ОРКСЭ 4 класс Основы мировых религиозных культур | Конспект подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33 г. Владимира» Королёва Любовь Петровна
|
Урок 22
Тема: Паломничества и святыни.
Цели: создание условий для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов на основе содержания данного курса.
Задачи:
Образовательные:
-
Сформировать первоначальное представление о святынях мировых религий;
-
Познакомить с новыми понятиями: паломничество, паломник, реликвии, мощи, накхор, хадж, святой;
-
Формировать навык самостоятельной работы с источниками информации
Развивающие:
-
Развивать информационную компетентность на основе включения новых понятий в словарный запас школьников;
-
Приобщать учащихся к целостному восприятию окружающего мира.
Воспитательные:
-
Создать условия для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам представителей других религий на основе содержания урока;
-
Воспитывать любовь, уважение, гордость за историческое наследие родного края.
Оборудование и материалы: учебник «Основы мировых религиозных культур» автор Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. (изд. «Просвещение»), ПК с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, электронная презентация, карточки с заданиями для работы в парах, группах, «Толковый словарь» Ожегова
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Самоопределение к деятельности и актуализация опорных знаний
А) Слайд 2. Прочитайте слова: путешественник, странник, паломник. Можно ли их назвать синонимами? Почему? Однако всё-таки это разные понятия. Какое из них нам более знакомо и чаще остальных используется? (путешественник) Какое определение вы бы дали слову путешественник? В словаре Ожегова даётся такое определение (щелчок кнопкой мыши): тот, кто путешествует. Но ведь странник и паломник тоже путешествуют (перемещаются, передвигаются), в чём отличие этих понятий? (щелчок кнопкой мыши) Соответствуют ли эти определения, на ваш взгляд? Что нужно сделать? (поменять определения местами).
Итак: основными понятием, с которым мы сегодня будем работать, являются паломник (щелчок) и паломничества. Как бы вы для себя определили. Что такое паломничества? Слайд 3
Б) Задание для самостоятельной работы: трём ученикам или трём парам даются толковые словари с целью найти определение слов реликвия, мощи, святой.
В) Обращение к остальным : Ребята, как звучит тема сегодняшнего урока? Приём ЗХУ: в качестве помощи можно использовать информацию на полях учебника стр. 58, дополнить её чем-то своим.
Самостоятельная работа учащихся, обмен мнениями в парах. Озвучивание.
-
Этапы усвоения новых знаний.
-
Для более плодотворной работы нам понадобятся ещё несколько понятий. Эти слова уже звучали, когда вы говорили, что нового хотите узнать . Несколько человек самостоятельно поработали со словарями и поправят нас, если что-то пойдёт не так.
Что вы себе представляете, когда слышите слово реликвия? Какое определение нашёл…?
Кого называют святым? … Как об этом написано у Ожегова?
Знаете ли вы, что такое мощи? … Что узнал об этом …?
Христианство | Ислам | Иудаизм | Буддизм | |
|
|
|
|
|
Класс делится на 4 группы: 1 группа читает информацию в учебнике (стр.59-60) о хадже до слов «Лучезарная медина», 2 группа – всё остальное о паломничестве в Исламе (стр.60-61), 3 группа знакомится на стр.61 с информацией о паломничестве в Иудаизме, 4 группа – о паломничестве в Буддизме (стр.61). По мере прочтения учащиеся заполняют свой столбик в таблице, представленной выше.
-
Самостоятельная работа . Проверка.
По мере проверки на экране идёт слайд № 4 , таблица постепенно заполняется новой информацией, её дети переносят в свои таблицы.
-
Демонстрация слайдов №№ 5-11 с фотографиями мест паломничества.
-
Учащимся предлагается рассмотреть фотографию на стр. 58. Что на ней запечатлено? Каждый год весной перед Пасхой идёт прямая трансляция из этого храма. Что хотят запечатлеть журналисты, а мы увидеть в этом храме? Слайд № 12
Это главное место паломничества у всех христиан, и именно на Пасху данную святыню хотят посетить многие из верующих, но в данном храме многолюдно и в другие дни. Почему? Здесь когда-то было место захоронения Иисуса Христа ( поэтому такое и название). Над этим местом теперь стоит этот величественный храм. Всё, что связано с жизнью Иисуса Христа является объектом для поклонения христиан. (В таблице дети записывают название храма).
-
Предварительное подведение итогов
Мы поговорили о главных святынях мировых религий. Получили ответы на свои вопросы? (конкретный вопрос и конкретный ответ у нескольких учеников)
Попробуйте найти некоторые новые понятия в таблице Слайд 13 (на каждой парте). Работа в парах: найденное слово выделяется карандашом (зачёркивается). Проверка. Слайд 14
-
д
к
о
с
у
с
ь
ч
а
в
д
р
г
м
ш
и
й
т
в
ф
ю
и
а
ц
е
х
с
с
з
ж
ь
я
о
и
с
ч
б
л
у
я
е
к
д
з
т
б
ж
п
о
в
и
ь
е
ф
в
м
т
ы
к
ё
й
л
р
к
г
п
а
л
о
м
н
и
ч
е
с
т
в
о
ъ
п
ы
щ
э
и
е
н
я
к
ю
и
б
ё
н
н
и
б
с
в
ю
л
н
х
я
й
-
Усвоение новых знаний (продолжение)
Нам с вами очень повезло. Мы живём в городе с богатой историей, интересными культурными памятниками, своими традициями. И есть люди, которые совершают паломнические поездки к нам во Владимир на Клязьме. И хотя во времена Иисуса Христа нашего города ещё не было, но в христианстве объектом поклонения могут быть реликвии, связанные с кем-то из святых. Кто при жизни доказал свою веру в Христа, пострадал за неё, вёл праведную жизнь и т.д.
Мощи таких святых есть и на Владимирской земле: Александра Невского, Андрея Боголюбского, Петра и Февронии Муромских и других. Некоторые из них находятся в Успенском кафедральном соборе Владимира.
Демонстрация он-лайн видеофрагмента репортажа телеканала «Союз» с www.youtube.com/watch?v=HvR2-AxOcec
-
Подведение итогов.
-
Урок подходит к концу. Какими новыми понятиями вы теперь владеете? Какие святыни в разных религиях вы запомнили? Что было для вас особенно интересно?
-
Линеечки Цукермана: интересно, трудно, моё настроение
-
Домашнее задание.
-
Обязательное: Для портфолио подготовить страничку с определениями слов: паломничество, реликвия, мощи, святой, накхор, хадж. Поместить на страничке рисунки, фотографии по теме.
-
По желанию: подготовить сообщение о какой-либо святыне Владимирской земли