Класс: 4
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Светская этика»
Тема | Что такое счастье? | ||
Цель
| Объяснять, что такое счастье и смысл жизни. Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).
Формировать УУД: Личностные: 1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. 2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.
1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные). 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Cтроить речевое высказывание в устной форме. 4. Понимать информацию, представленную в неявном виде. 5. Интерпретировать и обобщать информацию. | ||
Планируемые результаты | Предметные: расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни» Личностные: формирование культурной эрудиции учащихся. Метапредметные: Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать по предложенному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | ||
Инструментальный блок | |||
Задачи урока | Образовательные: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье. Способствовать развитию: формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, Воспитывать: умение анализировать свои поступки и слова, способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни | ||
Тип урока | Открытие новых знаний | ||
Учебно-методический комплекс | учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России (4класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И., презентации | ||
Организационно-деятельностный блок | |||
Основные понятия | Счастье, смысл жизни, жизнь | ||
Организация пространства | Парная, фронтальная, индивидуальная работа | ||
Межпредметные связи | Этика, психология | ||
Действия обучающихся и учителя | I. Мотивация к учению.
| Действия учителя | Действия обучающихся |
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. |
| ||
II. Актуализация знаний.
| — Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. -Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость) Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: — А Тебе, что нужно? — спросило Счастье. — Что нужно Тебе? — переспросил брат. — Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним… — Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) — Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата? -На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? |
Ответы детей — Это притча о счастье.
— Что такое счастье и смысл жизни. | |
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | -Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Что такое счастье?» -Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос? — Как вы думаете, когда, при каких обстоятельствах мы употребляем это слово в речи? — Спасибо за ответы. Вы правильно понимаете смысл этого слова. Для меня счастье — это особое состояние души, долгая тихая радость внутри человека. — Ребята, а как вы думаете, кто или что может быть счастливым? |
Возможные ответы детей: — Когда исполняются заветные желания; когда в доме все хорошо, никто не ругается; когда тебя все любят.
Дети объясняют и приводят примеры | |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
| — Кто может сделать вас счастливым?
1. Презентация. Слайд № 2 Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье — это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама — и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет — его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками — больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
2. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик» — Кого осчастливила Женя? 3. Тренинг «Цветик семицветик» Вам необходимо выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья». Но вы не просто так будете записывать мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик»
4. Работа с пословицами (в парах). На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них мудрые изречения. (Дети выполняют задание.) Пословицы:
— А теперь проверьте. — «Не родись красивым, а родись счастливым». Как вы понимаете смысл этой мудрости? (Дети отвечают.) Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова. 5. Чтение стихотворения Красивым здорово родиться! Красивый может погордиться, Поважничать и полениться, На красоту не станут злиться! Счастливым — интересней быть. Счастливый может всех любить. Он дарит счастье всем вокруг, И рядом с ним всегда есть друг.
— Попробуйте определить одним словом, что же такое счастье для человека? Что входит в это понятие? — Лучами этого солнца станут ваши слова счастья! Учитель записывает на доске слова, сказанные детьми (здоровье, доброта, великодушие, дружба, семья, радость и т.д).
6. Просмотр мультфильма Смешарики «Смысл жизни» —А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни, — Что вы поняли просмотрев мультфильм? -Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния — «построить дом». Или идея защиты окружающей среды — «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания — «вырастить сына». | — Мама, друзья, природа, предмет и т.д
Работа с презентацией. Слайд № 2
Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик».
Дети заклеивают лепестки и подписывают, как понимают слово «счастье»
Работа парами.
Дети стрелками соединяют две половины пословиц, проверяют и объясняют смысл данных пословиц.
Презентация. Слайд № 3
Работа с презентацией. Слайд № 4. — Здоровье, доброта, великодушие, дружба, семья, радость, удача, удовольствие, успех, благополучие и т.д.
Просмотр мультфильма Смешарики «Смысл жизни» — Что смыл жизни не надо искать где –то, оно рядом всегда, надо научиться видеть его.
| |
V. Выражение решения проблемы.
| Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни» -Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? -Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое? -Может цель нашей жизни в богатстве? -Власть и слава? ( стремление к славе мы не можем считать целью жизни) -Жизнь ради детей? -Жить ради знаний? Так ли это? | Работа с презентацией. Слайд № 6
— Мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть.
— Стремление к славе мы не можем считать целью жизни.
Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть. | |
Выполнение продуктивных заданий по теме. | 7. Работа над афоризмами ( на доске портреты И.С.Тургенева и Вильяма Купера)— Единственное истинное счастье приходит при самореализации. (Вильям Купер).
— Счастье никогда не приходит к тем, кто не в состоянии ценить то, что у них уже есть. (И.С.Тургенев). Цените то, что у вас есть… Сейчас… Рядом… И никогда не думайте «а может быть». Может и не быть… |
Работа с презентацией. Слайд № 5 Дети объясняют смысл афоризмов Вильяма Купера и И.С.Тургенева | |
Диагностика результатов урока (итог урока) | Релаксация. «Полёт мысли». Играет спокойная музыка. — У каждого из вас на листочке есть цветик – семицветик. Один лепесток его не закрашен.Закрасьте его сами. Кому было легко ответить на вопрос, что такое счастье и в чем смысл жизни — закрасьте лепесток красным, кто испытывал затруднения –зелёным, а если вы считаете ,что так и не смогли найти ответ- жёлтым. — Закройте глазки. Попробуйте представить, что вдыхаете в себя добро, свет, всё хорошее и мысленно посылаете это друг другу, всем родным близким, всем людям. Наши мысли обязательно долетят до них и принесут им радость.
| ||
Домашнее задание | – Выберите один из вариантов домашнего задания (с. 33) или составьте своё по теме урока |