стрекозу. У стрекозы 4 крыла, тело состоит из 3 частей, 6 ног, есть 2 больших глаза. Слайд 6

Стих-е про стрекозу

Стрекоза – стрекоза,
Большекрылая краса.
Глазки голубые,
Крылья кружевные,
Над водой летаешь,
Комаров пугаешь.

ФИЗМИНУТКА

Утром стрекоза проснулась, 
Потянулась, улыбнулась. 
Раз – росой она умылась, 
Два – изящно покружилась, 
Три – нагнулась и присела, 
На четыре – полетела. 
У реки остановилась, 
Над водою закружилась.

4 гр. Мы исследовали божью коровку. У божьей коровки 4 крыла, есть тело, 6 ног, глаза, усики. Слайд 7

Сообщение про божью коровку: иногда думают, сколько точек у коровки на крыльях, столько ей лет. Но это неправда. Точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду какая из коровок принадлежит. Коровками их назвали потому, что умеют выделять «молоко», правда, не белое, а оранжевое. При опасности, на сгибах его ног выступают капельки оранжевой жидкости.

Составление кластера

-Итак, давайте еще раз назовем, какие части тела есть у всех насекомых.

(Обучающиеся называют, а я на доске составляю кластер)

-А как вы думаете, какой из этих признаков самый главный и по нему сразу можно сказать, что это животное – насекомое.

Определение отличительного признака насекомых.

— Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют крылья всегда насекомые? (нет, н-р, —)

— Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют усики, всегда насекомые? (нет, н-р, —)

-Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют глаза всегда насекомые? (нет, —-)

— Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют хоботок или челюсти всегда насекомые? (нет, н-р, —-)

-Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют голову, грудь, живот всегда насекомые? (нет, н-р, —)

— Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют 6 ног всегда насекомые?

-Посмотрите на насекомых, которых вы исследовали. У них у всех 6 ног?

Сделайте вывод, кто такие насекомые. (ответы детей)

-Проверим, правильно ли сделали вывод. Послушаем Мудрую Черепаху.

Электронное приложение.

А теперь давайте ответим на вопрос муравьишки Вопросика: действительно ли он насекомое? Докажите.

— Каких их этих насекомых вы видели в природе?

Сообщение про насекомых Башкортостана: в Башкирии насчитывается более 20 тысяч видов насекомых. Самое известное насекомое нашей республики и символ – это пчела. Все насекомые, о которых мы сейчас говорили, обитают в Башкортостане.

V. Закрепление изученного

Работа в рабочей тетради с. 22

-Мне очень понравилось, как вы работали в группах, поэтому продолжим эту работу.

-3 и 4 группы выполняют тест. Самостоятельно читайте задание и выполняйте.

-1 и 2 группа откройте тетради на с.22 и рассмотрите верхний рисунок.

-Какие насекомые здесь нарисованы? Вспомните, как они окрашены.

— Почему кузнечик зелёный?

Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему трудно себя защищать, поэтому он прячется в зелени травы. (Раскрасить кузнечика)

-А почему шмель пёстрый?

Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в дело жало. (Раскрасить шмеля)

VI. Итог урока

-Ребята! Мы с вами живем на планете насекомых. Насекомые повсюду. Есть даже такие, которых мы с вами не видим. А всего их насчитывается около 2 млн. Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? (Ответы обучающихся.)

VII. Домашнее задание

— Кто хочет дома повторить изученную сегодня тему, может поработать с карточкой. Нужно найти и обвести названия насекомых и найти их изображения в учебнике.

Б

А

Б

О

К

О

Ж

Е

Л

А

Ч

К

М

У

Ч

М

У

Р

А

А

К

П

Е

В

А

О

Р

Я

Ш

Й

Ь

М

С

А

С

М

Е

Л

У

Х

А

К

К

У

З

Н

Е

Ч

И

VIII. Рефлексия

— У каждого из вас на парте находятся бабочки. Если урок вам понравился и вы на уроке работали хорошо – возьмите зеленую бабочку. Если вы что-то не поняли – возьмите жёлтую бабочку. Если вы на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, то возьмите красную бабочку. Теперь этих бабочек мы посадим к Муравьишке. (прикрепляю к доске)

-Спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here