Модуль «Основы светской этики»

урока: 25

Тема: Нравственные идеалы

Цель урока – знакомство с правилами этикета, выявление и обоснование модели поведения, соотносящейся в обществе с понятиями «рыцарь, леди и джентльмен»; формирование культуры поведения обучающихся. 


Задачи: 

1.Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, коррекция отношений учащихся к тем или иным этическим явлениям, повышение морально-психологического климата в коллективе.

2.Формирование представлений о правилах поведения ««рыцарь, леди и джентльмен».

3.Совершенствование коммуникативных навыков в ходе коллективной деятельности, развитие способностей младших школьников к общению в социальной среде

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с учебником , комментированное чтение , ролевая игра.

Основные понятия: рыцарь, джентльмен, леди.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», компьютер, раздаточный материал.

Ход урока.

I Организационный момент. Сегодня мы с вами отправимся на поиски нравственных идеалов. А искать их мы будем в Средние века – в 12 – 14 веке и в 19 веке. Может вы уже догадались о ком мы будем говорить?( рыцарь, джентльмен, леди) слайд 2-3

II Сообщение темы и целей урока

— Для того чтобы узнать, что нового мы откроем на сегодняшнем уроке давайте обратимся к учебнику на стр. 52 к разделу «вы узнаете». Сегодня на уроке мы узнаем… слайд 4

III Актуализация темы.

— Эпиграфом урока пусть послужат слова И.В.Гёте: «Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет» слайд 5

Для поисков нам понадобятся три команды, потому что искать мы будем качества трёх исторических персонажей?

Итак, давайте договоримся, какой ряд будет искать материал о рыцарях, о джентльменах, о леди?

Поможет нам в этом кроссворд. Кто первый составит слово из выделенных букв отгаданных слов, тот и определит цель поиска каждой команды.

IV Актуализация знаний.

А)Кроссворд слайд 6

1. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

2. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей (эгоизм)

3. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании (справедливость)

4. Нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей (альтруизм)

— Посмотрите, какое ключевое слово получилось? (Леди)

Б) Поисковые задания по группам.

1 ряд ————————

2 ряд ———————-

3 ряд ———————-

— На этом уроке вы узнаете значение и происхождение данных слов, правил и норм поведения, а также сами побываете в роли рыцарей, леди и джентльменов.

V Изучение нового материала

А) Работа групп с текстом учебника. Страницы учебника 52 – 53.

Б) Результаты поиска в группах.

— на основе иллюстраций и текста учебника расскажите, кто такие рыцари, какими качествами должен обладать рыцарь. слайд 7 — 15

— на основе иллюстраций и текста учебника расскажите, кто такие рыцари, какими качествами должен обладать рыцарь? слайд 7 — 15

Вопрос для других групп. Назовите нравственный идеал рыцаря средних веков. слайд 16 — 17

Какие правила современного этикета появились благодаря рыцарям? слайд 18

— на основе иллюстраций и текста учебника расскажите, кто такие джентльмены, какими качествами должен обладать джентльмен? слайд 19 — 22

Вопрос для других групп. Найдите предметы, которые принадлежат джентльмену. слайд 23

Что значит быть джентльменом в наше время? слайд 24

Физкультминутка

Я буду называть вам слова, если они характеризуют рыцаря и джентльмена , тогда шагаем на месте, если нет, приседаем. (Аккуратен, неотзывчив, пунктуален, непорядочен, честен, необразован, опрятен, труслив, добр,), А теперь если положительные качества – руки в стороны, отрицательные – руки наверх (жаден, ответственен, завистлив, справедлив, благороден, )

— на основе иллюстраций и текста учебника расскажите, кто такие леди, какими качествами должна обладать настоящая леди? слайд 25 – 28

Вопрос для других групп. Какими качествами должна обладать настоящая леди? слайд 29

VI Применение полученных знаний в нашей жизни.

— К кому из наших героев подходят слова А.П.Чехова? А нам с вами эти слова подходят? слайд 30

— Как вы думаете, рыцарем, джентльменом или леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник? слайд 31

— А теперь я вам предлагаю побывать самим в роли леди и джентльменов.

Кейс-технология: Ситуация №1. «В тесноте, да не в обиде» (Слайд №32)

Ситуация №2. «На лестнице» (Слайд №33)

Ситуация №3. «По дороге в школу» (Слайд №34)

Ситуация №4. «В холодную погоду» (Слайд №35)

VII Подведение итогов урока слайд 36

Сегодня вы много узнали о настоящих рыцарях, леди и джентльменах, и я думаю, что каждый из вас достоин этого звания.

Леди, обещаете ли вы:

Быть примером для подражания, трудолюбивыми, приобщаться к миру прекрасного, расширять свой кругозор, следить за модой и внешним видом, не иметь вредных привычек?

Леди, продолжите предложение: «Я всегда буду …». слайд 37

Джентльмены, обещаете ли вы:

Быть воспитанными, учиться правильно вести диалог, соблюдать интеллигентность и пунктуальность, быть внимательными, стремиться узнать больше чем уже знаете, быть честным и справедливыми?

Джентльмены, и вы продолжите предложение: «Я всегда буду …». слайд 38

VIII Рефлексия (Слайд №39)

Кому из вас захотелось быть лучше после нашего урока.

Скажите несколько добрых слов об уроке.

IX Домашнее задание: совместно с родителями приведите примеры из произведений литературы, кинофильмов, повседневной жизни джентльменских поступков или поведения настоящей леди.

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here