Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа
«Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора,
отличника народного образования СССР А.П. Горохова»
(МАОУ «Бигилинская СОШ)
____________________________________________________________________________
Методическая разработка урока
по теме: «Золотое правило нравственности».
модуль: «Основы светской этики»
урок проводится в 4 классе (возраст обучающихся 9-10 лет)
Онищенко Тамара Ефимовна,
учитель начальных классов
2014год
«Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды,
отражаются все его стороны».
Тема: «Золотое правило нравственности»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
-формировать осознанное поведение в ситуациях значимого выбора, воспитывать потребность в нравственном поведении.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов
— учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;
— способность к самооценке;
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
метапредметных результатов
— формировать умение ставить учебную задачу, выделять и осознавать что усвоено и что еще подлежит усвоению (регулятивные)
— формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; (познавательные)
— развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; (коммуникативные);
-формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную (коммуникативные);
предметных результатов
— познакомить с «золотым правилом нравственности»;
— формировать умение понимать значение «золотого правила нравственности» в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
— научить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Слайд презентационного материала | |
1.Мотива ционный этап.
2-3 мин.
| Караоке «Дорога добра». (фонограмма) 1куплет с припевом. — Какова главная идея строк, исполненных вами?
-Какой смысл вкладывал автор в строки «иди за солнцем следом….» выскажите свое предположение
| -Исполняют песню.
-Метод «Корзина идей» -Высказывают мнение.
-Высказывают свои предположения.
|
К: исполнение песни в сотворчестве с одноклассниками.
Л: развитие мотивов учеб-ной деятель-ности и форми-рование лич-ного смысла учения.
|
|
2.Актуа-лизация знаний.
5-7мин. | -Что значит, по-вашему мнению, дорога добра?
-Какими качествами должен обладать человек (или какие у вас есть качества), чтобы совершать добрые дела?
-Вы верно перечислили слова, которые характеризуют понятие «добро» и в какой-то мере вас и ваши поступки. А чтобы совершать поступки, какие для этого необходимо выполнять правила? -А что такое МОРАЛЬ?
-Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»?
-Подберите ЭПИТЕТ к слову «правила». — Что значит «ЗОЛОТЫЕ»? — Предположите (выскажите свою точку зрения) о чем пойдет речь на уроке? Возможно сформулируете тему урока.
| -Высказывают свою точку зрения. -Сочувствие, сопережи-вание, взаимоуважение, поддержка, похвала, терпимость, забота, долг, человеколюбие…
—Нравственные, моральные…. (Опираются на теоретический материал, полученный на предыду-щих уроках): — Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми. —Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали. — Высказывают мнение.
-Ответы обучающихся.
-Высказывают предпо-ложения. | К: формирова- ние готовности слушать собе-седника, вести диалог, призна-вать возмож-ность сущест-вования раз-личных точек зрения и права каждого иметь собственную.
П:Самостоя-тельное выде-ление и форму-лирование познавательной цели.
|
|
3.Откры-тие ново-го зна-ния.
15-17мин. | -Сегодня мы познакомимся с «Золотым правилом (Слайд1) нравственности» как основополагающей моральной истиной. Вы узнаете: почему появилось правило нравственности, как формулируется «Золотое правило нравственности» и как применять «Золотое правило нравственности». — Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Чело-вечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обосно-вания поступка. Одним из таких способов и является «Золотое правило нравст-венности» Его стали называть так в 13 веке. Это правило как способ управления поведе-нием встречается во множес-тве формулировок. Думаю и вы, ребята, попыта-етесь выразить основной смысл формулировки «Золо-того правила нравствен-ности», выполнив задание в группах.
—звучит фонограмма Д. Ласта «Одинокий пастух».
1группа. Задание: Какое «Золотое правило нравст-венности» сформулируете вы? 1.Как вы поняли смысл этой притчи? 2.Объясните слова мудреца: «Все в твоих руках» Притча Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость. Однажды один завистник решил высмеять мудреца и придумал хитрый план. «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, — решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»
2группа Задание: прочтите стихотворение. Инсценируйте действие. Выскажите свое мнение о конфликте двух ребят.
Расскажу вам про терпение. В классе есть у нас Кириллка, Он житья мне не дает: То придумает дразнилку, То щипнет, а то толкнет. Вот какое отношение! Я б могла тебя, мучитель, Очень больно отлупить. Все терпение собрала и терплю. Может скоро я Кириллку полюблю….. Какое «Золотое правило нравственности» сформулирует ваша группа?
3группа Задание: написать (составить) эссе на тему: « Мое любимое слово» в соответствии с основной идеей урока.
-Давайте свои выводы «Золотого правила нравственности» сравним с наиболее известными трактовками. (Слайд 2) — Правило не дает ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что злом?» Человек должен решить сам на основе собст-венных убеждений и приня-тых в обществе правил нравственности. Надо поду-мать, каково было бы мне, если бы поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
|
-Получают информацию.
-Работа в группах. (Одновременно получают задание)
— Поясняют смысл притчи, анализируют.
-Объясняют слова мудреца, делают вывод: «Все в твоих руках», т.е. человек — хозяин своей судьбы.
—Формулируют свое «Золотое правило нравственности».
-Инсценируют действие. Высказывают свое мнение о конфликте двух ребят.
-Сравнивают свое поведение.
—Формулируют свое «Золотое правило нравственности».
-Используют метод незаконченного предло-жения. -Рассуждают. -Составляют эссе. -Делают вывод.
-Свои выводы сравни-вают с наиболее извест-ными трактовками. |
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб-ной деятель-ности, поиска средств ее осу-ществления.
Р: планирова-ние своих действий в соответствии с поставленной задачей.
К: развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе групповой работы.
Л: учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. П: умение осуществлять действия «анализ», «сравнение».
Р: умение работать с информацией.
Р: умение распределять обязанности в группах.
П: оценивание поступка, а не человека, сове-ршившего его.
П: формирова- ние умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
П: умение обобщать делать вывод.
П: формирова-ние умений понимать значение «золотого правила нравственно-сти».
| Слайд 1
Слайд 2
|
4.Закреп-ление учебного материа-ла.
7-10 мин. | Применив «Золотое правило нравственности», поиграем. Игра «ДА-НЕТКА» (предлагаются ситуации) -В счастье зазнавайся. -Когда тебя обижают другие — обижай и ты их сам и сло-вом, и делом. -Избегай споров в пустых вещах. -Помогай ближнему сове-том, примером, достатком. -Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других. -На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью. -Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством. -Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.
-Все эти житейские мудрости можно сформулировать одним предложением…. Каким? — Как звучит «Золотое правило нравственности»?
Тренинг «Волшебное зернышко» -В моих руках сундучок. В нем находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать «Золотым правилам нравственности» Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко) (звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух») — А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображе-нии цветок добра. Положите его на обе ладони. Почув-ствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и прият-ная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поме-стите свое добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко. Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Ребята, а теперь откройте глаза.
|
-Сигнализируют свое согласие зеленым жетоном, а несогласие – красным жетоном.
-Аргументируют ответы.
Отвечают, рассуждают.
Становятся в круг, вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель. |
Р: Оценивание правильности выполнения действий.
Л:— учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;
П: умение обобщать делать вывод.
|
|
5.Домаш-нее зада-ние. 2 мин. | (Слайд3) — Чтобы проросли ваши зернышки, необходимо за-писать добрые дела, которые вы совершите в течение недели. Оформите свои проекты в виде любимых цветов. Мы с вами создадим цветочную «Поляну Добрых Дел» Подумайте: -Кому нужна ваша помощь? — Кому не хватает нашей доброты и участия? -Чем вы можете помочь другим людям? (Займите свои места.)
|
-Получают домашнее задание. | Л: Ориентация на выполнение морально-нравственных норм, оценка своих поступ-ков. | Слайд 3
|
6.Итог урока. Рефлек-сия. 3-6 мин. | -Что было главное в уроке? Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль: (Слайд4) —над чем задумался… -чем заинтересовался… -что взволновало… -что удивило….
— Спешите делать добрые дела, ребята. Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе.
Какое настроение вызвал урок?
Урок окончен. Спасибо за работу.
|
—Обосновывают мысли. В течение урока обучающиеся оценивали свою работу в оценоч-ных листах, зарабаты-вали жетоны.
-По методике Щурковой (смайлы). |
Л: способность к самооценке.
| Слайд 4
|