ГБОУ СОШ № 3 г. Сызрань

Урок по окружающему миру.

Тема: Если хочешь быть здоров.

2 класс. УМК «Школа России».

Учитель начальных классов

Колчина Ольга Александровна

2013 г.

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса

Тема: Если хочешь быть здоров (Путешествие в Страну Здорового образа жизни).

Цели урока:

формирование представления о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей человеческой жизни; закрепить знания правил сохранения и укрепления здоровья.

Воспитание общей культуры здоровья и ответственного отношения к своему здоровью; стимулирование у детей желания заниматься спортом.

Развивать исследовательские качества и аналитические способности учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Здравствуйте — говорим мы при встрече. А что означает слово «здравствуйте», с каким словом оно связано? (ответы детей)

Учитель: Словом «здравствуйте» приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение?

Учитель: Покажите умные глазки, ровные спинки, длинную шею, поглядели друг на друга, улыбнулись. Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: «Здоровому — все здорово». Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по — настоящему и работать, и отдыхать. Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в Страну Здорового образа жизни. Нас ждут интересные встречи и задания, но сначала давайте вспомним о своем организме.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его, отметьте правильный ответ.

Красные карточки — самые сложные.

Желтые карточки — средней сложности.

Зеленые карточки — легкие задания.

Красные карточки —

С помощью какого органа дышит человек?

  • мозг;

  • легкие;

  • желудок.

Что является главным отделением “внутренней кухни”?

  • легкие;

  • печень;

  • желудок.

Какой орган управляет работой всего организма?

  • сердце;

  • мозг;

  • кишечник.

Жёлтые карточки —

Зачем нужно знать свой организм?

  • чтобы сохранять и укреплять здоровье;

  • чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;

  • чтобы умело использовать свои возможности.

Отметь галочкой то, что относится к внутреннему строению человека:

голова, легкие, сердце, туловище, шея, мозг, печень, живот.

В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

  • сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

  • горбатый, бледный, хилый, низкий;

  • стройный, сильный, ловкий, статный.

Зелёные карточки —

Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.

  • желудок

  • печень

  • кишечник

Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

  • легкие

  • желудок

  • сердце

Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.

  • легкие

  • мозг

  • сердце

Учитель: А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием. Молодцы.

  1. Основная часть

Учитель: Итак, в путь в Страну Здорового образа жизни, чтобы узнать о том, как сохранить свое здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если все-таки заболели. (слайд)

Физминутка

Загудел паровоз и вагончики повёз.

Паровоз кричит: “Дуду, я иду, иду, иду”

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут,

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

Станция «Режим дня» (слайд)

Учитель: Сохранить свое здоровье помогает режим дня. Режим – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня.

Режим дня.

7 ч. – 8ч.

8 ч. — 13 ч.

13 ч. – 14 ч.

14 ч. – 16 ч.

16 ч. – 18 ч.

18 ч. – 19 ч.

19 ч. – 20 ч. 45 мин.

20 ч. 45 мин. – 21 ч.

Подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак.

Занятия в школе.

Возвращение домой, обед.

Отдых, прогулка, магазин.

Приготовление уроков.

Отдых, ужин, помощь по дому.

Чтение, игры дома.

Подготовка ко сну.

Дети «по цепочке» читают записи.

Учитель: Что вы можете добавить своего в этот режим дня? (ответы детей)

Учитель: Режим дня, который мы прочитали примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов, лечь спать не в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8-9 часов, кушали примерно в одно и тоже время 4-5 раз в день, но никак не реже трех раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учебу или работу с отдыхом, побольше двигались.

Станция «Чистота – залог здоровья» (слайд)

Учитель: Все жители Страны Здорового образа жизни соблюдают личную гигиену. Что обозначают эти слова «личная гигиена»? (ответы детей)

Учитель: Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте. Что же нужно делать, чтобы соблюдать правила личной гигиены? (ответы детей)

Учитель: (слайд) Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь. В каждой семье должны быть предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи, т.е. общие, и те, которыми может пользоваться только один человек, т.е. личные. Попробуйте определить, какие из этих предметов, к какой группе относятся. (работа в группах с последующим обсуждением)

Для первой группы: полотенце, зубная щетка, зубная паста.

Для второй группы: шампунь, мыло, мочалка.

Для третьей группы: расческа, ложка, тарелка.

Учитель: Важно соблюдать правила личной гигиены. А как вы их усвоили мы сейчас проверим. Нужно закончить предложения: (слайд)

Чистить зубы нужно два раза в день: (утром и вечером).

Перед едой нужно обязательно (мыть руки).

Во время еды нельзя (разговаривать с набитым ртом).

Никогда не ешьте немытые (овощи и фрукты).

Свет при письме должен падать (слева).

Станция «Физкульт-привет!» (слайд)

Учитель: Еще один помощник в сохранении здоровья – это движение. Чтобы быть здоровым нужно каждый день выполнять зарядку, больше ходить пешком, играть в подвижные игры, не пропускать без причины уроки физкультуры, кататься на коньках и лыжах. Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.

Физминутка

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, стоп!

Сели, травушку покушали,

Тишину вокруг послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай быстро и легко.

Сидя сделать энергичные движения плечами. Встать, сделать прыжки на обеих ногах. Присесть, замереть, встать и сделать легкие прыжки на носках.

Учитель: А еще полезно заниматься спортом. Существует много видов спорта, и я предлагаю вам отгадать загадки, в которых говорить о различных видах спорта.

Там в латах все на ледяной площадке

Сражаются, сцепились в острой схватке.

Болельщики кричат: «Сильнее бей!»

Поверь, не драка это, а …(хоккей)

Один удар ракеткой —

Волан летит над сеткой.

Серёжа хоть и сильно бил,

Воланчик в сетку угодил.

Сегодня победил Антон.

Во что играли? В … (бадминтон)

Турнир идёт. Турнир в разгаре.

Играем мы с Андреем в паре.

На корт выходим мы вдвоём.

Ракетками мы мячик бьём.

А против нас — Андрэ и Дэнис.

Во что играем с ними? В …(теннис)

 

На льду танцует фигурист,

Кружится, как осенний лист.

Он исполняет пируэт

Потом двойной тулуп… Ах, нет!

Не в шубе он, легко одет.

И вот на льду теперь дуэт. 

Эх, хорошо катаются!

Зал затаил дыхание.

Вид спорта называется …(фигурное катание)

 

Трудно, что ни говори,

Мчать на скорости  с горы!

И препятствия стоят –

Там флажков есть целый ряд.

Лыжнику пройти их надо.

За победу ждёт награда,

Хлынут поздравленья валом.

Этот спорт зовётся …(слалом) 

  

Очень трудно быть, не спорьте,

Самым метким в этом спорте.

Просто мчаться по лыжне

То под силу даже мне.

Сам попробуй бегать день,

А потом попасть в мишень,

Лежа навзничь, из винтовки.

Тут нельзя без тренировки!

А мишень — кружок, не слон.

Спорт зовётся …(биатлон)

Учитель: Некоторые ребята нашего класса занимаются в спортивных секциях и кружках, и сейчас они расскажут нам о своем виде спорта и о тех качествах, которые они приобрели или развили благодаря занятиям спортом (тхеквандо, плавание, дзюдо, баскетбол, гимнастика).

 

Станция «Правильное питание»

Учитель: Что значит «правильное питание»? (ответы детей)

Учитель: Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания.

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

— Кушай, Варечка, скорей, — будешь крепче, здоровей,

Вырастишь такая – умная, большая,

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими,

— Скушай суп, котлету, йогурт и ещё сырок.

— Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик, есть она не хочет.

— Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты, мороженое — это главная еда,

Остальные все продукты — ерунда!

Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт,

Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?

(ответы детей)

Учитель: Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Есть лучше всего в одно и тоже время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы! Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные продукты». Если вы считаете продукт полезным – хлопаем, вредным — топаем. (Рыба, кефир, чипсы, пепси, геркулес, торт, жирное мясо, лук, капуста, подсолнечное масло, конфеты, яблоки.)

Станция «Доктор Айболит»

(Выходит Незнайка)

Учитель: Здравствуй, Незнайка! Что-то ты не весел.

Незнайка: Я заболел. У меня насморк, болит горло, краснеют и слезятся глаза.

Учитель: Чем же болен Незнайка? (ответы детей). Чтобы определить, кто прав, обратимся к учебнику.

( Работа ведется по группам-рядам. Каждая группа получает карточку с заданиями:

    1. Прочитайте в учебнике текст «О простуде» (стр. 14-15) и выполните задания:

а) Перечислите признаки простуды;

б) Какие правила нужно выполнять, чтобы не простужаться?

в) Что делать, если все-таки заболел?

    1. Прочитайте текст «О гриппе» (стр. 15) и выполните задания:

а) Что вызывает эту болезнь? Что такое эпидемия гриппа?

б) Перечислите признаки гриппа;

в) Какие правила нужно выполнять, если заболел гриппом?

    1. Прочитайте текст «О болях в животе» (стр. 16) и выполните задания:

а) Почему может заболеть живот?

б) Как предупредить боли в животе? )

Представители каждой группы отвечают на вопросы.

Учитель: Чем же болен Незнайка? (он простудился) Незнайка, раз ты заболел, тебе немедленно нужно обратиться к врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь. У врачей бывают разные специальности. К какому доктору нужно обратиться Незнайке? (ответы детей).

Учитель: Он должен обратиться к педиатру. Этот врач лечит детей от простуды и некоторых других болезней. А какие еще специальности врачей вы знаете? (ответы детей).

Учитель: Давайте попробуем разобраться, врачи какой специальности что или кого лечат.

Терапевт Лечит взрослых

Педиатр Лечит детей

Стоматолог Лечит зубы

Окулист Лечит глаза

Хирург Делает операции

Отоларинголог Лечит ухо, горло и нос

Учитель: Конечно, специальностей у врачей гораздо больше, но чем бы врач не занимался, он должен быть чутким, добрым, грамотным, внимательным и милосердным.

По ходу урока на доске открывается схема:

Наши помощники

в сохранении здоровья

Врачи

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в Страну Здорового образа жизни. Кто же является нашими помощниками в сохранении здоровья? Чему вы научились на уроке? Что нового узнали?

Учитель: Спасибо всем. Мы с вами очень интересно поработали. Все были очень активны, молодцы! Надеюсь, что сегодняшний урок не прошел даром, и вы многому научились и многое узнали. Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!”

Посмотри, мой юный друг

Что находиться вокруг

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое.

Этот говор водопада

Нежный шепот листьев сада

Тихий гомон птичьих стай

Это я дарю тебе

Все добро возьми себе.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here