Урок открытия новых знаний (ОНЗ)
с элементами исследования
Тема: Кто такие насекомые? Насекомые Башкортостана
Класс: 1А
УМК «Школа России»
Цель: познакомить обучающихся с признаками и разнообразием насекомых.
Задачи урока:
— создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых;
— воспитывать бережное отношение к насекомым;
— учить отличать насекомых от других животных, используя основной признак;
— учить работать в команде.
Планируемые результаты:
Предметные:
усвоят, что насекомые — это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира; научатся узнавать и приводить примеры насекомых; повторят правила бережного отношения к природе.
Метапредметные:
регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых;
познавательные: узнавать, называть и определять насекомых, составлять описание насекомого;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, помогать учителю в ходе урока.
Личностные:
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Оборудование: компьютерная презентация, ноутбук, интерактивная доска, фотографии с изображением насекомых (кузнечик, пчела, бабочка, шмель, стрекоза, жук) или резиновые игрушки-насекомые, изображения бабочек для рефлексии, электронное приложение к учебнику, проектор, карточки для индивидуальной работы, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь, листочки с кружочками, конверт с фотографиями насекомых, рисунки Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
—Ребята! Я вижу у всех хорошее настроение. А давайте поиграем! Если я назову хвойное дерево, то вы мне покажете иголки (показываю как), а если я назову лиственное дерево – вы поднимите руки и потянетесь к солнышку, зашелестите листочками (ладошками).
ЛИПА, СОСНА, ИВА, ОСИНА, ЕЛЬ, ЛИСТВЕННИЦА, БЕРЕЗА.
-Итак, скажите, какие деревья называются лиственными, а какие – хвойными. Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовую работу: у каждого из вас на парте находятся листочки, на которых изображены кружки. Если я называю лиственное дерево, то вы закрашиваете кружок жёлтым цветом, если называю хвойное дерево – зелёным.
Берёза, дуб, ель, сосна, клён, осина, лиственница
— Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте друг друга – если круг закрашен неправильно зачеркните. (проверка по доске). Молодцы! С заданием справились хорошо. Посмотрите на наших друзей: Мудрую Черепаху и Муравьишку Вопросика. Они очень рады, что вы так хорошо усвоили тему прошлого урока.
III. Мотивация познавательной деятельности
— Сегодня Вопросик принёс новое задание в конверте. Что же там находится?
— Это фотографии. Я их отсканировала и поместила на слайд. Посмотрите на доску. Слайд 1
— Кто это? (Перечисляют насекомых). Как можно назвать этих животных одним словом?
— О ком же мы сегодня будем говорить на уроке? ( О насекомых)
— Сформулируйте тему урока, глядя на этот слайд.
(Открывается на доске тема урока – Кто такие насекомые? Слайд 2 )
— Прочитай, Диана. Правильно ли вы определили тему?
Значит, наша цель — познакомиться и научиться отличать насекомых от других животных.
IV. Изучение нового материала.
Слайд 3
— Однажды кто-то сказал Муравью Вопросику, что он — насекомое.
„Кто такие насекомые? — заинтересовался Муравьишка. И правда ли, что я — насекомое?“ Давайте поможем Муравьишке найти ответы на эти вопросы.
Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 32.
— В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных. Рассмотрите их. Как вы думаете, какое из них — насекомое? (Ответы детей)
Создание проблемной ситуации
— А как вы определили, что это кузнечик насекомое, а другие животные – нет? (выслушиваю мнения ребят)
— Кто из вас видел живого кузнечика? Как он двигается?
Сообщение про кузнечика: Я узнал, чем стрекочет кузнечик. На ноге у кузнечика зазубренки, на крыле- зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло. Оказывается, у кузнечика есть ухо, которое находится в голенях передней пары ног.
ФИЗМИНУТКА ПОД ПЕСНЮ «В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК»
Работа по учебнику
— Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать насекомое и находить его изображение в учебнике на с. 32-33
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, —
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (комар)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это ? (стрекоза)
Точка, точка, два крючка-
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа-точка, слева — точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука-
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт! (божья коровка)
Работа в группах
-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Закройте учебники. Каждая группа получает фотографию (или резиновую модель) насекомого.
–Сейчас вы будет исследовать строение тела насекомого. Что значит исследовать? У вас на партах лежит план исследования. Вам необходимо найти: (показываю увеличенный вариант карточки)
1.КРЫЛЬЯ
2.ТЕЛО (ИЗ 3-Х ЧАСТЕЙ: ГОЛОВА, ГРУДЬ, БРЮШКО)
3.НОГИ (ПОСЧИТАТЬ СКОЛЬКО)
4.ГЛАЗА
5.УСИКИ
Если данная часть тела есть у насекомого, то ставите знак «+».
Работа в группах. Индивидуальная помощь группам.
Выступление групп.
-Командиры групп, вам слово!
1 гр. Мы исследовали бабочку. У бабочки есть 4 крыла, тело состоит из головы, груди и брюшка, 6 ног, 2 глаза, есть усики. Слайд 4
Сообщение про бабочку: Бабочка трижды родиться, прежде, чем стать взрослой: яичко, гусеница, из куколки — бабочка. Осенью большинство бабочек гибнет с первыми холодами. Некоторые забираются в щели деревьев, заборов, домов и там перезимовывают. Даже есть бабочки, которые улетают на юг. Платяная моль, живущая рядом с человеком, — тоже бабочка.
2 гр. Мы исследовали жука. У жука есть 2 крыла, тело состоит из головы, груди и брюшка, 6 ног, есть глаза и 2 усика. Слайд 5
Сообщение про жука: Самый крупный жук- это жук-геркулес (обитает в Южной Америке), его длина -16см. (показать зеленую полоску). А в нашей стране самый крупный жук – уссурийский дровосек, его длина 11 см (показать красную полоску)
3 гр. Мы исследовали стрекозу. У стрекозы 4 крыла, тело состоит из 3 частей, 6 ног, есть 2 больших глаза. Слайд 6
Стих-е про стрекозу
Стрекоза – стрекоза,
Большекрылая краса.
Глазки голубые,
Крылья кружевные,
Над водой летаешь,
Комаров пугаешь.
ФИЗМИНУТКА
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
4 гр. Мы исследовали божью коровку. У божьей коровки 4 крыла, есть тело, 6 ног, глаза, усики. Слайд 7
Сообщение про божью коровку: иногда думают, сколько точек у коровки на крыльях, столько ей лет. Но это неправда. Точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду какая из коровок принадлежит. Коровками их назвали потому, что умеют выделять «молоко», правда, не белое, а оранжевое. При опасности, на сгибах его ног выступают капельки оранжевой жидкости.
Составление кластера
-Итак, давайте еще раз назовем, какие части тела есть у всех насекомых.
(Обучающиеся называют, а я на доске составляю кластер)
-А как вы думаете, какой из этих признаков самый главный и по нему сразу можно сказать, что это животное – насекомое.
Определение отличительного признака насекомых.
— Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют крылья всегда насекомые? (нет, н-р, —)
— Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют усики, всегда насекомые? (нет, н-р, —)
-Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют глаза всегда насекомые? (нет, —-)
— Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют хоботок или челюсти всегда насекомые? (нет, н-р, —-)
-Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют голову, грудь, живот всегда насекомые? (нет, н-р, —)
— Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют 6 ног всегда насекомые?
-Посмотрите на насекомых, которых вы исследовали. У них у всех 6 ног?
Сделайте вывод, кто такие насекомые. (ответы детей)
-Проверим, правильно ли сделали вывод. Послушаем Мудрую Черепаху.
Электронное приложение.
А теперь давайте ответим на вопрос муравьишки Вопросика: действительно ли он насекомое? Докажите.
— Каких их этих насекомых вы видели в природе?
Сообщение про насекомых Башкортостана: в Башкирии насчитывается более 20 тысяч видов насекомых. Самое известное насекомое нашей республики и символ – это пчела. Все насекомые, о которых мы сейчас говорили, обитают в Башкортостане.
V. Закрепление изученного
Работа в рабочей тетради с. 22
-Мне очень понравилось, как вы работали в группах, поэтому продолжим эту работу.
-3 и 4 группы выполняют тест. Самостоятельно читайте задание и выполняйте.
-1 и 2 группа откройте тетради на с.22 и рассмотрите верхний рисунок.
-Какие насекомые здесь нарисованы? Вспомните, как они окрашены.
— Почему кузнечик зелёный?
Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему трудно себя защищать, поэтому он прячется в зелени травы. (Раскрасить кузнечика)
-А почему шмель пёстрый?
Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в дело жало. (Раскрасить шмеля)
VI. Итог урока
-Ребята! Мы с вами живем на планете насекомых. Насекомые повсюду. Есть даже такие, которых мы с вами не видим. А всего их насчитывается около 2 млн. Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)
─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? (Ответы обучающихся.)
VII. Домашнее задание
— Кто хочет дома повторить изученную сегодня тему, может поработать с карточкой. Нужно найти и обвести названия насекомых и найти их изображения в учебнике.
А | Б | О | К | О | Ж | |
Е | Л | А | Ч | К | М | У |
Ч | М | У | Р | А | А | К |
П | Е | В | А | О | Р | Я |
Ш | Й | Ь | М | С | А | С |
М | Е | Л | У | Х | А | К |
К | У | З | Н | Е | Ч | И |
VIII. Рефлексия
— У каждого из вас на парте находятся бабочки. Если урок вам понравился и вы на уроке работали хорошо – возьмите зеленую бабочку. Если вы что-то не поняли – возьмите жёлтую бабочку. Если вы на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, то возьмите красную бабочку. Теперь этих бабочек мы посадим к Муравьишке. (прикрепляю к доске)
-Спасибо за урок!