Автор: Мусафирова Маргарита Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8, г. Радужный, ХМАО – Югра.
Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.
Тема урока: «Откуда берутся снег и лёд?»
Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»
Цель урока: сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода.
Задачи урока:
Обучающие
1. Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.
2. Научить определять свойства снега и льда путём проведения опытов.
3. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.
4. Проверить уровень усвоения темы через мини тестирование;
Развивающие
1. Формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
2. Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.
3. Развивать умение работать в группе.
4. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.
Воспитательные
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Характеристика учебной деятельности:
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Формируемые УУД:
Личностные:
— мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика».
Регулятивные:
— ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
— выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.
Коммуникативные:
— предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения:
-
Компьютер, медиапроектор, экран.
-
Презентация к занятию.
-
Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
-
Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса четырёхлетней начальной школы. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003.
-
Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2005.
-
Цветные карандаши.
-
Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.
-
Листы самооценки.
-
Призы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1
Слайд 2.
— Долгожданный дан звонок.
Начинается урок
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
— Наш девиз: Я хочу много знать!
— Наши правила: …
— Я уверена, что вы все будете соблюдать эти правила.
— Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума.
— Я желаю вам удачи и новых открытий!
2. Повторение пройденного материала.
— Но сначала расскажем нашим гостям, о чём мы говорили на прошлом уроке. Послушайте загадки.
Слайд 3.
— Какое открытие мы сделали на прошлом уроке?
(Река может впадать в другую реку, в озеро или в море. В реке вода пресная, а в море – солёная)
Слайд 4.
— А какая река протекает в нашем городе? (Аган)
— Откройте свои тетрадки и расскажите по схеме, куда течёт река Аган.
(Река Аган впадает в реку Тромъёган, вблиз впадения её в Обь).
3. Актуализация опорных знаний.
Слайд 5.
— Пока мы с вами говорили о реках, к нам в гости пришла наша старая знакомая Мудрая Черепаха. И она тоже приготовила нам загадки. Они очень сложные, но я уверена, что справитесь!
— Зима, весна, лето, осень. Дайте общее название. Что это?
— О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, собрав мозаику.
Слайд 6.
Дети собирают мозаику.
— Проверяем, такая картинка у вас получилась?
— Какое время года изображено на картинке? (зима)
— По каким признакам вы определили, что на картинке зима?
(снег, деревья без листьев, лёд на реке)
— А вы любите зиму?
— А в снежки играть любите?
— Давайте поиграем с вами в снежки, но только глазками.
4. Гимнастика для глаз.
Слайд 7.
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
— А вы знаете, ребята, снежки то наши были волшебные. Посмотрите, в кого они превратились.
В голове – снег,
В животе – снег,
И в ногах снег,
И в руках снег.
Что за чудо-человек?
Слайд 8
— Снеговик тоже приготовил для нас загадки. Если мы их отгадаем, узнаем тему нашего урока. Готовы?
*загадка Снеговика
*загадка Снеговика
— Как вы думаете, какова тема нашего урока?
— Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие учёные, будем выдвигать гипотезы, т. е предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы, обрабатывать и обобщать полученную информацию. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
— А вот и Муравьишка Вопросик тут как тут. Какой у него возник вопрос?
Слайд 9.
— Как вы думаете, откуда они берутся и что это такое?
— Это наша гипотеза, т. е. предположение. Теперь мы пробуем её доказать или опровергнуть. А что для этого нужно сделать нам подскажет Снеговик.
*совет снеговика
— Готовы стать учёными-исследователями?
— Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу, надо провести опыты.
— Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.
— Откройте учебник на с. 48 и определите цель наших опытов.
(Изучим свойства снега и льда)
— Работать будем по плану: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод, одна из команд озвучивает его, а остальные сигналами оценивают (зелёный – согласны, красный – нет). Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках.
Слайд 10.
Опыт 1
— Что нам нужно для опыта?
— Попробуйте в снегу сделать ямку.
— А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.
— Что заметили?
— А теперь я попробую ударить по льду молотком.
— Что вы заметили?
— Закончите вывод, подставив слово-помощник.
— Проверяем. Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают.
Слайд 11
Опыт 2
— Что нужно для второго опыта?
— Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.
— Формулирует вывод 2 группа.
Слайд 12.
Опыт 3
— Что необходимо для этого опыта?
— Можно ли что-либо разглядеть через снег?
— А через лёд?
— Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа.
Слайд 13.
Опыт 4
— И последний опыт.
— Что необходимо для опыта?
— Положите снег и лёд в стаканчики с водой.
— Что происходит с ними?
— Закончите вывод с помощью слова-помощника.
— Вывод формулирует 4 группа.
Слайд 14.
— Назовите свойства снега. 5 группа отвечает, остальные оценивают.
— Свойства льда называет 6 группа.
— А теперь вспомните, какова была цель наших опытов?
(Изучить свойства снега и льда)
— Достигнута ли цель опытов?
6. Физкультминутка.
— Зимой на улице холодно, морозно.
— Что люди делают, чтобы согреться?
— Давайте и мы немного подвигаемся.
Слайд 15.
Я Мороза не боюсь,
(Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь.
(Хлопаем в ладоши)
Подойдёт ко мне мороз,
(Присели)
Тронет руку, тронет нос
(Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать,
(Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки на месте)
7. Работа в Рабочей тетради.
Слайд 16.
— А теперь давайте ещё раз повторим, что мы узнали про снег и лёд на нашем уроке. Откроем тетради на с. 46, задание 2.
— Прочитаем задание.
— Что записано в столбиках?
— Соедините стрелками.
— Проверим.
— Что-то мы с вами забыли про нашего Снеговика. Давайте послушаем ещё одну его загадку.
Слайд 17.
— Посмотрите, какие красивые снежинки. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.
— Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Помогите ему и дорисуйте снежинки: 1, 2 группы – 1 снежинку; 3, 4 группы – 2 снежинку; 5, 6 группы – 3 снежинку.
Задание 4.
— Рассмотрите фотографии. Догадайтесь, из чего построена крепость, а из чего сделаны рыбки? Объясните своё решение.
8. Работа с учебником.
— А вот и Муравьишка Вопросик. Послушаем его.
Слайд 18.
— Где образуется снег?
Слайд 19.
(Ответы детей)
— Послушаем Мудрую Черепаху.
Слайд 20.
— Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
— Можно ли в доме увидеть лёд?
Слайд 21.
— Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (с.49 учебника, внизу).
— Для чего?
(Можно добавлять лёд в коктейль, чай, напиток, чтобы было вкуснее)
9. Делаем вывод.
— Вернёмся к нашему исследованию.
Слайд 22.
— Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?
— А к какому выводу мы пришли?
— Послушаем теперь Мудрую Черепаху.
10. Контроль и самопроверка знаний.
Слайд 23.
— А теперь проверим, как вы усвоили материал нашего исследования. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе исследований: да – зелёный кружочек, нет – красный, не знаю – синий.
Самопроверка
11. Итог урока.
Слайд 24.
— Наш урок подходит к концу.
— Кем вы были сегодня на уроке?
— Что исследовали?
— Что такое снег и лёд? Какое открытие сделали?
— Назовите свойства снега и льда?
— Почему снег и лёд образуются зимой, а не в другое время года?
— Наши гости очень вами довольны.
— Молодцы!
— Я тоже вами очень довольна. Вы хорошо потрудились. Вы настоящие исследователи.
12. Рефлексия
Слайд 25.
— Поделитесь своим впечатлением об уроке: что понравилось, какое настроение от урока, что можете предложить.
— А я предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать с их помощью как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.
— А на память о нашем уроке Снеговик приготовил для вас снежинки.
Литература:
-
Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
-
Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2011.
-
Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. – М.: ВАКО, 2009.
Интернет-источники:
-
http ://www .da -voda .com /news /reki -uskoryayut -globalnoe -poteplenie /
-
http ://www .photosight .ru /photos /1667519/
-
http ://fotki .yandex .ru /users /milolica 2011/view /466376/?page =7
-
http ://openmarket .ru /images /PressReleases /press _r _%7B 6511E 50F -04BE -47E 4-9B 11-848BEA 76BF 5B %7D .jpg
-
http ://freelance .ru /users /Tanushka _psd /?work =803508
-
http ://www .free -lancers .net /users /vitasunny /projects /278639/
-
http ://i 1.sndcdn .com /artworks -000003616703-i 3d 4k 1-t 300x 300.jpg ?6485e 1c
-
http://vsyaanimaciya.ru/photo/80-0-5974
-
http ://www .1ttd .ru /published /publicdata /TTDRU 89WA /attachments /SC /products _pictures /930401.jpg
-
http ://www .e 96.ru /images /catalog /full /40320/32685eb 0fe 9b 59aff 1c 4d 4b 089c 5f 43a .jpg
-