Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова
Черепановского района Новосибирской области
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Леус Наталья Викторовна
Урок по окружающему миру
Предмет: окружающий мир
Уровень образования: начальное общее образование
Тема: Для чего нужна экономика?
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Время проведения: 05 февраля 2013 г
Участники: ученики 3 класса
Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
РегулятивныеУУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Основные понятия: экономика, потребность, услуга, товар
Межпредметные связи: литературное чтение
Ресурсы «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, тексты для чтения, карточка с таблицей для индивидуальной работы, карточки для групповой работы; ватман А-1, маркеры, фломастеры, магниты.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся | Формирование УУД | |||||||||||||||
I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
| -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Викторовна. Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Сегодня необычный урок окружающего мира для вас и для меня, постараемся помочь друг — другу. Я желаю вам успехов. Улыбнитесь друг другу. Тихонько сели.
| Приветствуют учителя, гостей; Настраиваются на урок.
| Личностные УУД Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. | ||||||||||||||
II этап. Стадия вызова. Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
Актуализация знаний. Цель — организовать постановку цели урока;
| — Сейчас я прочитаю вам стихотворение и мне кажется, что вы найдёте в нём много новых и интересных слов. Экономику — науку – Не придумаешь от скуки. Чтобы лучше понимать, Как хозяйством управлять, Нам нужны ее ученья Для дальнейшего уменья. А потребности у нас Всё растут из класса в класс. И товарооборот Всё растет из года в год. Но ресурсы иногда Ограниченны бывают И возможности не все Перед нами открывают. Мы настроились серьезно С экономикой дружить, Чтобы в будущем достойно Нашей Родине служить. Ярослав Ромашев — Какие новые слова вы услышали? Что вас заинтересовало? — О какой науке идёт речь в этом стихотворении? — А вы знаете о ней? — Значит о чём сегодня нам бы поговорить? — Так и обозначим тему нашего урока.
— Вы любите играть? — В игре можно узнать много нового. Вот и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в розовой строке плюс, если согласны с утверждением или минус, если не согласны. Белая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы: 1. потребности у всех разные? 2. труд не всегда нужен экономике? 3. на потребности влияет то, чем мы интересуемся или увлекаемся? 4. экономика и услуга – родственники? 5. экономика нужна для удовлетворения потребностей человека? — Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице, и видеть, насколько вы были правы. — Мы говорим экономика. А для чего она нужна? — Посоветуйтесь и расскажите друг другу, что вы знаете. Обсудите в своих группах, сделайте предположения. Приём «Корзина идей» (групповая работа) Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. — Посмотрите какая полная получилась корзина. — Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы простой вопрос. Нужно ли нам искать ответ на этот вопрос? -Ну, так давайте искать!
| Работают с информацией, стихотворением, с целью поиска и выделения необходимой информации;
Выход на тему урока.
Вспоминают и анализируют имеющиеся знания.
Систематизируют информацию до её изучения.
| Регулятивные УУД В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные УУД Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
| ||||||||||||||
III этап. Стадия осмысления. 1.Постановка учебной проблемы.
2. Поиск информации. Цель: Получить новую информацию и осмыслить её.
физминутка
3. Самостоятельная работа
| — На уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. — Где можно узнать значение незнакомого слова? — Куда обратитесь за помощью? — Сколько много вариантов. — Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» — означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. — А теперь давайте узнаем, как трактует это понятие толковый словарь. Работа с толковыми словарями.
Приём «Инсерт» А теперь обратимся к тексту. Во время чтения вы делаете на полях пометки: + если то, что вы читаете, знаете, или думаете, что знаете — если вы, не согласны с тем, что вы читаете ! если то, что вы читаете, является для вас новым ? если то, что вы читаете, вам не понятно или вы хотели бы получить подробные сведения об этом — Чтение текста с пометками. — Обсуждение
— Прочитайте слова: Экономика Товар Услуга Потребность
— Встретились ли вам эти слова в тексте, подчеркните их. Что вы про них узнали?
— Скажите, а какие ваши потребности? — Это совершенно одинаковые потребности? А что их объединяет? Все потребности можно разбить на три группы: * естественные – это потребности природные, то что даёт нам природа. * общественные – это отношения между людьми. * экономические – это потребности материальные. — В какую группу входят ваши потребности?
Работа в группах. Игра «Найди своё место». Какие товары и услуги нужны для удовлетворения данной потребности. Потребность: чтение книги, игра в футбол, красиво выглядеть, путешествие.
|
Публично демонстрируют свои знания с помощью устной речи.
Работают с информационными справочниками.
Читают и делают пометки на полях по мере осмысления информации.
Анализируют собственные мыслительные операции и чувства.
Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения.
|
Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
| ||||||||||||||
IV этап. Стадия рефлексии. Перестроили свои представления, включив в них новые понятия Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
— Вернёмся к нашей таблице (работа по второй строчке).
— Смогли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока? — Где сможем применить знания, полученные на уроке?
— Обсудите в группе, что вы ещё хотите узнать об экономике. Запишите на листочке вопрос, на который вы сможете ответить или найти информацию. — Подумайте дома, обсуди те с родителями Ответ на вопрос «Почему не всё можно купить и продать?».
— В интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел «Экономика для детей». Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую почитать экономические сказки. Вот этот сайт: Детский портал «Солнышко»-http:www.solnyshko.ee |
Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Отвечают на вопросы учителя. Формируют конечный результат своей работы. Самооценка и самоопределение. | Регулятивные УУД Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|