ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 кл.
Тема: Лесные производители.
Цели: 1.Познакомиться с деревьями и их особенностями.
2. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Оборудование: иллюстрации с изображением различных деревьев, гербарий с листьями, мультимидийный учебник «Кирилл и Мефодий».
-
Орг.момент.
-
Постановка проблемы и актуализация знаний.
―Догадайтесь, о чём идёт речь в этой загадке:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(― о лесе)
― Конечно же, мы сегодня начинаем знакомиться с экосистемой леса.
Но сначала вспомним, с какими экосистемами вы уже познакомились?
― С экосистемами озера, болота и луга, (почвы).
― Что может произойти с озером, болотом и лугом с течение времени? Почему?
―Экосистему озера сменяет экосистема болота, а её сменяет экосистема луга.
Причина – не полностью замкнутый круговорот веществ: озеро зарастает илом, превращается в болото; болото зарастает травой, превращается в луг;
луг при влажной почве зарастает кустарниками и деревьями, превращается в лес.
-
Все обитающие в экосистеме живые организмы называют… сообществом.
-
Какие связи существуют между живыми организмами в экосистеме?
-
Цепи питания.
-
Что нужно для роста растений?
-
1. Почва – из неё они берут воду и минеральные вещества, 2. Углекислый газ, 3. Солнечный свет.
-
Хорошо, а теперь опять загадка:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. Что это?
-
Дерево.
-
Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с.58. Чем различаются их мнения?… Какой у вас возникает вопрос? (какие производители населяют экосистему леса). Сравните свои предположения с авторским на с.136.
-
Итак, нам предстоит выяснить, какие производители населяют экосистему леса. Включить мультимедийный учебник, урок 6, №2.
-
Рассмотрим иллюстрацию на с. 58. Экосистема леса состоит из нескольких этажей. Как вы думаете, какие «этажи» можно выделить в экосистеме леса?… Какие деревья вы знаете?… К каким двум группам их можно отнести?…
Включить мультимедийный учебник, урок 6, №3. Остановить после слова «травы».
-
Познакомимся поближе с каждой группой растений. Задание по рядам.
-
1.Рассмотрите рисунок на с. 59, ответьте на вопрос к нему. Выделите отличительный признак для деревьев.
-
Деревья бывают лиственные и хвойные. Это многолетние растения с твердым стеблем.
-
2.Рассмотрите рисунок на с.60, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для кустарников.
-
Эти кустарники используются в медицинских и декоративных целях. Они имеют несколько твёрдых стеблей.
-
3. Рассмотрите рисунок на с.61, ответьте на вопрос к нему. Выделите отличительный признак для трав.
-
У трав мягкий, зелёный стебель. (Рассказывают о растениях, которые им встречались.)
-
Какие преимущества имеют деревья перед травами?… Что дают деревья растениям нижних «этажей».
-
Деревья высокие, они получают больше света и защищают растения нижних этажей от сильных ветров, от палящего солнца.
-
Давайте поближе познакомимся с деревьями. Рассмотрите рисунок на с.60.
(Включить урок 6, №5,мультимедийный учебник) Какие основные части дерева вы можете назвать. Внимание на экран. (Показать на экране.)
Объясните, какие вещества движутся из корней в крону, а какие – из кроны к корням. (дети отвечают)
Внимание на экран. Включить объяснение.
-
Чем деревья отличаются от кустарников и травянистых растений? … Прочитайте определения в рамочках на с. 60 и с.61.
-
Первичное закрепление.
А теперь проверим, насколько вы внимательно работали на уроке.
-
Какие «кормильцы» играют важнейшую роль в экосистеме леса?
-
Деревья.
-
Почему же деревья в лесу такие высокие?
-
Это позволяет им лучше использовать энергию солнца.
-
Самостоятельное применение знаний.
Выполните задания №1, 2, 4,5 в тетради.
-
Итог урока.
-
Каждый куст берегите, ребята.
Где росток ты увидишь какой,
Может вырасти дуб в три обхвата.
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.
Свято помни, что лес наша радость!
Вместе с лесом и сам ты растёшь.
-
Сегодня хорошо поработали:…
-
Домашнее задание: § 15, отв. на вопросы, Тетрадь №3 (опыт), 6.
По желанию: подготовить сообщения об обитателях леса.(распределить)