Урок № 17
Тема: Зона степей | Тип: изучение нового материала |
Задачи: |
Планируемые результаты |
Предметные: -
показывать природную зону на карте природных зон; -
иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные); -
моделировать цепи питания природной зоны; -
иметь представление об освоении природных богатств природной зоны | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
извлекать информацию из карты и схемы; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
рассказывать о природной зоне по плану; -
сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы; -
представлять информацию в виде таблицы; -
готовить сообщения с помощью взрослых | Личностные: -
осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; -
проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; -
понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия |
Межпредметные связи: Русский язык (изложение текста по плану) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; карта природных зон |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Предлагает учащимся выполнить тесты на с. 30—34. -
Предлагает учащимся выступить с сообщениями, подготовленными самостоятельно. -
Предлагает ответить на вопросы «Верите ли вы, что…»: -
в природной зоне с более тёплым климатом, чем в лесных зонах, беднее растительность? -
в степной зоне часто идут ливневые дожди? -
тюльпаны — дикие растения степной зоны? -
кобылка — разновидность кузнечика? -
красавка — очень красивая трава? | -
Выполняют тесты с самопроверкой. -
Выступают с краткими сообщениями, задают друг другу вопросы и отвечают на них. -
Высказывают предположения, опираясь на личный опыт |
Актуализация необходимых знаний |
| -
Описывают природную зону по фотографиям, сравнивая её внешний вид с другими природными зонами. -
Работают с картой природных зон: показывают природную зону, соблюдая правила показа географических объектов. Извлекают информацию из карты (работают в парах или индивидуально — по желанию). Определяют учебную задачу урока |
Организация познавательной деятельности |
• Организует работу с текстом на с. 110, 111 учебника (характеристика неживой природы природной зоны): предлагает заполнить вторую колонку таблицы и/ или выделить ключевые слова (см. урок 13). | • Самостоятельно работают с текстом: читают, выделяют ключевые слова и характеристики неживой природы степи (освещённость, температура, осадки, природные явления). |
-
Организует работу в парах, используя задания 1 Л на с. III учебника, задание 5 рабочей тетради.
-
Использует электронное приложение (фрагмент презентации, фотографии).
-
Предлагает проверить свои предположения, прочитав текст учебника на с. 114, 115.
-
Спрашивает, какими видами деятельности может заниматься человек в условиях степи.
-
Предлагает проверить предположения, прочитав текст на с. 115, 116 учебника.
-
Организует выполнение задания 6 рабочей тетради
-
Работают и парах: знакомятся по рисунку с обитателями зоны степи, характеризуют их, высказывают предположения о приспособляемости растений и животных к окружающей среде, моделируют цепи питания (в рабочей тетради). -
Самостоятельно читают текст, заполняют третью и четвёртую колонки таблицы. -
Высказывают предположения. -
Самостоятельно читают текст, заполняют пятую колонку таблицы, выделяя ключевые слова. -
Определяют значение условных знаков, обсуждают в парах меры по охране природы |
Подведение итогов |
-
Предлагает охарактеризовать природную зону степей по плану (см. урок 12). -
Предлагает вернуться к вопросам «Верите ли вы, что…». -
Организует выполнение задания рубрики «Обсудим!» на с. 92 учебника (сравнить природу тундры и природу зоны арктических пустынь). -
Организует работу с «Деревом познания» (на какие вопросы ответили, какие новые вопросы о природной зоне появились). -
Помогает определить домашнее задание: задания 1—4, 7*, 8*, 9* рабочей тетради, задания 1*, 2*, 3* на с. 117 учебника; рассказать о природной зоне по плану | -
Рассказывают о природной зоне по плану, используя составленную таблицу. -
Подтверждают или опровергают свои предположения, используя новую информацию. -
Определяют критерии сравнения, выявляют сходство и различие природных зон (для выполнения этого задания удобно использовать таблицу, заполненную на уроках 13—15), делают выводы. -
Отвечают на вопросы, формулируют новые вопросы. -
Определяют домашнее задание (обязательные задания и одно задание по выбору) |
Дополнительный материал: Электронное приложение к учебнику |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 34—36 книги тестов |
Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 7*, 8*, 9* рабочей тетради, задания 1*, 2*, 3* на с. 117 учебника |
Урок № 18
Тема: Пустыни | Тип: изучение нового материала |
Задачи: -
познакомить учащихся с природной зоной полупустынь и пустынь; , -
учить характеризовать природную зону по плану |
Планируемые результаты |
Предметные: -
показывать природную зону на карте природных зон; -
иметь представление о природе зоны пустынь (неживая природа, растения, животные); -
моделировать цепи питания природной зоны; -
иметь представление об освоении природной зоны человеком | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
извлекать информацию из карты и схемы; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
рассказывать о природной зоне по плану; -
сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы; -
представлять информацию в виде таблицы; -
готовить сообщения с помощью взрослых | Личностные: -
осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; -
проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; -
понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия |
Межпредметные связи: Русский язык (изложение текста по плану) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; карта природных зон |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Предлагает учащимся выполнить тесты на с. 34—36. -
Предлагает учащимся выступить с сообщениями, подготовленными самостоятельно. -
Предлагает назвать ассоциации, которые возникают у учащихся в связи со словом пустыня (можно записать на доске). -
Предлагает прочитать рассказ Попугая «Чудеса пустыни» (задание 3 рабочей тетради); определить, что верно, а что неверно в рассказе | -
Выполняют тесты с самопроверкой. -
Выступают с краткими сообщениями, задают друг другу вопросы и отвечают на них. |
Актуализация необходимых знаний |
-
Предлагает описать внешний вид пустыни по фотографиям в учебнике или электронном приложении. -
Предлагает показать природную зону полупустынь и пустынь на карте природных зон и охарактеризовать её с помощью карты | -
Описывают природную зону по фотографии, сравнивая её внешний вид с другими природными зонами. -
Работают с картой природных зон: показывают природную зону, соблюдая правила показа географических объектов. Извлекают информацию из карты (работают в парах или индивидуально — по желанию). Высказывают предположения о климате, растительности и животном мире природной зоны |
Организация познавательной деятельности |
-
Организует работу с текстом на с. 118, 119 учебника (характеристика неживой природы природной зоны): предлагает заполнить вторую колонку таблицы и/или выделить ключевые слова (см. урок 13). -
Организует работу в парах, используя задания 1—3 на с. 119 учебника, задание 5 рабочей тетради. -
Можно использовать электронное приложение (фрагмент презентации, фотографии). | -
Самостоятельно работают с текстом: читают, выделяют ключевые слова и характеристики неживой природы пустыни (освещённость, температура, осадки, природные явления). -
Работают в парах: знакомятся по рисунку с обитателями пустыни, характеризуют их, высказывают предположения о приспособлеяемости растений и животных к окружающей среде, моделируют цепи питания (в рабочей тетради). |
О
-
Предлагает учащимся проверить свои предположении, прочитав текст учебника на с. 122, 123.
-
Спрашивает, возможна ли хозяйственная деятельность человека в таких неблагоприятных условиях.
-
Предлагает проверить предположения, прочитав текст на с. 123, 124 учебника.
-
Организует выполнение задания 6 рабочей тетради
-
Самостоятельно читают текст, заполняют третью и четвёртую колонки в таблице. -
Высказывают предположения. -
Самостоятельно читают текст, заполняют пятую колонку таблицы, выделяя ключевые слова. -
Определяют значение условных знаков, обсуждают в парах меры по охране природы |
Подведение итогов |
-
Предлагает охарактеризовать природную зону пустынь по плану (см. урок 12). -
Предлагает вернуться к рассказу Попугая (задание 3 рабочей тетради), исправить в нём ошибки. -
Организует выполнение задания рубрики «Обсудим!» на с. 124 учебника (сравнить природу зон степей и пустынь). -
Организует работу с «Деревом познания» (на какие вопросы ответили, какие новые вопросы о природной зоне появились). -
Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2, 4, 7*, 8* рабочей тетради, задания 1*, 2* на с. 125 учебника; рассказать о природной зоне по плану | -
Рассказывают о природной зоне по плану, используя составленную таблицу. -
Исправляют ошибки в рассказе, используя новые знания, при необходимости обращаются к учебнику. -
Определяют критерии сравнения, выявляют сходство и различие природных зон (для выполнения этого задания удобно использовать таблицу, заполненную на уроках 13—17), делают выводы. -
Отвечают на вопросы, формулируют новые вопросы. -
Определяют домашнее задание (обязательные задания и одно задание по выбору) |
Дополнительный материал: Странички для любознательных |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 37—39 книги тестов |
Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 7*, 8* рабочей тетради, задания 1*, 2* на с. 125 учебника |
Урок № 19
Тема: У Чёрного моря | Тип: изучение нового материала |
Задачи: |
Планируемые результаты |
Предметные: -
показывать природную зону на карте природных зон; -
иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные); -
устанавливать причины своеобразия природной зоны; -
моделировать цепи питания природной зоны; -
иметь представление об освоении природной зоны человеком | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
извлекать информацию из карты и схемы; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
рассказывать о природной зоне по плану; -
сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы; -
представлять информацию в виде таблицы; -
готовить сообщения с помощью взрослых | Личностные: -
осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; -
проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России; -
понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия |
Межпредметные связи: Русский язык (изложение текста по плану) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; карта природных зон; фотографии Черноморского побережья |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Предлагает учащимся выполнить тесты на с. 37—39. -
Предлагает учащимся выступить с сообщениями, подготовленными самостоятельно. -
Предлагает учащимся проанализировать таблицу, которую они составляли на предыдущих уроках, и выявить закономерность в изменении климата, живой природы с севера на юг нашей страны. -
Демонстрирует фотографии Черноморского побережья (например, в электронном приложении), предлагает ученикам, которые отдыхали на берегу Чёрного моря, вспомнить свои впечатления о природе этого края | -
Выполняют тесты с самопроверкой. -
Выступают с краткими сообщениями, задают друг другу вопросы и отвечают на них. -
Анализируют таблицу, замечают тенденции в изменении климата и богатства растительного и животного мира. Высказывают предположения о том, какой должна быть природная зона, расположенная на юге России. -
Рассказывают о природе Черноморского побережья, опираясь на личный опыт. Фиксируют противоречие между закономерностями смены природных зон и своим опытом. Определяют учебную задачу урока |
Актуализация необходимых знаний |
-
Предлагает показать природную зону субтропиков на карте природных зон, охарактеризовать её с помощью карты. -
Спрашивает, чем может быть вызвано своеобразие природы и климата субтропиков | -
Работают с картой природных зон: показывают природную зону, соблюдая правила показа географических объектов. Извлекают информацию из карты (работают в парах или индивидуально — по желанию). -
Высказывают предположения о причинах своеобразия природы субтропической природной зоны |
Организация познавательной деятельности |
• Организует работу с текстом на с. 126 учебника (характеристика неживой природы природной зоны): предлагает заполнить вторую колонку таблицы и/или выделить ключевые слова (см. урок 13). | • Самостоятельно работают с текстом: читают, выделяют ключевые слова и характеристики неживой природы субтропиков (освещённость, температура, осадки, природные явления). |
-
Организует работу п парах, используя задания 1—3 на с. 127 учебника, задание 4 рабочей тетради.
-
Можно использовать электронное приложение (фрагмент презентации, фотографии).
-
Предлагает учащимся проверить свои предположения, прочитав текст учебника на с. 130.
-
Спрашивает, с какой целью человек использует природные богатства этой природной зоны.
-
Предлагает проверить предположения, прочитав текст на с. 131—133 учебника.
-
Организует выполнение задания 5 рабочей тетради
-
Работают в парах: знакомятся по рисунку с обитателями субтропиков, характеризуют их, высказывают предположения о приспособляемости растений и животных к окружающей среде, моделируют цепи питания (в рабочей тетради). -
Самостоятельно читают текст, заполняют третью и четвёртую колонки таблицы. -
Высказывают предположения. -
Самостоятельно читают текст, заполняют пятую колонку таблицы, выделяя ключевые слова. -
Определяют значение условных знаков, обсуждают в парах меры по охране природы |
Подведение итогов |
-
Предлагает охарактеризовать природную зону субтропиков по плану (см. урок 12). -
Предлагает объяснить, почему природу субтропиков авторы учебника назвали «чудом южной природы». -
Организует работу с «Деревом познания» (на какие вопросы ответили, какие новые вопросы о природной зоне появились). -
Помогает определить домашнее задание: задания 1—3, 6*, 7, 8*, 9* рабочей тетради, задания 1, 2*, 3*, 4* на с. 134 учебника; рассказать о природной зоне по плану. -
Так как этот урок является заключительным в разделе «Природа России», можно предложить учащимся выполнить тест на с. 209—213 учебника и с. 64 рабочей тетради | -
Рассказывают о природной зоне по плану, используя составленную таблицу. -
Объясняют название, используя новые знания, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. -
Отвечают на вопросы, формулируют новые вопросы. -
Определяют домашнее задание (обязательные задания и одно задание по выбору). -
Самостоятельно повторяют изученный материал, выполняют тест, фиксируя ответы в рабочей тетради, выполняют самопроверку, оценивают свои достижения |
Дополнительный материал: Электронное приложение к учебнику |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 39, 40 книги тестов, тест на с. 209—213 учебника и с. 64 рабочей тетради. Контроль за усвоением учащимися знаний и умений, полученных при изучении раздела «Природа России», можно провести на отдельном уроке, использовав с этой целью один из уроков контроля, выделенных в рабочей программе в конце полугодия, или один из трёх уроков, отведённых на экскурсии в природные сообщества в разделе «Родной край — часть большой страны» |
Дополнительные творческие задания: Задания, 6*, 8*, 9* рабочей тетради, задания 2*, 3*, 4* на с. 134 учебника |
/
Урок № 20
Тема: Наш край | ЪТип: изучение нового материала |
Задачи: -
мотивировать учащихся к изучению раздела «Родной край — часть большой страны»; -
познакомить учащихся с политико-административным делением территории Российской Федерации; -
формировать умение давать характеристику родного края по карте |
Планируемые результаты |
Предметные: -
иметь представление о политико-административ- ном делении территории России; -
уметь находить на карте России свой регион; -
характеризовать родной край по плану | Метапредметные: -
определять цель изучения раздела «Родной край — часть большой страны»; -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
работать в паре с картой: определять политико- административные объекты, свой регион; -
составлять рассказ по плану | Личностные: -
осознавать свою этническую и национальную принадлежность; -
проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Русский язык (создание собственных текстов по предложенным темам) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; политико-административная карта России; карта родного края |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Предлагает прочитать название раздела — «Родной край — часть большой страны», познакомиться со списком умений, над которыми учащиеся будут работать при его изучении. -
Предлагает учащимся поразмышлять над ответом на вопрос задания 1 рабочей тетради (значение родного края в твоей жизни), ответить на вопрос (устно или письменно) | -
Читают название раздела, высказывают предположения о темах, которые будут изучаться в этом разделе. Читают список умений, отмечают то, что уже известно, выделяют новые понятия, определяют для себя цель изучения темы. -
Читают вопрос, размышляют, свободно высказываются (при наличии времени оформляют ответ письменно) |
Актуализация необходимых знаний |
-
Демонстрирует учащимся три карты России: физическую, природных зон, политико-административную. Спрашивает, о чём может рассказать каждая из них, с какой целью они используются. -
Организует работу в парах | -
Анализируют карты: определяют сходство, различие. Рассказывают, какие объекты можно показать на физической карте, рассказывают об использовании карты природных зон. Актуализируют умения показывать объекты на карте. -
Работают в парах: анализируют политико-административную карту России. Высказывают предположения о том, с какой целью её можно использовать. Определяют учебную задачу урока |
Организация познавательной деятельности |
| • Работают в парах с политико-административной картой России: определяют местоположение родного края, учатся показывать его на карте, находят главный город края (областной центр, столицу республики, края), свой родной город (родное село); извлекают информацию из карты о своём родном городе (селе). Представляют результаты работы. |
-
Организует выполнение задания 2 и рабочей тетради.
-
Организует в парах или группах выполнение задания 3 на с. 138 учебника (с использованием дополнительных материалов по краеведению, подобранных учителем).
-
Можно разделить пункты плана 3—6 между группами: каждая группа отвечает на один вопрос.
-
Организует презентацию результатов групповой работы
-
Записывают (самостоятельно, в группах или коллективно) «адрес» своего города или села. -
Работают в парах или группах с дополнительной литературой, фотографиями: готовят краткую характеристику родного края по плану, данному в учебнике (пояснения к каждому пункту плана даны в электронном приложении). -
Договариваются о способе работы в группе или паре: либо совместно отвечают на каждый вопрос, либо распределяют вопросы, а затем составляют единый рассказ. -
Результаты можно кратко зафиксировать в задании 3 рабочей тетради. -
Представляют результаты работы. При ответе пользуются своими записями, картой, фотографиями |
Подведение итогов |
-
Предлагает выполнить задание 5 рабочей тетради. -
Вопросы можно поместить на «Дерево познания». -
Помогает определить домашнее задание: краткий рассказ о родном крае по плану; задания 1, 4*, 6* рабочей тетради | -
Формулируют вопросы о родном крае, знакомятся с вопросами друг друга. -
Помещают самые интересные вопросы на «Дерево познания». -
Определяют домашнее задание (обязательные задания и одно задание по выбору) |
Дополнительный материал: Литература по краеведению, статьи, фотографии |
Диагностика достижения планируемых результатов: Составить краткий рассказ о родном крае (с использованием карты и плана) |
Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 4, 6 рабочей тетради |
Урок № 21 | |
Тема: Форма земной поверхности нашего края | Тип: изучение нового материала |
Задачи: -
познакомить учащихся с формами земной поверхности, характерными для родного края; -
способствовать пониманию учащимися необходимости охраны форм земной поверхности |
Планируемые результаты |
Предметные: | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
работать в паре с картой и условными знаками: определять и обсуждать их значение; -
извлекать информацию из дополнительной краеведческой литературы | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Литературное чтение (природа и мы, Родина) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; физическая карта; план региона |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
-
Предлагает учащимся выступить с сообщениями о родном крае по плану на с. 138 учебника, совместно с учащимися определяет критерии оценивания сообщения (сообщение соответствует плану, не содержит фактических ошибок, выстроено чётко и кратко). -
Можно, договорившись о критериях, дать учащимся 1—2 минуты, чтобы при необходимости подкорректировать своё сообщение | • Совместно с учителем определяют критерии. Выступают с сообщениями. Оценивают свои сообщения и сообщения одноклассников (соответствие критериям) |
Мотивация познавательной деятельности |
• Предлагает учащимся выполнить тест на с. 41, 42 | • Выполняют тест (простым карандашом), отмечают вопросы, на которые не могут ответить, фиксируют затруднения. Определяют учебную задачу урока |
Организация познавательной деятельности |
-
Организует работу в парах или группах с картой края или планом местности (с. 139 учебника, задание 1 рабочей тетради): предлагает определить формы земной поверхности. -
Организует работу с текстом и заданиями на с. 139, 140 учебника и заданием 2 рабочей тетради. -
Если земная поверхность родного края учащихся не носит равнинный характер, можно дополнить материалы учебника текстом, подобранным учителем, о других формах земной поверхности, характерных для региона, а также материалами электронного приложения (например, о горах). -
Предлагает ответить на вопрос в заголовке текста на с. 140 учебника. | -
Работают в парах: извлекают информацию из карты (плана), пользуются условными знаками (уточняют информацию, используя дополнительную литературу). Кратко записывают полученную информацию в рабочей тетради. Представляют результаты работы, корректируют записи. -
Самостоятельно читают текст, формулируют определения, записывают их в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку в парах. В парах обсуждают ответы на вопросы на с. 140 учебника. Представляют результаты работы. -
Рассуждают, высказывают предположения. |
• Организует работу с текстом на с. 140 142 учебники и заданием 3 рабочей тетради
• Самостоятельно читают текст, а парах обсуждают значение условных знаков, при необходимости обращаясь к тексту учебника; определяют позитивное и негативное воздействие человека на природу. Представляют результаты работы |
Подведение итогов |
-
Предлагает повторно выполнить тест на с. 41, 42. -
Предлагает ответить на вопросы рубрики «Обсудим!» на с. 142 учебника. -
Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2*, 3* йа с. 143 учебника; ответить на вопросы рубрики «Обсудим!» с помощью взрослых | -
Самостоятельно выполняют тест, при необходимости исправляют ошибки, в случае затруднения обращаются к материалам учебника. Выполняют взаимопроверку, делают вывод о выполнении учебной задачи урока. -
Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт. -
Определяют домашнее задание |
Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем; текст «Горы, которых не должно быть» на с. 143, 144 учебника |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 41, 42 книги тестов |
Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 2, 3 на с. 143 учебника |
Урок № 22
Тема: Водные богатства нашего края | Тип: изучение нового материала |
Задачи: -
познакомить учащихся с водными объектами региона, их значением для жизни края; -
способствовать пониманию учащимися необходимости охраны водных объектов |
Планируемые результаты |
Предметные: -
характеризовать водные объекты своего региона; -
рассказывать о значении водных объектов в жизни края; -
иметь представление об источниках загрязнения водных объектов | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
работать в паре с картой и условными знаками: определять и обсуждать их значение; -
характеризовать природный объект по плану; составлять план по аналогии; -
извлекать информацию из дополнительной краеведческой литературы; -
составлять простую схему | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Технология (человек и вода) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; физическая карта региона |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
-
Организует проверку домашнего задания. -
Организует работу с физической картой региона: предлагает учащимся рассказать о том, что они уже узнали с помощью карты. Спрашивает, о чём ещё может рассказать карта | -
Выступают с сообщениями, рассуждают об охране природы родного края. -
Актуализируют умение работать с картой, пользоваться условными знаками, определять формы земной поверхности |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Предлагает учащимся прочитать название темы урока, предположить, что будет изучаться на уроке, ответить на вопрос «Что мы называем водными богатствами?» (варианты ответов, предложенные учащимися, записывает на доске). -
Предлагает перечислить названия рек, озёр, ручьёв родного края | -
Читают тему, высказывают предположения. Отвечают на вопрос, формулируют определение. -
Отвечают на вопрос, опираясь на личный опыт. Определяют учебную задачу урока |
Организация познавательной деятельности |
-
Организует работу в группах, используя задание 1 на с: 145 учебника, задание 1 (1) рабочей тетради. -
Организует выполнение в группах задания 2 на с. 145 учебника и задания 1(2) (таблица 1) рабочей тетради с использованием краеведческой литературы. -
Можно предложить всем группам характеризовать одну и ту же реку либо дать возможность каждой группе выбрать свой водный объект. -
Учащимся, способным выполнять задания на более высоком уровне, можно предложить дать характеристику другого водного объекта (например, озера), самостоятельно составив план (см. таблицу 2 в рабочей тетради). | -
Работают в группах: извлекают информацию из карты, составляют список водных объектов. Представляют результаты работы, при необходимости корректируют список. -
Работают в группах с картой и дополнительной литературой: составляют характеристику реки по плану, предложенному в учебнике и рабочей тетради. -
Работая в группах, учащиеся могут самостоятельно определить способ выполнения задания: распределить вопросы плана, совместно искать ответ на каждый вопрос и т.п. -
Составляют план по аналогии, дают характеристику водного объекта (по выбору). Представляют результаты работы, при необходимости вносят коррективы. |
-
Предлагает учащимся мы пол нигь задание 2 рабочей тетради.
-
Организует работу с текстом на с. 146, 147 учебника и заданием 2 рабочей тетради
-
Выполняют задание, опираясь на личный опыт (работают индивидуально или в парах — по выбору). -
Самостоятельно читают текст, дополняют и корректируют схему в рабочей тетради. Рассказывают по схеме о значении водных богатств в природе и жизни человека |
Подведение итогов |
-
Предлагает учащимся вернуться к ответам на вопрос «Что мы называем водными богатствами?», полученным в начале урока, и к списку водных ресурсов края. -
Спрашивает, почему вместо словосочетаний «водные объекты», «водные ресурсы» мы часто используем словосочетание «водные богатства». -
Спрашивает, почему же огромные водные богатства нуждаются в нашей охране. -
Использует текст «„Клад» на дне реки» на с. 148 учебника. -
Помогает определить домашнее задание: составить характеристику водного объекта по самостоятельно составленному плану (таблица 2 в рабочей тетради); задания 3, 4* рабочей тетради, задания 1*, 2*, 3* на с. 148 учебника. -
План в таблице 2 можно составить совместно на уроке | -
Корректируют и дополняют ответы. Дополняют список водных ресурсов края. -
Включают новое знание в систему знаний, определяют личностный смысл изучения темы. -
Определяют личностный смысл изучения темы. -
Определяют домашнее задание |
Дополнительный материал: Краеведческая литература о водных ресурсах, подготовленная учителем; текст «„Клад» на дне реки» на с. 148 учебника |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 43, 44 книги тестов |
Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 1, 2, 3 на с. 148 учебника, задание 4 рабочей тетради |
Урок № 23
Тема: Наши подземные богатства | Тип: изучение нового материала |
Задачи: -
познакомить учащихся с полезными ископаемыми родного края; -
учить описывать полезное ископаемое по плану (внешний вид, свойства, применение, способы добычи) |
Планируемые результаты |
Предметные: -
находить места добычи полезных ископаемых на карте; -
иметь представление о важнейших полезных ископаемых своего региона, их свойствах, добыче, применении | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
выполнять практическую работу в группе; -
определять сходство и различие полезных ископаемых; -
извлекать информацию из дополнительной литературы | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Технология (полезные ископаемые) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; физическая карта России и карта полезных ископаемых; коллекция полезных ископаемых края; лупы, атлас-определитель «От земли до неба» |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
-
Предлагает учащимся выполнить тест на с. 43, 44. -
Предлагает учащимся выступить с сообщениями о водных объектах родного края. -
Спрашивает, почему водные ресурсы называют водными богатствами | -
Выполняют тест с самопроверкой. -
Выступают с краткими сообщениями, задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников. -
Актуализируют необходимые знания |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Предлагает учащимся прочитать тему урока. Спрашивает, какие богатства могут находиться под землёй. Ответы учащихся записывает на доске, принимая все ответы, в том числе неточные (например, клады). -
Демонстрирует коллекцию полезных ископаемых (не называя их), спрашивает, можно ли их назвать природными богатствами | -
Читают тему урока, высказывают предположения. -
Рассматривают коллекцию, высказывают предположения, актуализируют знания, полученные о полезных ископаемых в 1—3-м классах. Определяют учебную задачу урока |
Организация познавательной деятельности |
| -
Анализируют карту: читают условные знаки, определяют места добычи полезных ископаемых, определяют полезные ископаемые своего региона (работают индивидуально или в парах — по желанию). Представляют результаты работы. — -
Выполняют практическую работу в группах: определяют цель выполнения работы, необходимое оборудование, изучают план практической работы, представленный в учебнике, распределяют обязанности в группе; изучают и записывают свойства полезного ископаемого (таблица 1 в рабочей тетради), составляют характеристику полезного ископаемого. |
-
Рекомендует учащимся использовать тексты учебника на с. 150 15К как справочную литературу, работай только с нужным текстом.
-
Предлагает составить сравнительную таблицу с характеристикой всех изученных полезных ископаемые, используя в качестве критериев для сравнения план из таблицы 2 рабочей тетради (см. дополнительные творческие задания).
-
Предлагает сравнить изученные полезные ископаемые по выделенным признакам
-
Дополняют и корректируют информацию, полученную в ходе практической работы, используя тексты учебника на с. 150—158. Представляют результаты работы, выполняют самооценку деятельности. -
Совместно заполняют сравнительную таблицу. -
Определяют сходство и различие полезных ископаемых с помощью сравнительной таблицы |
Подведение итогов |
-
Повторно демонстрирует коллекцию полезных ископаемых, спрашивает, почему их называют подземными богатствами. -
Спрашивает, какие способы работы учащиеся использовали для ответа на вопрос. -
Организует обсуждение вопроса 3 (рубрика «Проверь себя») на с. 158 учебника: Почему к подземным богатствам нужно относиться бережно? -
Спрашивает, может ли каждый из нас помочь сберечь полезные ископаемые. -
Помогает определить домашнее задание: задания 2, 4* рабочей тетради, задания 1, 2*, 3* на с. 158, 159 учебника | -
Включают новое знание в систему знаний. -
Обозначают способы работы с информацией, которые использовались на уроке. -
Делают вывод (при необходимости могут использовать текст на с. 158 учебника). -
Определяют личностный смысл изучения темы. -
Определяют домашнее задание |
Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем; странички для любознательных |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 45, 46 книги тестов |
Дополнительные творческие задания: | |
| торф | уголь | Линии сравнения | песок | | |
| | Условное обозначение на карте | | |
| | Свойства | | |
| | Применение | | |
| | Добыча | | |
| | |
Урок № 24
Тема: Земля — кормилица | Тип: изучение нового материала |
Задачи: |
Планируемые результаты |
Предметные: -
различать основные типы почв; -
знать типы почв своего региона; -
рассказывать о значении почвы для жизни на Земле | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
работать в паре: актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой; -
строить модель и на её основе рассказывать о разнообразии почв; -
определять сходство и различие природных объектов; -
извлекать информацию из дополнительной литературы | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий; -
определять личностный смысл учения |
| |
Межпредметные связи: Русский язык (составление текста по рисунку) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; образцы почв |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Предлагает учащимся выполнить тест на с. 45, 46. -
Предлагает учащимся выступить с сообщениями о личном опыте использования полезных ископаемых и продуктов их переработки. -
Предлагает прочитать тему урока и объяснить её формулировку. -
Спрашивает, в каком значении использовано слово земля | -
Выполняют тест с самопроверкой. -
Выступают с краткими сообщениями, задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников. -
Читают тему, высказывают предположения. -
Определяют значение многозначного слова |
Актуализация необходимых знаний |
• Организует работу в парах, предлагая ответить на вопросы о почве: | • Работают в парах: актуализируют знания о почве, полученные в 3-м классе, отвечают на вопросы (при необходимости могут обратиться к учебнику 3-го класса как к справочнику). Представляют результаты работы, фиксируют затруднение при ответе на последний вопрос. Определяют учебную задачу урока |
Организация познавательной деятельности |
-
Организует работу с заданием 1 рабочей тетради: дать характеристику иллюстраций, построить модель — и текстом на с. 160, 161 учебника. -
Спрашивает, чем похожи и чем отличаются все виды почв. -
Организует выполнение задания 1 на с. 161 учебника, задания 2 рабочей тетради, работу с дополнительной литературой. | -
Анализируют иллюстрации, определяют природные зоны и природные сообщества; предполагают, какая почва характерна для каждого места, устанавливают причинно-следственные связи (раскладывают карточки из приложения). Обсуждают результаты выполнения задания в парах. Осуществляют самопроверку с помощью иллюстраций и текста на с. 160, 161 учебника. -
Заканчивают выполнение модели, сравнивают виды почв. -
Рассказывают о разнообразии почв, используя модель. Извлекают информацию из дополнительной литературы: определяют виды почв своего региона. |
• Определяют значение условных знаков, рассуждают об охране почвы. Уточняют свои предположения с помощью текста учебника и дополнительной литературы |
Подведение итогов |
-
Предлагает повторно ответить на вопрос «Чем отличаются почвы в различных природных зонах и природных сообществах?». -
Спрашивает, как каждый из нас может помочь в охране почвы. -
Помогает определить домашнее задание: задание 3 рабочей тетради; подготовить рассказ о почвах своего региона | -
Делают выводы, включают новое знание в систему знаний. -
Определяют личностный смысл изучения темы. -
Определяют домашнее задание |
Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем; текст «Дороже жемчуга и злата под ногами» из книги «Великан на поляне» |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 47—49 книги тестов |
Дополнительные творческие задания: Подготовить сообщение о почвах своего региона |
Урок № 25
Тема: Жизнь леса | Тип: изучение нового материала |
Задачи: |
Планируемые результаты |
Предметные: -
определять растения в гербарии с помощью атласа-определителя; -
выявлять экологические связи в лесу; -
рассказывать о лесах родного края; -
моделировать цепи питания; -
иметь представление об экологических проблемах леса и путях их решения | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
определять лишний объект по существенному признаку; -
работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; -
рассказывать о природном сообществе по плану; -
извлекать информацию из дополнительной литературы | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Литературное чтение (природа и мы), русский язык (работа со словарями) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. и животных леса; атлас-определитель | 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; гербарий с растениями леса; фотографии растений |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
-
Вяз, карликовая берёза, дуб, сосна, осина, малина. -
Белка, бурый медведь, суслик, глухарь, лось. -
При выполнении этого задания учителю не стоит настаивать на единственно правильном ответе. Важно, чтобы учащиеся могли объяснить свой выбор (например, сосна — хвойное дерево; глухарь — птица). -
Убирает лишние карточки. Спрашивает учащихся, какой общий признак объединяет оставшиеся растения и животные. -
Помогает определить тему урока | -
Выполняют тест с самопроверкой. -
Определяют существенный признак, находят лишний объект, объясняют свой выбор (при необходимости используют в качестве справочника раздел учебника «Природные зоны»). -
Определяют обобщающее слово для перечисленных природных объектов. -
Участвуют в определении темы урока |
Мотивация познавательной деятельности |
| • Выполняют пробное действие: высказывают предположения об экологических связях между объектами (при необходимости находят определение слова экология в словаре или Интернете). Фиксируют затруднение, определяют учебную задачу урока |
Организация познавательной деятельности |
• Организует работу в парах с гербарием по заданиям 1, 2 на с. 164 учебника (задание 1 рабочей тетради). | • Работают в парах: рассматривают растения, выделяют существенные признаки, определяют их названия с помощью атласа-определителя, записывают названия растений в рабочей тетради. Определяют названия живых организмов на рисунке на с. 166, 167 учебника, осуществляют самопроверку. |
-
Организует работу с текстом на с. 164, 165 учебника и/или с электронным приложением: предлагает дать определение понятия «лес», выявить экологические связи в лесу.
-
Можно предложить учащимся, способным выполнять задания на более высоком уровне, представить экологические связи в виде схемы.
-
Записывает определение понятия «лес» на доске, предлагает учащимся его проанализировать.
-
Организует выполнение заданий на с. 165 учебника и задания 4 рабочей тетради.
-
Организует выполнение задания на с. 168 учебника
-
Самостоятельно читают текст, на его основе формулируют определение, выявляют экологические связи в лесу. Представляют результаты работы. -
Анализируют определение, делают выводы. -
Строят модель цепи питания в лесном сообществе, осуществляют взаимопроверку. -
Делятся наблюдениями о растениях, грибах и животных, встречающихся в лесах родного края (если в регионе есть леса). -
Знакомятся с планом характеристики природного сообщества, пробуют (работая индивидуально или в парах — по желанию) составить рассказ о лесном сообществе (используя тексты учебника и материалы урока «Лес и человек») |
Подведение итогов |
-
Предлагает вернуться к карточкам, использованным в начале урока, скорректировать и дополнить экологические связи. -
Организует обсуждение вопроса рубрики «Обсудим!» на с. 168 учебника о влиянии человека на природное сообщество леса. -
Помогает определить домашнее задание: задания 2, 3 рабочей тетради, задания 1, 2*, 3* на с. 169 учебника; дать характеристику природного сообщества леса по плану на с. 165 учебника | -
Устанавливают экологические связи, дополняют их, включая объекты неживой природы, делают выводы. -
Высказывают своё мнение, делают выводы, определяют личностный смысл изучения темы. -
Определяют домашнее задание |
Дополнительный материал: Экология (от др.-греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 49—52 книги тестов; дать характеристику природного сообщества леса по плану на с. 165 учебника |
Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 2*, 3* на с. 169 учебника |
Урок № 26
Тема: Жизнь луга | Тип: изучение нового материала |
Задачи: |
Планируемые результаты |
Предметные: -
определять растения в гербарии с помощью атласа-определителя; -
выявлять экологические связи на лугу; -
рассказывать о луговых растениях и животных родного края; -
моделировать цепи питания; -
иметь представление об экологических проблемах луга и путях их решения | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; -
рассказывать о природном сообществе по плану; -
сравнивать природные сообщества; -
извлекать информацию из дополнительной литературы | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Русский язык (работа со справочниками), литературное чтение (анализ научно-популярного текста) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; фотографии растений и животных луга; гербарий; атлас- определитель «От земли до неба» |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
-
Предлагает учащимся выполнить тест на с. 49—52. -
Организует проверку домашнего задания: рассказ о лесе как природном сообществе (по плану), помогает определить критерии оценивания. -
Сообщает тему урока, предлагает учащимся попробовать охарактеризовать луг как природное сообщество по плану на с. 165 учебника, используя иллюстрацию на с. 170 и иллюстрацию в электронном приложении (1-й слайд) | -
Выполняют тест с самопроверкой. -
Выступают с сообщениями, осуществляют само- и взаимооценку ответа, используя критерии оценивания. -
Пробуют охарактеризовать луг как природное сообщество, фиксируют затруднение. Определяют учебную задачу урока |
Мотивация познавательной деятельности |
• Читает отрывок из текста «Горит трава» из книги «Великан на поляне» (до спора мальчиков: «Они вместе решили затушить пламя, а затем пойти к Ивану Петровичу»), спрашивает, кто из мальчиков прав. Предлагает вернуться к этому вопросу в конце урока | • Слушают текст, эмоционально откликаются на него, высказывают своё мнение, приводят доказательства |
Организация познавательной деятельности |
-
Организует работу в парах с гербарием по заданиям 2, 3 на с. 170, 171 учебника (задание 1 рабочей тетради). -
Организует работу с текстом на с. 171 — 174 учебника и/или с электронным приложением: предлагает выявить экологические связи на лугу. -
Можно предложить учащимся, способным выполнять задания на более высоком уровне, представить экологические связи в виде схемы либо выполнить схему совместно после прочтения текста. | -
Работают в парах: рассматривают растения, выделяют существенные признаки, определяют их названия с помощью атласа-определителя, записывают названия растений в рабочей тетради. Определяют названия живых организмов на рисунке на с. 172, 173 учебника, осуществляют самопроверку. -
Самостоятельно читают текст, на его основе выявляют экологические связи в лесу. Представляют результаты работы. |
-
Организует выполнение заданий 1, 2 на с. 175 учебника и задания 6 рабочей тетради.
-
Организует выполнение задания 3 на с. 175 учебника
-
Строят модель цепи питания в природном сообществе луга, осуществляют взаимопроверку. -
Делятся наблюдениями о растениях, грибах и животных, встречающихся на лугах родного края (если они присутствуют в регионе). -
Актуализируют план характеристики природного сообщества, пробуют (работая индивидуально или в парах — по желанию) составить рассказ о природном сообществе луга (используя тексты учебника) |
Подведение итогов |
-
Предлагает вернуться к тексту «Горит трава». -
Читает отрывок текста (от слов «Старый учёный вышел к друзьям…») или предлагает учащимся прочитать его самостоятельно. -
Предлагает сравнить лес и луг. -
Помогает определить домашнее задание: задания 1*, 2*, 3 на с. 175, 176 учебника, задания 2, 3, 4, 5*, 7* рабочей тетради; рассказ о луге как о природном сообществе по плану | -
Делают выводы на основании изученного материала. -
Проверяют свои предположения и выводы с помощью текста. Рассуждают о своём поведении в природе. Определяют личностный смысл изучения темы. -
Определяют сходство и различие, делают выводы. -
Важно, чтобы учащиеся сделали вывод о том, что лес и луг — это природные сообщества, в которых существуют экологические связи между живой и неживой природой, живыми организмами. -
Определяют домашнее задание |
Дополнительный материал: Книга «Великан на поляне» (рассказ «Горит трава»), странички для любознательных |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 52—54 книги тестов; дать характеристику природного сообщества луга по плану на с. 165 учебника |
Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 1, 2 на с. 175, 176 учебника, задания 5, 7 рабочей тетради |
Урок № 27
Тема: Жизнь в пресных водах | Тип: изучение нового материала |
Задачи: |
Планируемые результаты |
Предметные: -
определять растения в гербарии с помощью атласа-определителя ; -
выявлять экологические связи в пресном водоёме; -
рассказывать о водных растениях и животных родного края; -
моделировать цепи питания; -
иметь представление об экологических проблемах пресных водоёмов и путях их решения | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой; -
рассказывать о природном сообществе по плану; -
сравнивать природные сообщества; -
извлекать информацию из дополнительной литературы | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Русский язык (лексический анализ слова), технология (человек и вода) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; гербарий; фотографии растений и животных пресных водоёмов родного края; атлас-определитель «От земли до неба» |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
-
Предлагает учащимся выполнить тест на с. 52—54. -
Организует проверку домашнего задания: рассказ о луге как природном сообществе (по плану), помогает определить критерии оценивания. -
Сообщает тему урока, предлагает учащимся попробовать охарактеризовать пресный водоём как природное сообщество по плану на с. 165 учебника, используя иллюстрацию на с. 178 | -
Выполняют тест с самопроверкой. -
Выступают с сообщениями, осуществляют само- и взаимооценку ответа, используя критерии оценивания. -
Пробуют охарактеризовать луг как природное сообщество, фиксируют затруднения. Определяют учебную задачу урока |
Мотивация познавательной деятельности |
• Предлагает познакомиться с рассказом Попугая «Удивительное озеро» (задание 4 рабочей тетради) и найти в нём ошибки. Предлагает вернуться к этому заданию в конце урока | • Читают рассказ, высказывают предположения о допущенных автором ошибках (работают индивидуально или в парах — по желанию). Представляют результаты работы |
Организация познавательной деятельности |
-
Организует работу в парах с гербарием по заданиям 2, 3 на с. 178 учебника (задание 1 рабочей тетради). -
Организует работу с текстом на с. 178—183 учебника и/или с электронным приложением: предлагает выявить экологические связи в пресном водоёме. -
Можно предложить учащимся, способным выполнять задания на более высоком уровне, представить экологические связи в виде схемы либо выполнить схему совместно после прочтения текста. | -
Работают в парах: рассматривают растения, выделяют существенные признаки, определяют их названия с помощью атласа-определителя, записывают названия растений в рабочей тетради. Определяют названия живых организмов на рисунке на с. 180, 181 учебника, осуществляют самопроверку. -
Самостоятельно читают текст, на его основе выявляют экологические связи в пресном водоёме. Представляют результаты работы. |
-
1
Организует выполнение заданий 1, 2 на с. 183, 184 учебника и задания 6 рабочей тетради.
-
Организует выполнение задания 3 на с. 184 учебника
-
Строят модель цепи питания в природном сообществе пресного водоёма, осуществляют взаимопроверку. -
Делятся наблюдениями о растениях и животных, встречающихся в пресных водоёмах родного края. -
Актуализируют план характеристики природного сообщества, пробуют (работая индивидуально или в парах — по желанию) составить рассказ о природном сообществе пресного водоёма (используя тексты учебника и материалы электронного приложения) |
Подведение итогов |
-
Предлагает повторно прочитать рассказ Попугая «Удивительное озеро» и выполнить задание 4. -
Организует обсуждение вопросов рубрики «Обсудим!» на с. 184 учебника. -
Спрашивает, как можно помочь природному сообществу пресного водоёма. -
Помогает определить домашнее задание: задания 1*, 2*, 3* на с. 184, 185 учебника (одно по выбору), задания 2, 3, 7*, 8* рабочей тетради; рассказ о природном сообществе пресного водоёма по плану | -
Читают рассказ, проверяют правильность предположений, сделанных в начале урока, при необходимости исправляют ошибки. -
Выполняют лексический анализ названий живых организмов. Устанавливают причинно-следственные связи. -
Определяют личностный смысл изучения темы. -
Определяют домашнее задание |
Дополнительный материал: Книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне», рассказ «Надо ли охранять болота?» на с. 185, 186 учебника |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 54, 55 книги тестов; дать характеристику природного сообщества пресного водоёма по плану на с. 165 учебника |
Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 1, 2, 3 на с. 184, 185 учебника |
Уроки № 28, 29, 30
Тема: Экскурсии в природные сообщества родного края | Тип: экскурсия |
Задачи: -
учить наблюдать объекты природы в естественных условиях, устанавливать экологические связи в природных сообществах; -
создать условия для практического применения правил поведения в природе -
Экскурсии в природные сообщества родного края целесообразно проводить в тёплое время года, например весной. При отсутствии возможности организовать экскурсии в каждое из природных сообществ, часы, отведённые на экскурсии, можно использовать по усмотрению учителя, например, для проведения обобщающих уроков в конце каждого раздела, выполнения итоговых тестов, презентации и рефлексии проектов, подготовленных учащимися, и т. п. |
Планируемые результаты |
Предметные: -
иметь представление о членах природных сообществ леса, луга, пресного водоёма; -
устанавливать экологические связи в природных сообществах | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
определять цель и программу наблюдений в природе; -
определять объекты живой природы, пользуясь справочной литературой; -
фиксировать результаты наблюдений; -
сравнивать природные сообщества; -
делать выводы на основании наблюдений | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, технология (образовательные экскурсии) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; атлас-определитель «От земли до неба» |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
-
В классе организует повторение по темам «Природное сообщество леса, луга, пресного водоёма». -
Предлагает составить памятку поведения исследователя природного сообщества | -
Актуализируют знания, необходимые при проведении экскурсии в природное сообщество. -
Актуализируют правила поведения в природе (работают в группе, паре или индивидуально — по выбору) |
Мотивация познавательной деятельности |
| • Совместно с учителем определяют цель и задачи экскурсии. Определяют программу наблюдений |
Организация познавательной деятельности |
* При проведении экскурсии можно использовать дополнительное оборудование (например, Лабдиски) для осуществления наблюдений за неживой природой: измерение температуры воздуха, освещённости, влажност; измерение расстояний между объектами. | |
• Проводит экскурсию. Организует деятельность учащихся по наблюдению за объектами природы
• Работают в нарах или индивидуально (по выбору): изучают природные объекты в естественных условиях, фиксируют результаты наблюдений в таблице (см. дополнительные творческие задания). Соблюдают правила поведения в природе |
Подведение итогов |
• Организует презентацию и рефлексию деятельности учащихся и результатов, полученных в ходе проведения экскурсии | • Обобщают результаты наблюдений. Представляют результаты наблюдений, задают вопросы и отвечают на вопросы. Отмечают, что получилось при организации наблюдений, какие сложности возникали. Делают выводы |
Дополнительный материал: Дополнительное оборудование (например, Лабдиски), справочники |
Диагностика достижения планируемых результатов: Результаты наблюдений, проведённых учащимися |
Дополнительные творческие задания: Заполнить таблицы | | | | |
Карточка 1 | | | | | |
| Название растения | | |
| Классификация* | | |
| Место обитания | | |
| Внешнее описание (части растения, наличие плодов и семян) | | |
| Температура воздуха | | |
| Освещённость* | | |
| Растения и животные, с которыми взаимодействует | | |
| Интересные наблюдения | | |
| Карточка 2 | | | | | |
| Название животного | | |
| Классификация* | | |
| Место обитания | | |
| Внешнее описание (приспособляемость к окружающей среде) | | |
| Температура воздуха | | |
| Освещённость* | | |
| Растения и животные, с которыми взаимодействует | | |
| Интересные наблюдения | | |
| | | | | | |
Урок № 31
Тема: Растениеводство в нашем крае | Тип: изучение нового материала |
Задачи: -
познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства, развитием отрасли в регионе; -
учить проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
Планируемые результаты |
Предметные: -
понимать зависимость особенностей растениеводства в регионе от природных условий; -
определять полевые культуры, различать сорта культурных растений (учитывая особенности региона); -
иметь представление о сезонных работах в поле, огороде, саду | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
высказывать предположения, приводить доказательства; -
составлять краткий конспект; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
выполнять практическую работу в группе и в паре; -
извлекать информацию из дополнительной литературы | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Технология (тепличное хозяйство), русский язык (вопросительные предложения) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
-
Сообщает учащимся тему урока. Предлагает заполнить поочерёдно первые две колонки таблицы «ЗХУ» (см. дополнительные творческие задания). -
Составляет сводную таблицу на доске, принимает все ответы учащихся | -
Актуализируют знания о растениеводстве, полученные в 1—3-м классах: заполняют первую колонку таблицы (индивидуально или в парах — по выбору), представляют результаты работы; заполняют вторую колонку, представляют результаты работы. -
Определяют учебную задачу урока |
Мотивация познавательной деятельности |
• Спрашивает, могут ли учащиеся считать себя растениеводами. Предлагает вернуться к этому вопросу в конце урока | • Высказывают предположения, участвуют в дискуссии |
Организация познавательной деятельности |
-
Кратко рассказывает о растениеводстве, используя материалы электронного приложения (презентация 1) и/или текст на с. 188 учебника. -
Организует практическую работу в группах по заданию на с. 188 учебника, заданию 1 рабочей тетради. -
Практическую работу можно организовать по-разному: Вариант 1: каждый ученик выбирает одну из отраслей растениеводства, затем в классе проводится обсуждение. Вариант 2: группа работает с одной из отраслей растениеводства, затем представляет результаты работы классу. Вариант 3: с использованием стратегии «Зигзаг» (см. дополнительные творческие задания). | -
Слушают учителя, задают вопросы. -
Самостоятельно (в группах) работают с текстами учебника, материалами электронного приложения и краеведческой литературой. Составляют краткий конспект в рабочей тетради (задание 1). Представляют результаты работы. |
• Организует выполнение задания 3 рабочей тетради
• Определяют лишний объект, объясняют выбор, составляют задание по аналогии |
Подведение итогов |
-
Организует работу с таблицей «ЗХУ»: предлагает оценить высказывания в первой колонке (верно/неверно), заполнить третью колонку, соотнести свои ожидания (колонка 2) и результаты урока (колонка 3). -
Вопросы, оставшиеся на уроке без ответа, могут стать темами творческих заданий или проектов. -
Спрашивает, могут ли учащиеся считать себя растениеводами. -
Спрашивает, одинаковые ли растения выращивают растениеводы нашей страны. -
Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2*, 3* на с. 193 учебника, задания 2, 4* рабочей тетради | -
Работают с таблицей: включают новое знание в систему знаний, оценивают степень достижения учебной задачи урока, определяют темы творческих заданий. -
Отвечают на вопрос, делают выводы (важно подвести учащихся к выводу, что растениеводство — отрасль экономики). -
Отвечают на вопрос, используя знания о природных зонах, делают выводы. -
Определяют домашнее задание |
Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем; странички для любознательных |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 56, 57 книги тестов |
Дополнительные творческие задания: Заполнить таблицу | |
| Знаю | Хочу узнать | Узнал | |
| | |
Стратегия «Зигзаг» Каждый участник группы изучает одну из отраслей растениеводства самостоятельно. Затем учащиеся объединяются во временные группы, работающие с одной темой: совместно обсуждают изученный материал, составляют краткий конспект в рабочей тетради. Далее учащиеся возвращаются в первоначальные группы, где каждый представляет свою тему, используя конспект |
Урок № 32
Тема: Животноводство в нашем крае | Тип: изучение нового материала |
Задачи: -
познакомить с животноводством как отраслью сельского хозяйства, развитием отрасли в регионе; -
учить проявлять самостоятельность в информационной деятельности |
Планируемые результаты |
Предметные: -
понимать зависимость особенностей животноводства в регионе от природных условий; -
различать породы домашних животных (учитывая особенности региона); -
иметь представление о работах по уходу за домашними животными | Метапредметные: -
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; -
высказывать предположения, приводить доказательства; -
составлять краткий конспект; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
выполнять практическую работу в группе и в паре; -
извлекать информацию из дополнительной литературы | Личностные: -
понимать ответственность за сохранение объектов природы; -
проявлять целостный взгляд на мир; -
определять личностный смысл учения |
Межпредметные связи: Русский язык (вопросительные предложения) | | |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
-
Предлагает учащимся выполнить тест на с. 56, 57. -
Сообщает учащимся тему урока. Предлагает заполнить поочерёдно первые две колонки таблицы «ЗХУ» (см. дополнительные творческие задания). -
Составляет сводную таблицу на доске, принимает все ответы учащихся | -
Выполняют тест с самопроверкой. -
Актуализируют знания о животноводстве, полученные в 1—3-м классах: заполняют первую колонку таблицы (индивидуально или в парах — по выбору), представляют результаты работы; заполняют вторую колонку, представляют результаты работы. -
Определяют учебную задачу урока |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Организует игру «Кто больше?»: предлагает учащимся назвать как можно больше известных им домашних животных. -
Записывает ответы учащихся на доске. -
Предлагает разделить животных на группы (ответы учащихся не корректирует) | |
Организация познавательной деятельности |
-
Кратко рассказывает о животноводстве, используя текст на с. 196 учебника. -
Организует практическую работу в группах по заданию на с. 196 учебника, заданию 1 рабочей тетради. -
Практическую работу можно организовать по-разному: Вариант 1: каждый ученик выбирает одну из отраслей животноводства, затем в классе проводится обсуждение. | -
Слушают учителя, задают вопросы. -
Самостоятельно (в группах) работают с текстами учебника, материалами электронного приложения и краеведческой литературой. Составляют краткий конспект в рабочей тетради (задание 1). Представляют результаты работы |
Вариант 2: группа работает с одной из отраслей животноводства, затем представляет результаты работы классу.
Вариант 3: с использованием стратегии «Зигзаг» (см. дополнительные творческие задания)
|
Подведение итогов |
-
Организует работу с таблицей «ЗХУ»: предлагает оценить высказывания в первой колонке (верно/неверно), заполнить третью колонку, соотнести свои ожидания (колонка 2) и результаты урока (колонка 3). -
Вопросы, оставшиеся на уроке без ответа, могут стать темами творческих заданий или проектов. -
Предлагает скорректировать классификацию домашних животных, выполненную в начале урока. -
Спрашивает, существует ли специфика животноводства в разных регионах страны. -
Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2, 3*, 4* на с. 203 учебника, задания 2, 3* рабочей тетради | -
Работают с таблицей: включают новое знание в систему знаний, оценивают степень достижения учебной задачи урока, определяют темы творческих заданий. -
Делают выводы. -
Отвечают на вопрос, используя знания о природных зонах. -
Определяют домашнее задание |
Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем |
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 60, 61 книги тестов |
Дополнительные творческие задания: Заполнить таблицу | |
| Знаю | Хочу узнать | Узнал | |
| | |
Стратегия «Зигзаг» Каждый участник группы изучает одну из отраслей животноводства самостоятельно. Затем учащиеся объединяются во временные группы, работающие с одной темой: совместно обсуждают изученный материал, составляют краткий конспект в рабочей тетради. Далее учащиеся возвращаются в первоначальные группы, где каждый представляет свою тему, используя конспект |
Урок № 33
Тема: Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Тип: контроль |
Задачи: -
проверить знания и умения учащихся по разделам «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край — часть большой страны»; -
формировать умение адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки -
На данном уроке можно организовать контроль и оценку достижений учащихся по всем разделам, изучавшимся в первом полугодии, либо только по разделу «Родной край — часть большой страны». Этот урок также может быть использован как резервный для более углублённого изучения некоторых тем, для подготовки и защиты проектов, организации обучающих экскурсий (по темам, изучавшимся в первом полугодии). В этом случае тест «Родной край — часть большой страны» учащиеся могут выполнить на одном из предыдущих уроков |
Планируемые результаты |
Предметные: • оценивать свои знания и умения по разделам «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край — часть большой страны» | Метапредметные: -
понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать достижения на уроке; -
выполнять тесты с выбором ответа; -
оценивать свои знания и умения; -
понимать причины успехов и неудач; -
видеть и исправлять ошибки | Личностные: -
осваивать социальную роль обучающегося; -
определять мотивы учебной деятельности; -
проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки |
Межпредметные связи: Математика, русский язык, технология, изобразительное искусство (оценочная деятельность) |
Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
-
Мотивирует учащихся к выполнению теста: спрашивает, какие темы были наиболее интересны, что вызвало затруднения, о чём им хочется узнать больше, какие знания и умения уже пригодились в жизни. | |
Актуализация необходимых знаний |
| • Соотносят свои достижения с планируемыми результатами на шмуцтитуле раздела. Повторяют изученный материал, задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников |
Организация познавательной деятельности |
| • Выполняют тест: читают вопросы, записывают в тетради правильные ответы, проверяют их правильность с помощью страничек для самопроверки, оценивают свои достижения при изучении темы |
Подведение итогов
-
Спрашивает учащихся о способах исправления допущенных ошибок (работа с учебником, электронным приложением, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, помощь взрослых) и о причинах их возникновения. -
Тест, предлагаемый в учебнике, может носить обучающий характер и использоваться с целью обобщения знаний учащихся по изученной теме. В этом случае для оценивания знаний и умений учащихся (выставления отметки) учителем может быть предложен другой аналогичный тест | • Определяют способы исправления ошибок. Рассуждают о причинах возникновения ошибок, делают выводы |
Дополнительный материал: Дополнительная литература по теме (подбирает учитель, используя ресурс школьной библиотеки), интернет-ресурсы |
Диагностика достижения планируемых результатов: |
Дополнительные творческие задания: |