ОРКСЭ 4 класс

Основы мировых религиозных культур

Конспект подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №33 г. Владимира»

Королёва Любовь Петровна

Урок 22

Тема: Паломничества и святыни.

Цели: создание условий для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов на основе содержания данного курса.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать первоначальное представление о святынях мировых религий;

  • Познакомить с новыми понятиями: паломничество, паломник, реликвии, мощи, накхор, хадж, святой;

  • Формировать навык самостоятельной работы с источниками информации

Развивающие:

  • Развивать информационную компетентность на основе включения новых понятий в словарный запас школьников;

  • Приобщать учащихся к целостному восприятию окружающего мира.

Воспитательные:

  • Создать условия для формирования духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам представителей других религий на основе содержания урока;

  • Воспитывать любовь, уважение, гордость за историческое наследие родного края.

Оборудование и материалы: учебник «Основы мировых религиозных культур» автор Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. (изд. «Просвещение»), ПК с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, электронная презентация, карточки с заданиями для работы в парах, группах, «Толковый словарь» Ожегова

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Самоопределение к деятельности и актуализация опорных знаний

А) Слайд 2. Прочитайте слова: путешественник, странник, паломник. Можно ли их назвать синонимами? Почему? Однако всё-таки это разные понятия. Какое из них нам более знакомо и чаще остальных используется? (путешественник) Какое определение вы бы дали слову путешественник? В словаре Ожегова даётся такое определение (щелчок кнопкой мыши): тот, кто путешествует. Но ведь странник и паломник тоже путешествуют (перемещаются, передвигаются), в чём отличие этих понятий? (щелчок кнопкой мыши) Соответствуют ли эти определения, на ваш взгляд? Что нужно сделать? (поменять определения местами).

Итак: основными понятием, с которым мы сегодня будем работать, являются паломник (щелчок) и паломничества. Как бы вы для себя определили. Что такое паломничества? Слайд 3

Б) Задание для самостоятельной работы: трём ученикам или трём парам даются толковые словари с целью найти определение слов реликвия, мощи, святой.

В) Обращение к остальным : Ребята, как звучит тема сегодняшнего урока? Приём ЗХУ: в качестве помощи можно использовать информацию на полях учебника стр. 58, дополнить её чем-то своим.

Самостоятельная работа учащихся, обмен мнениями в парах. Озвучивание.

  1. Этапы усвоения новых знаний.

  • Для более плодотворной работы нам понадобятся ещё несколько понятий. Эти слова уже звучали, когда вы говорили, что нового хотите узнать . Несколько человек самостоятельно поработали со словарями и поправят нас, если что-то пойдёт не так.

Что вы себе представляете, когда слышите слово реликвия? Какое определение нашёл…?

Кого называют святым? … Как об этом написано у Ожегова?

Знаете ли вы, что такое мощи? … Что узнал об этом …?

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Класс делится на 4 группы: 1 группа читает информацию в учебнике (стр.59-60) о хадже до слов «Лучезарная медина», 2 группа – всё остальное о паломничестве в Исламе (стр.60-61), 3 группа знакомится на стр.61 с информацией о паломничестве в Иудаизме, 4 группа – о паломничестве в Буддизме (стр.61). По мере прочтения учащиеся заполняют свой столбик в таблице, представленной выше.

  • Самостоятельная работа . Проверка.

По мере проверки на экране идёт слайд № 4 , таблица постепенно заполняется новой информацией, её дети переносят в свои таблицы.

  • Демонстрация слайдов №№ 5-11 с фотографиями мест паломничества.

  • Учащимся предлагается рассмотреть фотографию на стр. 58. Что на ней запечатлено? Каждый год весной перед Пасхой идёт прямая трансляция из этого храма. Что хотят запечатлеть журналисты, а мы увидеть в этом храме? Слайд № 12

Это главное место паломничества у всех христиан, и именно на Пасху данную святыню хотят посетить многие из верующих, но в данном храме многолюдно и в другие дни. Почему? Здесь когда-то было место захоронения Иисуса Христа ( поэтому такое и название). Над этим местом теперь стоит этот величественный храм. Всё, что связано с жизнью Иисуса Христа является объектом для поклонения христиан. (В таблице дети записывают название храма).

  1. Предварительное подведение итогов

Мы поговорили о главных святынях мировых религий. Получили ответы на свои вопросы? (конкретный вопрос и конкретный ответ у нескольких учеников)

Попробуйте найти некоторые новые понятия в таблице Слайд 13 (на каждой парте). Работа в парах: найденное слово выделяется карандашом (зачёркивается). Проверка. Слайд 14

д

к

о

с

у

с

ь

ч

а

в

д

р

г

м

ш

и

й

т

в

ф

ю

и

а

ц

е

х

с

с

з

ж

ь

я

о

и

с

ч

б

л

у

я

е

к

д

з

т

б

ж

п

о

в

и

ь

е

ф

в

м

т

ы

к

ё

й

л

р

к

г

п

а

л

о

м

н

и

ч

е

с

т

в

о

ъ

п

ы

щ

э

и

е

н

я

к

ю

и

б

ё

н

н

и

б

с

в

ю

л

н

х

я

й

  1. Усвоение новых знаний (продолжение)

Нам с вами очень повезло. Мы живём в городе с богатой историей, интересными культурными памятниками, своими традициями. И есть люди, которые совершают паломнические поездки к нам во Владимир на Клязьме. И хотя во времена Иисуса Христа нашего города ещё не было, но в христианстве объектом поклонения могут быть реликвии, связанные с кем-то из святых. Кто при жизни доказал свою веру в Христа, пострадал за неё, вёл праведную жизнь и т.д.

Мощи таких святых есть и на Владимирской земле: Александра Невского, Андрея Боголюбского, Петра и Февронии Муромских и других. Некоторые из них находятся в Успенском кафедральном соборе Владимира.

Демонстрация он-лайн видеофрагмента репортажа телеканала «Союз» с www.youtube.com/watch?v=HvR2-AxOcec

  1. Подведение итогов.

  • Урок подходит к концу. Какими новыми понятиями вы теперь владеете? Какие святыни в разных религиях вы запомнили? Что было для вас особенно интересно?

  • Линеечки Цукермана: интересно, трудно, моё настроение

  1. Домашнее задание.

  • Обязательное: Для портфолио подготовить страничку с определениями слов: паломничество, реликвия, мощи, святой, накхор, хадж. Поместить на страничке рисунки, фотографии по теме.

  • По желанию: подготовить сообщение о какой-либо святыне Владимирской земли

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here