Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №810
города Москвы
Конспект урока ОРКСЭ
(модуль Светская этика)
в 4 классе
«Нравственные идеалы»
Подготовила учитель начальных классов
Небольсина Яна Игоревна
Москва
2014
Цель: Способствовать формированию знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций родной страны.
Задачи: Развитие способностей младших школьников к общению в социальной среде. Формирование умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать детей самостоятельному добыванию знаний. Совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса. Развивать умение давать характеристику герою. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Оборудование: учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк. Москва Просвещение — 2013 г, интерактивная доска.
Тема: Нравственные идеалы.
Организационный момент.
Приветствие.
Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.
Какое домашнее задание вам необходимо было выполнить?
Понравилась вам сказка «Чёрная курица»?
Что в ней понравилось и что запомнилось?
Кто хочет побыть в роли учителя и задать детям подготовленные вопросы по сказке «Чёрная курица»?
Вопросы и ответы учащихся.
Подведение к теме урока.
Совсем недавно вы узнали значение слова «нравственность».
Найдите в тетради определение данного понятия и прочтите его.
Ответы учащихся.
Что такое идеал или идеалы?
Ответы учащихся.
Что вы можете сказать о нравственных идеалах?
Какими они бывают?
Какова тема урока?
Ответы учащихся. (Нравственные идеалы)
На интерактивной доске вы видите репродукцию картины.
Как называется картина?
Кто её автор?
Где она находится?
Кто на ней изображен?
Ответы учащихся.
Можно ли назвать знаменитых былинных богатырей нравственными идеалами?
Ответы учащихся.
Какие ещё герои не только древности, но и современности могут быть примерами для подражания?
Ответы учащихся.
Расскажите о спорте и о спортсменах.
Что можете сказать о паралимпийских играх?
Ответы учащихся.
Работа с учебником.
Откройте параграф 24 на странице 50 – 51 и внимательно прочтите текст учебника.
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока.
Перескажите, о каких правилах честного поединка идет речь в учебнике.
Перечислите важнейшие добродетели воинской дружины.
Какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»?
В каких произведениях искусства мы встречаем богатырскую тему?
А в музыке?
Ответы учащихся.
Послушайте отрывок из богатырской симфонии композитора Александра Бородина, обратите внимание на видеоряд.
Понравился ли вам музыкальный фрагмент?
Какие чувства вызвала в вас музыка?
Соответствует ли видеоряд музыке?
Ответы учащихся.
Рассмотрите иллюстрации на развороте.
Что вы знаете об изображенных на них персонажах?
Ответы учащихся.
Как называется жанр произведений, где часто повествуется о богатырях?
Ответы учащихся.
Что вы знаете о былинах?
Ответы учащихся.
Послушайте отрывок из русской былины «Добрыня и змей»
Добрынюшке-то матушка говаривала,
Да и Никитичу-то матушка наказывала:
— Ты не езди-ка далече во чисто поле,
На тую гору да сорочинскую,
Не топчи-ка младыих змеенышей,
Ты не выручай-ка полонов да русскиих,
Не купайся, Добрыня во Пучай-реке,
Та Пучай-река очень свирепая,
А середняя-то струйка как огонь сечет!
А Добрыня своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую на гору сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
А й повыручил он полонов да русскиих.
Что необычного заметили и услышали?
Почувствовали своеобразный ритм былинного повествования?
Кто, где, как и когда исполнял в древней Руси былины?
Ответы учащихся. (Гусляры чаще всего на пирах).
Посмотрите и послушайте видеофрагмент звучания гуслей.
Понравилось?
Домашнее задание:
Попробуйте самостоятельно сочинить русскую былину. Работу необходимо красиво оформить и выполнить к следующему уроку. Лучшие работы отправятся на выставку.
Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали?
Чему научились?
Что необычного увидели и услышали?
Ответы учащихся.
Поднимите руку те, кто хорошо поработал сегодня на уроке.
Поднимите руку, кто считает, что был сегодня недостаточно активен.
Я отмечу тех, кто был очень активен…
Особенно хочется отметить тех, кто подготовил интересные вопросы к сказке «Черная курица», вы прекрасно выступили в роли учителя.
Литература, использованная в работе:
Учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк. Москва, Просвещение — 2013 год.
Интернет ресурсы, использованные в работе:
http://www.youtube.com/watch?v=Gj6AE_KSsNE
https://disk.yandex.ru/public/?hash=eqaL9ZzRmqKDcW5VRRwSF2G1rMi7k6uyjJTx9n2XfdE%3D
http://vseskazki.su/narodnye-skazki/russkie-byliny/bylina-dobrynya-i-zmei-gorynych.html
http://www.youtube.com/watch?v=hLGcmUxi7Pk#t=154
http://www.youtube.com/watch?v=kaFs9LMtrG0
http://www.openclass.ru/node/319995