Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа

«Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора,

отличника народного образования СССР А.П. Горохова»

(МАОУ «Бигилинская СОШ)

____________________________________________________________________________

Методическая разработка урока

по теме: «Золотое правило нравственности».

модуль: «Основы светской этики»

урок проводится в 4 классе (возраст обучающихся 9-10 лет)

Онищенко Тамара Ефимовна,

учитель начальных классов

2014год

«Урок – клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды,

отражаются все его стороны».

Тема: «Золотое правило нравственности»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

-формировать осознанное поведение в ситуациях значимого выбора, воспитывать потребность в нравственном поведении.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;

способность к самооценке;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.

метапредметных результатов

— формировать умение ставить учебную задачу, выделять и осознавать что усвоено и что еще подлежит усвоению (регулятивные)

формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; (познавательные)

— развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; (коммуникативные);

-формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную (коммуникативные);

предметных результатов

— познакомить с «золотым правилом нравственности»;

— формировать умение понимать значение «золотого правила нравственности» в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

— научить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.

Ход урока.

Структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

Слайд презентационного материала

1.Мотива

ционный этап.

2-3 мин.

Караоке «Дорога добра». (фонограмма) 1куплет с припевом.

— Какова главная идея строк, исполненных вами?

-Какой смысл вкладывал автор в строки «иди за солнцем следом….» выскажите свое предположение

-Исполняют песню.

-Метод «Корзина идей»

-Высказывают мнение.

-Высказывают свои предположения.

К: исполнение песни в сотворчестве с одноклассниками.

Л: развитие мотивов учеб-ной деятель-ности и форми-рование лич-ного смысла учения.

2.Актуа-лизация знаний.

5-7мин.

-Что значит, по-вашему мнению, дорога добра?

-Какими качествами должен обладать человек (или какие у вас есть качества), чтобы совершать добрые дела?

-Вы верно перечислили слова, которые характеризуют понятие «добро» и в какой-то мере вас и ваши поступки.

А чтобы совершать поступки, какие для этого необходимо выполнять правила?

-А что такое МОРАЛЬ?

-Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»?

-Подберите ЭПИТЕТ к слову «правила».

— Что значит «ЗОЛОТЫЕ»?

— Предположите (выскажите свою точку зрения) о чем пойдет речь на уроке?

Возможно сформулируете тему урока.

-Высказывают свою точку зрения.

-Сочувствие, сопережи-вание, взаимоуважение, поддержка, похвала, терпимость, забота, долг, человеколюбие…

Нравственные, моральные….

(Опираются на теоретический материал, полученный на предыду-щих уроках):

— Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми.

Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

Высказывают мнение.

-Ответы обучающихся.

-Высказывают предпо-ложения.

К: формирова- ние готовности слушать собе-седника, вести диалог, призна-вать возмож-ность сущест-вования раз-личных точек зрения и права каждого иметь собственную.

П:Самостоя-тельное выде-ление и форму-лирование познавательной цели.

3.Откры-тие ново-го зна-ния.

15-17мин.

-Сегодня мы познакомимся с «Золотым правилом (Слайд1)

нравственности» как основополагающей моральной истиной.

Вы узнаете: почему появилось правило нравственности,

как формулируется «Золотое правило нравственности» и

как применять «Золотое правило нравственности».

— Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Чело-вечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обосно-вания поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравст-венности» Его стали называть так в 13 веке. Это правило как способ управления поведе-нием встречается во множес-тве формулировок.

Думаю и вы, ребята, попыта-етесь выразить основной смысл формулировки «Золо-того правила нравствен-ности», выполнив задание в группах.

звучит фонограмма Д. Ласта «Одинокий пастух».

1группа. Задание: Какое «Золотое правило нравст-венности» сформулируете вы?

1.Как вы поняли смысл этой притчи?

2.Объясните слова мудреца: «Все в твоих руках»

Притча

Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость.

Однажды один завистник решил высмеять мудреца и придумал хитрый план. «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, — решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся».

Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»

2группа

Задание: прочтите стихотворение. Инсценируйте действие.

Выскажите свое мнение о конфликте двух ребят.

Расскажу вам про терпение.

В классе есть у нас Кириллка,

Он житья мне не дает:

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнет.

Вот какое отношение!

Я б могла тебя, мучитель,

Очень больно отлупить.

Все терпение собрала и терплю. Может скоро я

Кириллку полюблю…..

Какое «Золотое правило нравственности» сформулирует ваша группа?

3группа

Задание: написать (составить) эссе на тему:

« Мое любимое слово» в соответствии с основной идеей урока.

-Давайте свои выводы «Золотого правила нравственности» сравним с наиболее известными трактовками. (Слайд 2)

Правило не дает ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что злом?» Человек должен решить сам на основе собст-венных убеждений и приня-тых в обществе правил нравственности. Надо поду-мать, каково было бы мне, если бы поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.

-Получают информацию.

-Работа в группах. (Одновременно получают задание)

— Поясняют смысл притчи, анализируют.

-Объясняют слова мудреца, делают вывод: «Все в твоих руках», т.е. человек — хозяин своей судьбы.

Формулируют свое «Золотое правило нравственности».

-Инсценируют действие.

Высказывают свое мнение о конфликте двух ребят.

-Сравнивают свое поведение.

Формулируют свое «Золотое правило нравственности».

-Используют метод незаконченного предло-жения.

-Рассуждают.

-Составляют эссе.

-Делают вывод.

-Свои выводы сравни-вают с наиболее извест-ными трактовками.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб-ной деятель-ности, поиска средств ее осу-ществления.

Р: планирова-ние своих действий в соответствии с поставленной задачей.

К: развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе групповой работы.

Л: учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

П: умение осуществлять действия «анализ», «сравнение».

Р: умение работать с информацией.

Р: умение распределять обязанности в группах.

П: оценивание поступка, а не человека, сове-ршившего его.

П: формирова-

ние умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

П: умение обобщать делать вывод.

П: формирова-ние умений понимать значение «золотого правила нравственно-сти».

Слайд 1

Слайд 2

4.Закреп-ление учебного материа-ла.

7-10 мин.

Применив «Золотое правило нравственности», поиграем.

Игра «ДА-НЕТКА» (предлагаются ситуации)

-В счастье зазнавайся.

-Когда тебя обижают другие — обижай и ты их сам и сло-вом, и делом.

-Избегай споров в пустых вещах.

-Помогай ближнему сове-том, примером, достатком.

-Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.

-На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.

-Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.

-Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.

-Все эти житейские мудрости можно сформулировать одним предложением…. Каким?

Как звучит «Золотое правило нравственности»?

Тренинг «Волшебное зернышко»

-В моих руках сундучок. В нем находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать «Золотым правилам нравственности» Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко)

(звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)

— А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображе-нии цветок добра. Положите его на обе ладони. Почув-ствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и прият-ная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поме-стите свое добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Ребята, а теперь откройте глаза.

-Сигнализируют свое согласие зеленым жетоном, а несогласие – красным жетоном.

-Аргументируют ответы.

Отвечают, рассуждают.

Становятся в круг, вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель.

Р: Оценивание правильности выполнения действий.

Л: учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;

П: умение обобщать делать вывод.

5.Домаш-нее зада-ние.

2 мин.

(Слайд3)

Чтобы проросли ваши зернышки, необходимо за-писать добрые дела, которые вы совершите в течение недели.

Оформите свои проекты в виде любимых цветов. Мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел»

Подумайте:

-Кому нужна ваша помощь?

— Кому не хватает нашей доброты и участия?

-Чем вы можете помочь другим людям?

(Займите свои места.)

-Получают домашнее задание.

Л: Ориентация на выполнение морально-нравственных норм, оценка своих поступ-ков.

Слайд 3

6.Итог урока. Рефлек-сия.

3-6 мин.

-Что было главное в уроке?

Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль: (Слайд4)

над чем задумался…

-чем заинтересовался…

-что взволновало…

-что удивило….

— Спешите делать добрые дела, ребята.

Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе.

Какое настроение вызвал урок?

Урок окончен. Спасибо за работу.

Обосновывают мысли.

В течение урока обучающиеся оценивали свою работу в оценоч-ных листах, зарабаты-вали жетоны.

-По методике Щурковой (смайлы).

Л: способность к самооценке.

Слайд 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here