Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8» Кировского района г.Казани
Урок по окружающему миру
во 2 классе
по теме
«Хвойные и цветковые растения»
Подготовила и провела
Закирова Савия Газизовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории.
Казань 2011
Тема урока «Хвойные и цветковые растения»
Цель урока: обобщить знания о классах растений, их сходстве и отличии.
Задачи урока: предметные: практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят; научить определять хвойные и цветковые растения по существенным признакам : по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка; воспитывать любовь к родной природе;
метапредметные: развивать мышление, смекалку, наблюдательность, умение классифицировать, обобщать и делать выводы; прививать интерес к предмету.
Форма урока: с использованием мультимедийных средств.
Программные средства: комплект методических пособий системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Окружающий мир: учебник авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.
Оборудование: гербарий хвойных и лиственных пород растений; коллекция шишек; раздаточный материал для групповой работы; учебник «Мы и окружающий мир», II класс, под редакцией Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова; рабочая тетрадь на печатной основе ; цветные карандаши; презентация «Хвойные и цветковые растения», мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
-
здоровьесберегающие (физминутки,смена видов деятельности, упражнения на внимание);
-
игровые;
-
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
-
информационно – коммуникативная технология (использование мультимедийных средств обучения);
проблемное обучение (частично — поисковое).
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой, творческими заданиями, самостоятельными выводами в конце урока.
Оживляют урок игровые моменты.
При подготовке к уроку использовала компьютер – программа Microsoft Office Power Point 2003, Microsoft Office Power Word 2003,Paint, интернет ресурсы.
План урока, хронометраж времени.
-
Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (1 минута).
-
Проверка домашнего задания (2минуты).
-
Работа над новым материалом. Практическая работа (16 минут).
-
Физминутка (2 минуты).
-
Работа над новым материалом. Практическая работа (продолжение) (16 минут).
-
Работа с учебником (4 минуты).
-
Интеллектуальная игра (2 минуты).
-
Итог урока. Домашнее задание (3 минуты).
I. Организационный момент.
II. Введение в урок.
— Велик растительный мир земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложным строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие — бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.
В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.
В царстве растений учёные насчитывают около пятисот тысяч видов. Все виды растений в зависимости от их строения объединены в классы или группы.
-Кто их перечислит? (Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.)
III. Работа по развитию умения классифицировать, обобщать и делать выводы.
— Откройте рабочие тетради на с. 29.
— Рассмотрите рисунки растений под № 60. Соотнесите растения с названиями групп, в которые они входят. Сделайте вывод. (Презентация слайды 2,3,4, 5,6,7,8 ).
Выступления учащихся. Работа с гербарием.
Водоросли – первые растения появились в воде. Они могут быть и микроскопическими, и очень крупными экземплярами, до 20-30м. водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростов. Цветков , а следовательно, плодов и семян у них тоже нет. Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде (саргассы). В наших пресноводных водоёмах часто встречаются водоросли – тина.
Мхи – появились на земле после водорослей. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьям впитывать воду с растворёнными в ней питательными вещества ми. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах – спорангиях. Цветков у них нет.
Лишайники – загадка для учёных до сих пор. В них живут дваорганизма6 и гриб, и водоросль в тесном переплетении. Лишайники очень разнообразны, по цвету, и по форме, но, как и у водорослей, ни стеблей, ни корней, ни листьев, ни цветков у них нет. В наших сумрачных влажных лесах лишайники растут на земле, камнях, стволах деревьев. На Севере, в тундре, лишайник ягель – основной корм северных оленей. Эти растения – долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет.
Папоротники – растения, которые лучше приспособились жить на суше. Они имеют корни, которые всасывают почвенную воду с питательными веществами, стебли и листья. В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 м и огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. К сожалению, цветка у этого растения нет, поэтому размножается он не семенами, а спорами, которые образуются у него на изнаночной стороне листа.
Нет цветов и у хвойных растений. У них на концах веточек образуются шишки, в которых развиваются семена.
IV. Актуализация знаний. Хвойные и цветковые растения.
1. Физкультпауза для снятия напряжения и усталости.
2. Работа с презентацией ( слайды 9,10,11,12).
— Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (можжевельник, калина, шиповник, одуванчик, пихта, клён, сосна).
3. Хвойные растения.
— Что же особенного в хвойных растениях?
-Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена. Листья у них видоизменены – хвоинки.
Всем известна загадка о ёлке : «Зимой и летом одним цветом». Но почему же она в течение года одного цвета? Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, а не все сразу. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Дерево и стоит зелёным круглый год.
Демонстрация шишек.
— Лиственница каждую осень сбрасывает свои особые листья, как все лиственные деревья. Почему её всё же называют хвойным деревом?
К хвойным деревьям относят и сосну, кедр, пихту, можжевельник. (Презентация слайд 13)
Работа в тетради на печатной основе (с.30).
— По каким признакам мы можем определить хвойное растение? Возьмите зелёный карандаш и отметьте галочкой хвойные растения на рисунке. (Презентация слайд 14).
Работа с учебником (с.144).
— Назовите хвойные растения, данные на рисунке. Какие растения остались?
4. Цветковые растения.
— К какой группе можно отнести яблоню, укроп, крыжовник, землянику, дуб, орешник?
Какие изменения происходят с этими растениями в течение года?
Понятие цветковые растения говорит о том , что кроме корня, стебля и листьев у них есть цветок. Из него развивается плод с семенами.
V. Практическая работа на развитие мышления, смекалки, наблюдательности.
— Определите, цветки каких растений изображены на рисунке. Какие плоды созревают на их месте ( работа с учебником, с.146 )?
Назовите, какие плоды сочные, какие – сухие.
VI. Обобщение и закрепление знаний.
— Вершины своего развития достигли цветковые растения. Они очень многочисленны и разнообразны. Есть среди них деревья, кустарники, травы. Основной орган размножения этих растений – цветок.
Более подробно мы поговорим о цветковых растениях на следующем уроке окружающего мира. (Презентация слайды 15,16,17,18,19,20).
VII. Интеллектуальная игра (узнавание породы дерева по листовой пластинке. Презентация слайды 21, 22).
VIII. Домашнее задание.
Познакомиться с теоретическим материалом по учебнику с. 143-147.