МБОУ Красносадовская СОШ

Открытый урок внеклассного чтения

Тема: «Басни И.А. Крылова»

4 Б класс

Учитель: Савченко И.В.

Тип урока: обобщение изученного материала

УМК «Планета знаний» под ред. И.А. Петровой

Учебник литературного чтения под ред.Э.Э. Кац

2013 г.

Цель урока:

1. Формирование целостного взгляда на мир и место человека в нем, воспитание человека нравственной и коммуникативной культуры.

Задачи урока:

  1. Продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении; делать обобщающие выводы.

  2. Прививать обучающимся красоту восприятия художественного слова посредством упражнения в выразительном чтении басен.

  3. Познакомить обучающихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»; вспомнить другие изученные ранее.

  4. Создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого обучающегося.

  5. Воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.

  6. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и дружеских отношений в коллективе.

Оборудование к уроку:

учебник «Литературное чтение» под. ред. Э.Э. Кац, 4 класс, изд. АСТ «Астрель» М. 2012,ч.1, с.162; презентация об И.А. Крылове, аудиозапись: чтение басни И.Ильинским «Мартышка и очки»; карточки с отрывками из басен, костюмы и декорации для инсценирования басен.

План – конспект урока:

  1. Организационный момент

— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Психологический настрой

Глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

  1. Сообщение темы и целей урока

-Перед вами выставка книг. Что объединяет все эти книги?

Кто не слыхал его живого слова
Кто в жизни с ним не встретился своей
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

-Совершенно верно, все они написаны И.А. Крыловым. Нашим великим баснописцем. Сегодня у нас есть замечательная возможность прикоснуться к творениям этого человека. Сегодня тема нашего урока: «Басни И.А. Крылова». (Презентация).

-Как вы понимаете значение слова «баснописец»?

— Что такое басня?

(Басня – это короткий рассказ, чаще всего стихотворение, в котором есть скрытый смысл).

-Что чаще всего бывает в басне? (Мораль).

— Что такое мораль?

(Мораль – это самое главное, о чем хотел сказать писатель в своем произведении).

-Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?

-С древних времен существовали баснописцы. И И.А. Крылов начал писать басни не с пустого места. У него были хорошие учителя.

-Послушайте о них: Рассказ о древнегреческом баснописце Эзопе и французском баснописце Лафонтене.

-Посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.

Эзоп, Др. Греция – Лафонтен, Франция, 17 век – Крылов, Россия, 19 век.

Три великих баснописца: греческий, французский и русский. В наше время интересные басни пишет Сергей Владимирович Михалков.

3. Актуализация опорных знаний

-Что мы знаем об И.А. Крылове.

— В какой семье родился И.А. Крылов?

— Под чьим руководством он получил свое первоначальное образование?

-Какое горе случилось в семье, когда мальчику было 9 лет?

-Как сложилась его дальнейшая судьба?

Что стало главным делом в жизни И.А. Крылова?

-Сколько басен написал И.А. Крылов за свою жизнь?

Иван Андреевич Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку.

1) Кто обычно является героями басен?

2) Какие недостатки высмеиваются в баснях?

3) Как вы думаете, случайно ли вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?

4) Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?

5) А что делает их понятными детям? Презентация продолжается: книги

Задание

Каким вам представляется баснописец? Запишите на листике 1-2 эпитета.

(зачитать).

4.Физкультминутка:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

(наклон вперед, назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать,

И совсем не уставать.

(рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка

Отдохнула мы слегка.

5. Прослушивание басни «Мартышка и очки» в исполнении И.Ильинского.

— Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной басней И.А. Крылова. Называется она «Мартышка и очки». Обратите внимание на чтение этой басни. Презентация № 2 «Мартышка и очки».

-Как вы думаете, что это написано? (мораль басни).

-Прочитайте внимательно мораль еще раз и попытайтесь мне объяснить, о чем самом главном хотел сказать И.А. Крылов этой басней?

6. Словарная работа:

— Как вы понимаете слово «невежда»? Проверьте себя по Толковому словарю.

— Эта басня прочитана замечательным артистом Ильей Ильинским. Как важно голосом, интонацией уметь передать тот главный скрытый смысл, который заложен автором произведений.

7. Подготовка к инсценированию.

-Сегодня мы тоже с вами попытаемся стать хоть чуть – чуть артистами. А помогут нам в этом басни дедушки Крылова. Много выражения из басен стали «крылатыми выражениями». Мы их употребляем в жизни и не задумываемся над тем, что это точно подметил в своих баснях И.А. Крылов.

Некоторые крылатые выражения нам помогут вспомнить знакомые басни, а некоторые даже оживить.

8. Дыхательная гимнастика

9.Вспоминаем басни

***

«Ах, ты пела, это дело…»

-Из какой басни слова?

-Назовите персонажей басни.

-Что осуждается в басне?

***

« В том, — отвечал сосед, —

Чего в тебе, кум, вовсе нет…»

(Инсценирование).

***

«Когда в товарищах согласья нет…»

-Из какой басни слова?

-Назовите персонажей басни.

-Что осуждается в басне?

***

-«Ну, братец, виноват:

Слона – то я и не приметил».

(Инсценирование).

***

— «На взгляд – то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь»

(Инсценирование).

— Но есть ли в них назидательность, поучительность, свойственная произведениям детской литературы 18 века?

— Действительно она скрыта.

— Для басни характерно иносказание (аллегория). Язык басни – это язык усмешки, намека. Неслучайно художественная речь, в которой много иносказаний, недомолвок, иронии, называют Эзоповским языком

10. Рефлексия

 

— Что нового узнали на уроке?

— Кто является прародителем этого жанра?

— Развивается ли этот жанр в современной литературе?

— Чем запомнился вам этот урок?

— Спасибо за сотрудничество.

11. Д.з. выполнить проект «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова»

(Найти в баснях «крылатые выражения»,

указать название басни, оформить работу)

Приложение

Фамилия________________

Имя_____________

Класс____________

Дата____________________

Проект

по внеклассному чтению

Крылатые выражения

из басен Ивана Андреевича Крылова

***

  1. «Вперед чужой беде, не смейся, голубок».

«Чиж и Голубь»

  1. -«Ну, братец, виноват:

Слона – то я и не приметил».

«Любопытный»

  1. «На взгляд – то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь»

«Ворона и Лисица»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here