Урок по окружающему миру в 1 классе
«Твоё настроение»
УМК «Планета знаний»
Цель: обратить внимание учеников на эмоциональное состояние человека и его изменение в зависимости от ситуации.
Задачи:
— образовательные: познакомить с понятием «настроение», расширить представление о том, что влияет на настроение человека.
— формировать учебные умения: обучать работе по учебнику и в тетради, работе «в паре» и индивидуально, умение самостоятельно работать, проверять работу и доказывать свою точку зрения, проявлять активность при фронтальном опросе, умение слушать и быть внимательным, развивать монологическую речь и диалогическую, расширять словарный запас, развивать навыки чтения, умение анализировать, делать выводы, классифицировать.
— воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение сочувствовать другим, воспитывать культуру поведения на уроке, дома при просмотре телепередач.
-выявить, как изменилось эмоциональное состояние учеников за время пребывания в школе.
Оборудование.
У учителя: учебник «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь №1 «Окружающий мир» (авторы Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.).
Таблицы со словами «настроение», «эмоциональное состояние человека», «радость», «восторг», «грусть», «огорчение», «удивление», «гнев».Таблицы, на которых схематично нарисованы лица с этими эмоциями. Ребус.
Магнитофон, а/з «От улыбки», «Песенка Мамонтёнка», «Танец маленьких утят».
У ученика: учебник «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь №1 «Окружающий мир» 1 класс (авторы Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.), пенал, лист бумаги, разделённый на две части с буквами у, с.
Организационный момент.
Добрый день ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
Актуализация знаний.
Ребята, посмотрите на доску. Что здесь изображено?
(На доске ребус ение )
стро
Это ребус.
По какому принципу составлен этот ребус?
Под какими-то буквами написаны другие буквы.
На каких-то буквах написаны другие буквы.
Давайте его разгадаем.
На-стро-ение.
Под-ение-стро.
Подходит – настроение, потому что есть такое слово.
Значит наш ответ…
( Ребята вместе отвечают: «Настроение». На доске появляется таблица со словом
настроение.)
А что такое настроение?
Это, когда радуешься.
Или когда грустно.
Это, когда человек расстроен.
Когда злится кто-то.
Задумался.
( В то время, когда дети называют что такое настроение, учитель под таблицей, со словом настроение, прикрепляет таблицы со словами: радость, восторг, грусть, огорчение, гнев, страх, удивление, на которых схематично нарисованы лица с этими эмоциями.)
Правильно ребята. Настроение-это эмоциональное состояние человека.
(На доске появляется таблица – эмоциональное состояние человека.)
Физкультминутка.
Рано утром просыпайся,
На зарядку поднимайся.
Руки вверх, к плечам, вперёд,
Руки вниз и поворот.
Приседай и поднимайся.
Прыгай, бегай, закаляйся.
В новой школе каждый день
Нам учиться всем не лень!
Какое настроение у вас после физкультминутки?
Радостное.
Бодрое.
Создание проблемной ситуации.
Ребята, а у вас всегда хорошее настроение?
Нет.
Настроение бывает хорошее или плохое. Давайте, все рисунки с настроением, которые висят на доске, разделим на две группы – хорошее (ещё называют позитивное настроение) и плохое (негативное).
К доске выходят четыре ученика и передвигают таблицы: слева – хорошее настроение, справа – плохое.
Формулировка проблемы.
Что влияет на настроение человека?
Выдвижение гипотез.
Хорошая новость.
Подарок.
Пятёрка.
Мама приехала.
Вы говорите только про хорошее настроение. А что влияет на плохое настроение?
Плохая оценка.
Упал, больно ударился.
Поссорился с другом.
Открытие нового знания.
Значит, на настроение влияет какое-либо событие или новость.
Откройте учебник на странице 46.
(Запись номера страницы на доске.)
Какой сказочный герой изображён на странице?
Буратино.
Пиноккио.
Рассмотрите рисунки и расскажите, как менялось настроение у Пиноккио. Придумайте ситуации, в которых так меняется его настроение.
Пиноккио удивлён. Ему рассказали про страну Дураков.
Он расстроен. Пиноккио узнал, что его обманули лиса Алиса и кот Базилио.
Радость, восторг. Ему подарили золотой ключик.
Пиноккио грустит. Он обидел Мальвину.
Вы очень точно определили настроение Пиноккио и правильно подобрали ситуации с изменением его настроения.
У людей, как и у сказочных героев, бывает разное настроение. Если настроение плохое, то рекомендуют сделать так, как изображено ниже на странице 46 в учебнике. Поясните как?
Нужно послушать весёлую музыку.
Поговорить с папой.
Полить цветы.
Ребята, когда плохое настроение, рекомендуют заняться уборкой.
Поиграть с друзьями, с собакой или кошкой.
Посмотреть мультфильм.
Ребята, а все ли мультфильмы или фильмы поднимают настроение?
Нет. Есть такие фильмы, от которых становится страшно, грустно.
А можно ли такие фильмы смотреть на ночь?
Нельзя, а то будет страшно засыпать.
Послушайте песню.
(Звучит куплет из песни «От улыбки».)
Вы узнали эту песню?
Это песенка Енотика «От улыбки».
Какое настроение вызвала у вас эта песня?
Радостное.
Весёлое.
А теперь послушайте другую песню.
(Звучит отрывок из «Песенки Мамонтёнка».)
Какое у вас сейчас настроение?
Грустное.
Значит, на настроение человека также влияет…
Музыка и телепередачи.
Как вы считаете, может не надо слушать грустную музыку?
Надо.
Иногда хочется погрустить.
Физкультминутка.
(Под песенку «Танец утят» (фрагмент)
Какое настроение у вас после этой физкультминутки?
Весёлое.
Радостное.
Применение нового знания.
1.Самостоятельная работа.
Откройте рабочие тетради на странице 32.
В тетради изображены три картинки и лицо Пети с выражением разного настроения. Какое настроение вызвало у Пети каждое событие? Покажи стрелкой.
2.Проверка.
Мама дарит подарок – у Пети радостное лицо.
Кто думает по-другому?
(Все определили так.)
Сломался велосипед – грустное лицо.
Кто считает по-другому?
(Четыре человека поднимают руки.)
Сломался велосипед – испуганное лицо.
Почему?
Петя боится, что его поругают родители.
Да, возможно и такое.
Разбил окно – испуг на лице.
Кто по-другому стрелкой показал?
(Те же четыре ученика поднимают руки.)
Почему?
Разбил окно – ему стало грустно, стыдно.
Молодцы, вы справились с заданием, смогли объяснить свой выбор.
Посмотрите на самую нижнюю картинка. Какое настроение у Пети?
Задумчивое.
Придумайте, какое событие может вызвать у Пети такое настроение?
На уроке может быть такое настроение.
Письмо пришло.
Может он сам пишет письмо.
Думает, что подарить другу на День рождения?
3.Работа в паре.
Ребята сейчас мы будем работать в парах. Вы помните правила работы в парах?
Громко не разговаривать, чтобы не мешать другим.
Говорить так, чтобы слышал только твой сосед.
Договориться об очерёдности.
Поблагодарить в конце товарища за совместную работу.
Задание. Если ваш сосед по парте грустит, узнайте, почему и попробуйте развеселить его.
(Дети улыбаются, строят смешные рожицы, песни поют, щекочут друг друга.)
Итог урока.
Сегодня мы говорили про настроение. Что влияет на настроение человека?
Кино.
Музыка.
Новость.
Событие.
Так, что же такое настроение?
Дети вместе сообщают: «Эмоциональное состояние человека».
У вас на столах лежат листочки с двумя окошками, на первом написано у, на втором – с.
В первом окошке нарисуйте, с каким настроением вы пришли в школу. Во втором окошке — какое настроение у вас сейчас. Т.е. с каким настроением вы уйдёте сейчас из школы, довольны ли вы собой, чувствовали ли себя комфортно. На доске лица с разными эмоциями вам помогут выбрать ваше настроение.
Дети рисуют лица и сдают рисунки.
На следующем уроке окружающего мира мы узнаем, на что влияет настроение человека. Я желаю вам хорошего настроения, урок окончен.
До свидания.
Самоанализ урока
В классе тридцать человек. Семнадцать мальчиков и тринадцать девочек. Ребята работоспособные, активные, любознательные.
Тема урока «Твое настроение» рассматривается в крупной теме «Человек». Это первый урок из двух по теме «Твое настроение». Цель данного урока – обратить внимание учащихся на эмоциональное состояние человека и его изменение в зависимости от ситуации. Данная тема имеет большое значение в жизни первоклассников, т.к. у них изменился образ жизни, коллектив, появились большие нагрузки. Эмоциональное состояние ученика влияет на внимание, сосредоточенность, на качество усвоения материала.
Задача, познакомить с понятием «настроение», решалась на этапе актуализации знаний. Ребят привлекло разгадывание ребуса. С ребусами ученики уже встречались на уроках обучения грамоте. А т.к. в классе много читающих детей, то разгадывание ребуса не составило большого труда. На этом этапе также решались задачи: расширение словарного запаса, развитие навыков чтения, умение анализировать, делать выводы.
На этапе создания проблемной ситуации ребята учились классифицировать и познакомились с новым понятиям: позитивное (хорошее) настроение и негативное (плохое). На этапах формулировки проблемы и выдвижении гипотез, ученики пришли к выводу, что же именно влияет на настроение человека, опираясь на свой жизненный опыт.
На этапе открытия новых знаний, дети расширили представление о том, что на настроение человека влияет не только событие и новость, а ещё и музыка, просмотр к/ф, м/ф. Так же решались задачи воспитания бережного отношения к своему здоровью (какие телепередачи можно смотреть перед сном).
При работе с учебником шло развитие монологической речи. При прослушивании музыкальных отрывков решались задачи: умение слушать и быть внимательным, умения сочувствовать другим, развивались умения анализировать и делать выводы.
На этапе применения новых знаний ребята выполняли самостоятельную работу. Здесь решались задачи – обучение работе в тетради самостоятельно и умение проверять свою работу, отстаивать свою точку зрения. При проверке самостоятельных работ было выявлено 26 верно выполненных работ из 30. По — другому сделали свой выбор 4 человека, но они сумели доказать своё решение.
Дети показали высокий уровень самостоятельности. На уроке проводилась работа в парах, где решались задачи развития умений слушать и быть внимательными, сочувствовать другим.
На завершающем этапе урока детям было предложено показать, с какими настроением они пришли в школу и с каким настроением уходят из школы, т.к. это последний урок. Довольны ли они собой, чувствовали ли себя комфортно, как сказался учебный процесс на настроение учеников. Проанализировав рисунки учеников, было выявлено:
Радость, восторг | Удивление | Грусть | Страх | |
Утром | 21 |
| 9 |
|
После уроков | 22 | 6 | 2 |
|
Попросив ребят обосновать причину выбора, одни ответили, что в школу приходят с радостью и уходят с хорошим настроением. Несколько учеников грустных пришло в школу, т.к. они не выспались, или грустно было расставаться с мамой. У одного мальчика плохое настроение после уроков потому, что ему грустно уходить из школы. Те ребята, что с удивлением уходят из школы, сказали, что в школе узнали много нового. Один мальчик приходит и уходит из школы с плохим настроением. Он не смог обосновать свой выбор. У этого мальчика проблемы в адаптации в школе.
Соответственно возрастным особенностям проводились две динамичные физминутки, установлен был эмоциональный контакт между учителем и учениками, взаимопонимание детей между собой. Урок достиг цели.