ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 кл.

Тема: Лесные производители.

Цели: 1.Познакомиться с деревьями и их особенностями.

2. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных деревьев, гербарий с листьями, мультимидийный учебник «Кирилл и Мефодий».

  1. Орг.момент.

  2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Догадайтесь, о чём идёт речь в этой загадке:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
( о лесе) 

Конечно же, мы сегодня начинаем знакомиться с экосистемой леса.

Но сначала вспомним, с какими экосистемами вы уже познакомились?

С экосистемами озера, болота и луга, (почвы).

Что может произойти с озером, болотом и лугом с течение времени? Почему?

Экосистему озера сменяет экосистема болота, а её сменяет экосистема луга.

Причина – не полностью замкнутый круговорот веществ: озеро зарастает илом, превращается в болото; болото зарастает травой, превращается в луг;

луг при влажной почве зарастает кустарниками и деревьями, превращается в лес.

  • Все обитающие в экосистеме живые организмы называют… сообществом.

  • Какие связи существуют между живыми организмами в экосистеме?

  • Цепи питания.

  • Что нужно для роста растений?

  • 1. Почва – из неё они берут воду и минеральные вещества, 2. Углекислый газ, 3. Солнечный свет.

  • Хорошо, а теперь опять загадка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. Что это?

  • Дерево.

  • Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с.58. Чем различаются их мнения?… Какой у вас возникает вопрос? (какие производители населяют экосистему леса). Сравните свои предположения с авторским на с.136.

  • Итак, нам предстоит выяснить, какие производители населяют экосистему леса. Включить мультимедийный учебник, урок 6, №2.

  • Рассмотрим иллюстрацию на с. 58. Экосистема леса состоит из нескольких этажей. Как вы думаете, какие «этажи» можно выделить в экосистеме леса?… Какие деревья вы знаете?… К каким двум группам их можно отнести?…

Включить мультимедийный учебник, урок 6, №3. Остановить после слова «травы».

  • Познакомимся поближе с каждой группой растений. Задание по рядам.

  • 1.Рассмотрите рисунок на с. 59, ответьте на вопрос к нему. Выделите отличительный признак для деревьев.

  • Деревья бывают лиственные и хвойные. Это многолетние растения с твердым стеблем.

  • 2.Рассмотрите рисунок на с.60, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для кустарников.

  • Эти кустарники используются в медицинских и декоративных целях. Они имеют несколько твёрдых стеблей.

  • 3. Рассмотрите рисунок на с.61, ответьте на вопрос к нему. Выделите отличительный признак для трав.

  • У трав мягкий, зелёный стебель. (Рассказывают о растениях, которые им встречались.)

  • Какие преимущества имеют деревья перед травами?… Что дают деревья растениям нижних «этажей».

  • Деревья высокие, они получают больше света и защищают растения нижних этажей от сильных ветров, от палящего солнца.

  • Давайте поближе познакомимся с деревьями. Рассмотрите рисунок на с.60.

(Включить урок 6, №5,мультимедийный учебник) Какие основные части дерева вы можете назвать. Внимание на экран. (Показать на экране.)

Объясните, какие вещества движутся из корней в крону, а какие – из кроны к корням. (дети отвечают)

Внимание на экран. Включить объяснение.

  • Чем деревья отличаются от кустарников и травянистых растений? … Прочитайте определения в рамочках на с. 60 и с.61.

  1. Первичное закрепление.

А теперь проверим, насколько вы внимательно работали на уроке.

  • Какие «кормильцы» играют важнейшую роль в экосистеме леса?

  • Деревья.

  • Почему же деревья в лесу такие высокие?

  • Это позволяет им лучше использовать энергию солнца.

  1. Самостоятельное применение знаний.

Выполните задания №1, 2, 4,5 в тетради.

  1. Итог урока.

  • Каждый куст берегите, ребята.

Где росток ты увидишь какой,

Может вырасти дуб в три обхвата.

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.

Свято помни, что лес наша радость!

Вместе с лесом и сам ты растёшь.

  • Сегодня хорошо поработали:…

  • Домашнее задание: § 15, отв. на вопросы, Тетрадь №3 (опыт), 6.

По желанию: подготовить сообщения об обитателях леса.(распределить)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here