Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Нравственный поступок

урок ОРКСЭ

4 класс

Пономаренко Татьяна Анатольевна

учитель истории и обществознания

2014г.

Тема урока: Нравственный поступок

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о нравственных поступках.

Задачи: — дать представление о понятии «нравственный поступок»;

-развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

-формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и действиям.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

I. Орг. момент.

Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. Поприветствуйте друг друга и пожелайте доброго дня.

II. Актуализация знаний. (индивидуальные карточки)

В: Что вы должны сделать в первом задании? (подобрать слово)

_______ — образец поступков людей и отношение между ними.

_______ — противоположность добра, это то, что стремиться устранить и исправить мораль.

Что считается добрым поступком?

*Забывать о неприятной просьбе

* Дать списать домашнее задание

*Опоздать на неинтересную встречу

* Помочь соседу по парте разобрать задачу

Укажите поступки, которые одобряет общество

*обман

* насилие

*взаимопомощь

*унижение

Что является последствием злых дел?

* дружба

* радость

* вражда

Знания о добре и зле помогают людям

* проявлять заботу

* жить в мире

* дружить

* все ответы верны

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло».

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь

ДОБРО ЗЛО

___________ _________

___________ _________

III. Формирование новых знаний.

Послушайте рассказ. (Слайд 1)

Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. (щелчок) Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. (щелчок)Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

В: Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой?

(не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

В: Почему бабушка ничего им не сказала?

(скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

В: А как поступили мальчики?

(нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

В: Являются ли действия ребят поступком? (является)

В: Хороший или плохой поступок совершили ребята? (плохой)

В: Приведите примеры хороших поступков?

Сообщение темы урока. Нравственный поступок.

В: Как вы думаете о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)

Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным. (Слайд 3)

В: Что такое поступок?

А) работа с определением (Слайд 4)

Поступок – это намеренное действие человека.

Поступок — это решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Поступок — это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения.

(запись определения в тетради по выбору)

А что же такое нравственный поступок?

(Ответы детей)

Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.

Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.

Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок. ( Слайд 5)

Б) Определите кокой поступок является нравственным, а какой безнравственный (Слайд 6)

Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат. (Слайд 7)

В) Работа по учебнику стр.40

Найдите описание мотива, цели, средства, действия и результата в учебнике

(зачитывают по очереди)

Физкультминутка

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева,

Обними соседа справа,

Обними соседа слева,

Топни правою ногой,

Топни левою ногой…

IV. Закрепление

Задание 1. работа с иллюстрациями (Слайд 6)

— из каких произведений данные герои;

— в какие группы вы могли бы их объединить;

— кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;

Задание 2. соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу (Слайд)

Не плюй в колодец// пригодится воды напиться.

Заварила кашу,// расхлебывай.

Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.

Назвался груздем, // полезай в кузов .

Чем дальше в лес,// тем больше дров.

В ком добра нет, // в том и правды мало.

На добрый привет, //добрый ответ.

Задание 3. Проанализируй ситуацию

«Серёже не везло. Играл он с ребятами «в прятки»и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого кона говорят: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа !» Совсем обидно стало Серёже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! – закричали ребята.– Ты нарушаешь правила игры».

-Как вы относитесь к поведению детей?

-А к предложению Марины? Чем оно было вызвано?

-Как бы вы поступили?

Поступок или проступок

Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.

Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.

Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову…

Ответь на вопросы:

-Твоё отношение к поступку девочки.

-Как можно исправить ситуацию?

Задание 4. — Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе.

Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю

Задание 5. Закончи заповедь

О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра.

Помни такие заповеди:

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить). (слайд 6)

Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.

Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? (идет обсуждение).

Помни истину простую

Что от зла добра не ждут.

Только добрые поступки

И к тебе добром придут.

V. Домашнее задание:

Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“

VI. Рефлексия

высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я приобрел…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

Самооценка.

Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью иллюстрации солнышка. Если материал понятен и он доволен своей работой — весёлое солнышко, частично — тучка закрывает солнышко, непонятно- грустное. Рисуют в тетрадях.

Источники:

1. http://festival.1september.ru/

2. http://nsportal.ru/shkola/

3. http://pedsovet.su/

4. http://www.pandia.ru/

5. http://kolesnikova-zvr.narod.ru/

6. www.zavuch.info/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here