Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Симская средняя общеобразовательная школа»
Юрьев-Польского района Владимирской области
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру
3 класс
«Нас в любое время года учит мудрости природа».
Подготовила
учитель начальных классов
Каллистратова Светлана Геннадьевна
2012 год
Внеклассное занятие по окружающему миру. (Исследовательская деятельность).
Тема: «Нас в любое время года учит мудрости природа».
Цели: 1. Продолжить знакомство с народными приметами ;
2. Развивать познавательный интерес, наблюдательность;
3. Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
Учитель: Сегодня на внеклассном занятии мы поговорим с вами о приметах.
— Что такое примета?
В толковом словаре о примете говорится так: «Примета – это явление, случай, которые в народе считаются предвестником чего-нибудь».
Учитель: К этому занятию мы готовились долго. Ребята искали приметы, составляли кроссворды, используя приметы, сочиняли стихи, писали сочинения, выполняли рисунки по приметам. Занятие решили провести в виде устного журнала по временам года и назвали его так:
Дети: Нас в любое время года учит мудрости природа.
1 страничка «Зима» (На доске появляется название странички).
Ученик:
Открываем календарь. Начинается январь.
В январе, в январе много снега во дворе.
Снег на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом.
Ученица: А знаете ли вы, что в Новый год — сильный мороз и малый снежок – к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега – к неурожаю.
Учитель: Используя зимние приметы, вы писали стихи. (Дети выходят к доске читают свои стихи и называют примету, которую использовали).
Например: Наш Дружок вчера Примета – Собака валяется по снегу – к непогоде.
Весь день по снегу валялся,
К непогоде, так и есть —
Ветер разыгрался. (Ратникова Е.)
А знаете, приметами пользуются не только люди, но и лесные звери. Посмотрите сценку про лесную примету «Как медведя переворачивали». (Ж. «Начальная школа» № 2/ 2002).
2 страничка «Весна» (На доске название странички).
Ученик: Долго шла весна тайком от ветров и стужи,
А сегодня — прямиком шлепает по лужам.
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
Скоро, скоро быть теплу! — эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба.
(Ученики читают свои стихи с весенними приметами).
Например: Коль услышишь весной на опушке
До зари прокукует кукушка,
То примета такая – к добру
Знай, кукушка весною – к теплу. (Ахромеева А.)
Примета – Весной кукует кукушка – к теплу.
Учитель: А чтобы вспомнить весенние приметы, давайте разгадаем кроссворд.
По вертикали:
-
Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне домов или деревьев, то лето будет…холодное.
-
Если дятел стучит в марте, весна будет … поздняя.
-
Много майских жуков весной – будет … засуха.
-
Если грач прилетел до 14 марта, снег рано сойдет, а лето будет … мокрое.
-
Если журавли прилетели рано, значит, и весна будет … ранней.
-
Вороны ранней весной купаются в лужах – к … теплу.
По горизонтали:
-
Если весной летит много паутины – лето будет … жаркое.
-
Если на крышах длинные сосульки – весна будет … долгая.
-
Если из березы течет много сока, лето будет … дождливое.
-
Перелетная птица течет стаями – весна будет … дружная.
Учитель: Ну, а как прилетели перелетные птицы, как наступило тепло, так и пришло к нам лето.
3 страничка «Лето».
Ученик: Ярко солнце светит, в воздухе тепло.
И куда ни взглянешь все кругом светло.
По лугу пестреют яркие цветы,
Золотом облиты темные листы.
Дремлет лес: ни звука, лист не шелестит,
Только жаворонок в воздухе звенит.
(Ученики читают свои стихи с летними приметами).
Например: Утром солнышко лучом
Мне стучит в окошко.
Посмотрел я на траву, ну а там – сережки.
Все сверкают и блестят – вот, роса какая!
Можно бегать без сапог, пятками сверкая.
И дождя не ждать совсем, все равно не будет.
Раз росинки поутру так сверкают людям. (Зяблов В.)
Примета – Много росы утром на траве, днем не будет дождя.
Учитель: Используя летние приметы, вы писали сочинения. Давайте лучшие прочтем. (Дети выходят к доске и читают свои сочинения).
Учитель: Как обычно, не успеешь и глазом моргнуть, а лето уже закончилось. Наступила осень.
4 страничка «Осень».
Ученик: Желтый лист глядится в озеро, просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило, весь орешник в серебре.
Запоздалый рыжик ежится, веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице капли свежие дрожат,
Тишину, вспугнув тревожную, в чутко дремлющем бору,
Бродят лоси осторожные, гложут горькую кору.
Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует, бусы красные надев.
Учитель: Какие приметы осени помогло вспомнить это стихотворение?
Приметы: — Поздний отлет птиц – предвещает теплую зиму.
— В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая.
— Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
— Поздний гриб – поздний снег.
(Ученики читают свои стихи с осенними приметами.)
Например: Поздно птицы улетают. Примета — Поздно улетают птицы – к теплой зиме.
Не торопятся на юг.
Тепло зимой нам предвещают,
Холодов не ждать и вьюг. (Тупицина А.)
Появляется Тетушка – Непогодушка.
Т-Н: — Фу! Какая погода сегодня отвратительная. Солнце светит, жара, все радуются весне, цветам. А по мне, так лучше бы всегда была осень. Ветер ураганный, с грозой, а еще лучше со снегом. Вот была бы красота!
Учитель: А вы кто?
Т-Н: Я Тетушка-Непогодушка. Слышала я, что вы тут собрались уму-разуму у природы учиться. Гуляла я тут по лесу, собиралась погоду подпортить. Вижу, куропатка с дятлом сломя голову куда-то летят. Ну, я у них выведала, куда это они так торопятся? И тоже решила к вам наведаться. А пришла я не с пустыми руками. Принесла вам приметы. Только не могу их вам просто так подарить. Характер у меня вредный. Решила я их все перепутать. На разных кусочках бумаги у меня находятся половинки пословиц. Составьте из этих половинок примету целиком, тогда вам и будет хорошая погода, а не составите – не видать вам тепла и солнца.
Работа в группах. Игра «Соедини примету».
Т-Н благодарит детей за работу и уходит.
Итог: Учитель проводит игру «Узнай примету по рисунку».
(Учитель показывает рисунок, а дети называют какая примета изображена на нем. )
Список использованной литературы.
-
Журнал «Начальная школа» — 2002г. №2;
-
С. Маршак «Детям», М./ «Детская литература».