МБОУ Кизнерская средняя школа №2 имени

генерал-полковника Капашина В.П.

Урок (занятие) с использованием авторской презентации

Тема урока: Христианская семья.

Предмет: ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики.

Основы православной культуры).

Для учащихся 4-5 классов.

Автор: Гаврилова Лилия Семеновна,

учитель русского языка и литературы

Аннотация.

Тема урока «Христианская семья» в тексте учебника соответствует уроку № 27.

Представленная разработка урока и составленная к ней презентация раскрывает основные ценности понятия «семья», знакомит с основными традициями христианской семьи.

Разработка урока может быть полезна учителям-преподавателям ОРКСЭ, также ее элементы могут быть использованы для проведения классного часа.

      1. Введение.

      1. В апреле 2010 года в школах стартовала апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести модулей: « Основы исламской культуры», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Главная цель учебного курса – формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Это нововведение в образовании, как и любое другое, вызвало сложность у учителей при подготовке учебно-тематических планов и поурочных разработок из-за отсутствия накопленного методического материала. Любая разработка в этой области, особенно на начальном этапе, являлась для учителя находкой.

Появление нового курса в школах не случайно: растущая бездуховность, тяготение к ложным авторитетам, религиозный экстремизм и фанатизм. Проблема воспитания усугубляется тем, что в стране наблюдается кризис семейных отношений: последняя опора ребенка, его крепость и тыл рушится, порой, у него на глазах. Предполагается, урок по теме «Христианская семья», вошедший в модуль «Основы православной культуре» и вошедший как конспект урока в данную работу, будет способствовать у учащихся желанию укреплять свою семью.

Курс ОРКСЭ не является изолированным элементом школьной программы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он занимает место между предметом «Окружающий мир» (дополняя его обществоведческие аспекты) и предметом «История», изучение которого начинается в 5-ом классе. Это обстоятельство подчеркивает, что разработки уроков по данному курсу могут быть использованы другими учителями-предметниками.

План-конспект урока.

Тема урока: Христианская семья.

Цель урока: познакомить с основными ценностями и традициями христианской семьи.

Задачи:

1. Познакомить с понятиями: семья, христианская семья, традиция, ценность.

2. Обогащать словарный запас детей, способствовать расширению кругозора.

3. Воспитывать уважение к христианской семье в целом, к своей семье, уважение к старшим.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, распечатанные карточки.

Формы работы на уроке: беседа, слушание, обсуждение, рассматривание иллюстраций.

Ход урока:

I.Организационный момент. (На экране слайд 1)

Перед уроком учащиеся выбирают карточки, на которых написаны определения и понятия, и рассаживаются по группам, объясняя свой выбор. Таким образом можно осуществить повторение уже пройденного материала.

1 группа — «Библия». Карточки: Ветхий завет, пророки, Новый завет, Евангелие, апостол, притча.

2 группа – «Храм». Карточки: иконостас, алтарь, паникадило, барабан, купол, портал.

3 группа – «Пасха». Карточки: крестный ход, « избавлением», яйцо, кулич, 40 дней.

4 группа «Крещение Руси». Карточки: 988, Днепр, Владимир, «Красное солнышко», Константинопль.

II.Актуализация знаний.

Учитель: чтобы узнать, какая тема нашей беседы, нужно правильно собрать разделенные пословицы на ваших столах.

(По мере разгадывания пословиц на экране появляются слайды).

  1. -Где мир да лад, там и Божья благодать.

— На что клад, коли в семье лад.( Слайд 2)

2. -Вся семья вместе, так и душа на месте.

-Бог дал родню, а черт вражду. (Слайд 3)

3. -На свете все найдешь, кроме отца и матери.

-Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.(Слайд 4)

4. -Братская любовь крепче каменных стен.

-Была б моя бабуся, ничего не боюся: бабушка – щиток, кулак- молоток. (Слайд 5)

Учитель: что объединяет все эти пословицы?

III. Объявляется тема урока: Православная семья. (Слайд 6)

1. Беседа учителя и учеников.

-Как вы думаете, с какого времени люди начали жить семьями?

-Что такое христианская семья? Отличается такая семья от той, в которой живете вы?

-А для чего вам нужна семья?

-Можно ли ваш класс назвать семьей?

2. Рассказ учителя.

Учитель: вступление в брак в православной культуре называется «венчание». (Слайд 7, 8)

На головы жениху и невесте возлагают венцы – знак того, что «князь» и «княгиня» — самые почитаемые и знатные люди в округе. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. Когда молодых водят по храму, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви.

— А почему тогда именно такую молитву поют молодоженам?

По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венчание – это обет Богу с любовью «нести бремя (тяжесть) друг друга, то есть любить друг друга, заботиться друг о друге, не оставлять ни в болезни, ни в беде и никогда не нарушать священного брачного союза.

Обручальное кольцо (слайд 9) – знак вечности и неразрывности брачного союза. Даже если в их жизни будут болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

В руках молодые держат всегда венчальные свечи – символ любви, которую отныне они должны питать друг к другу и которая должна быть чиста и незапятнанна.

-Как вы считаете, достаточно ли только повенчаться, чтобы у вступающих в брак образовалась семья?

3. Работа в группах с текстовым материалом.

Учитель: обсудите в группах то, что написано на карточках. С чем вы согласны? С чем не согласны?

1.В православии семью часто называют «малой церковью», потому что в ней существует иерархия(подчинение) как в церкви: главой семьи является Бог(отец), ему подчиняется мать, а дети послушны своим родителям. Между всеми царит любовь.

2.В православии главой семьи является мать, потому что она кормилица, самый близкий человек.

3. В семье отношения между родителями и детьми должны быть основаны на страхе. Дети должны слушаться своих родителей, потому что, когда их слушаешься , они любят тебя и балуют. Это выгодно и родителям, и детям.

4.Родители любят своих детей, чтобы они не бросили их в старости.

5.В семье каждый принимает самостоятельное решение, как ему поступать, что предпринять.

6.Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции, так как в эти дни накрывают обязательно праздничный стол. Все радуются вкусным блюдам и веселью.

4. Обсуждение ответов в классе.

5. Просмотр видео.

Учитель: давайте посмотрим одну библейскую «Притчу о блудном сыне».(Слайд 10) Притчу следует остановить на словах « … и пошел он к отцу своему…» и предложить учащимся закончить ее по-своему. Затем продолжить просмотр до конца.

-Какой можно сделать вывод из этого?

Вывод: без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье становится невозможной). Зачитать стихотворение. (Слайд 11)

IV. Рефлексия.

Учитель: в заключение урока мне бы хотелось обменяться с вами подарками. Я хочу подарить вам обереги, а вы подарите мне разноцветные ромашки сегодняшнего настроения. Ромашка – это цветок-символ семейного счастья, любви, верности и взаимопонимания.

Белая – на уроке было интересно, я узнал много нового;

Желтая – мне на уроке было весело;

Голубая – хочу еще узнать по этой теме;

Красная – мне на уроке было скучно и грустно.

V.Домашнее задание: cоставить формулу семейного счастья.

      1. Заключение.

      2. При подготовке презентации к данному уроку были использованы семейные фотографии учащихся, что вызвало интерес учащихся еще до урока.

Ребята очень активно участвовали в беседе на всех этапах занятия, было видно их желание поделиться рассказами о своей семье. Для меня же главным было донести до детей, что «христианская семья» и семья, в которой воспитываются они сами — одно и то же. Все этапы урока были успешно реализованы, а цель урока достигнута.

Урок проводился в рамках районного семинара учителей–преподавателей ОРКСЭ и нашел положительные отклики как у учителей, так и учащихся, которые оставили свои отклики в виде ромашек. Большинство из них были белого цвета, что означало « на уроке было интересно, я узнал много нового».

      1. В дальнейшем следует привлекать учащихся к разработке уроков, используя их наблюдения и находки.

      1. Список использованной литературы:

      1. 1. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М. Просвещение, 1990. – 335 с.

      1. 2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.- 95 с.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=zxbNVK7KzlM

  2. http://www.maestro-event.ru/content/wedding/

  3. www.diary.ru

  4. www.alexgudov.ru

  5. http://wedding-svadba.ru/venchalnye-kolca/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here