Окружающий мир
1 класс
Жирнова Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
МБСКОУ № 57 г.Челябинск
Тема: Почему звенит звонок?
Цели: Формировать первоначальное представление о звуке, познакомить детей со строением слухового аппарата, воспитывать бережное отношение к слуховому аппарату.
Оборудование: схемы созвездий и их художественное изображение; будильник; телефон; колокольчик; бубен; аудиокассета; плакат «Строение органов слуха»; карточки со словами; рисунки: кузнечик, пчела, лягушка, змея; листочки; клей; заготовки геометрических фигур.
Ход урока
1.Организационный момент. Посмотрите все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, карандаш.
2.Повторение пройденного. О каких небесных телах мы говорили на прошлом уроке?
Почему солнце не светит ночью? Почему мы не видим звезд днем? Посмотрите на эти созвездия. На кого они похожи?( дети высказывают свои предположения) Подберите картинки к этим созвездиям. Прочитайте как они называются.(Детям предлагаются созвездия Пегаса, Большой Медведицы и Волосы Вероники).
3.Сообщение темы урока.
Послушайте стихотворение и скажите: кто главный герой стихотворения.
Колокольчик зазвенит,
Звонкий и веселый.
Он сегодня всех ребят
Приглашает в школу.
-Вы правильно сказали, что это школьный звонок. Каким его назвал автор ? Мы слышим школьный звонок несколько раз в день. А задумывались ли вы о том: почему звенит звонок? На этот вопрос мы сегодня с вами ответим.
4.Практическая работа.
-Ребята, давайте на минутку все замрем и послушаем тишину. Какие звуки вы сейчас услышали?
— Угадайте, какие предметы зазвучат сейчас? Учитель предлагает послушать будильник, телефон, колокольчик, бубен (Не показывая предметов). Какой звук был самый звонкий? Тихий? Шумный?
-Откройте учебник на стр.94. Посмотрите на рисунок. Какие звуки издают эти предметы и живые существа? Попробуйте их озвучить.
5.Работа по теме урока.
— Мы живем в мире разных звуков. Их могут издавать живые и неживые предметы. Как художник показал на рисунке, что все предметы могут издавать звуки?
— От каждого предмета идет волна, мы её не видим, но слышим. С помощью чего мы улавливаем эту волну? ( с помощью ушей).
— Какую песенку вы сейчас слышите? (Песенка «В траве сидел кузнечик»).
— Закройте пальчиками свой ушки.(Звучит песня «Антошка»). А можете ли вы сказать, какую песенку вы слушали сейчас? (Нет) А теперь прикройте ушки ладошками. Вы слышали песенку? Когда вам было лучше слышно?
— Я хочу вам рассказать, почему так происходит. (Используется плакат «Строение органов слуха»). У каждого человека есть слуховой аппарат. Он состоит из ушной раковины и прохода, который закрыт барабанной перепонкой. В средине находятся 3 маленькие косточки прикрепленные к барабанной перепонке и внутреннему уху. А во внутреннем ухе спряталась улитка, покрытая множеством маленьких волосинок.
— Звук, попадая к нам в ухо, ударяется о барабанную перепонку. Она приводит в движение косточки, которые находятся в среднем ухе. И по ним колебания передаются в «улитку», а оттуда в головной мозг. Мозг расшифровывает эти колебания.
-Как вы думаете, что может произойти, если очень громко крикнут в ухо?(Может лопнуть перепонка). Сможет ли тогда человек услышать звуки? (нет). Значит, как нужно относиться к ушкам? (Бережно) Что нужно делать и чего не нужно?
-Послушаем стихотворение, которое приготовили ребята. Э.Мошковский «Доктор».
1 ученик Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
2 ученик Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или по-реже?
3 ученик Отвечает доктор:
4 ученик -Еже!
3 ученик Отвечает доктор гневно:
4 ученик -Еже, Еже-Ежедневно!
6 Физминутка.
Игра «Кто это? Что это?»
Всем детям раздаются карточки на которых написано название предмета или животного. Дети читают и изображают его звуками. Отгадывает весь класс.
Паровоз
Змея
Мышь
Воробей
Свисток
Пушка
Сова
Индеец
Топот
Дятел
Маленький ребенок
машина
7.Творческаяч работа
-Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают им поймать добычу, спастись от врагов или найти друг друга. У некоторых живых существ уши видны, так же как и у человека. Но есть необычные. Например, кузнечик. У него на голове вы ушей не найдете, потому что они спрятались на передних ногах. И похожи на маленькие щелочки.
— Уши лягушки находятся на голове, но они похожи на круглые отверстия, затянутые тонкой пленочкой. От звука она дрожит и лягушки слышат эту дрожь.
— У комаров, мух и пчел ушей тоже нет, они слушают усиками.
— У змей тоже нет ушей, но она хорошо слышит сотрясение земли своим телом.
— Уши каких животных вам знакомы, мы сейчас узнаем. Выполним задание №1 стр.37 в рабочей тетради.
Ребята, а какие звуки вам нравятся больше: спокойные или очень громкие, мелодичные или шумные? Соберите забавного Ушастика, который будет слушать и произносить только добрые звуки. А затем расскажите о нем, какие слова или звуки он говорит. Я даю вам различные фигурки, которые помогут вам.
8.Итог урока.
-Какие звуки могут быть? Почему мы должны беречь свои ушки?
Источники:
1.Географический атлас «Мир и человек».М.:ГУГК, 1995
2.В.Н.Танасийчук. Кто видит ушами? М.: Малыш,1989