Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Нравственный поступок
урок ОРКСЭ
4 класс
Пономаренко Татьяна Анатольевна
учитель истории и обществознания
2014г.
Тема урока: Нравственный поступок
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о нравственных поступках.
Задачи: — дать представление о понятии «нравственный поступок»;
-развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
-формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и действиям.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы
Ход урока
I. Орг. момент.
Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. Поприветствуйте друг друга и пожелайте доброго дня.
II. Актуализация знаний. (индивидуальные карточки)
В: Что вы должны сделать в первом задании? (подобрать слово)
_______ — образец поступков людей и отношение между ними.
_______ — противоположность добра, это то, что стремиться устранить и исправить мораль.
Что считается добрым поступком?
*Забывать о неприятной просьбе
* Дать списать домашнее задание
*Опоздать на неинтересную встречу
* Помочь соседу по парте разобрать задачу
Укажите поступки, которые одобряет общество
*обман
* насилие
*взаимопомощь
*унижение
Что является последствием злых дел?
* дружба
* радость
* вражда
Знания о добре и зле помогают людям
* проявлять заботу
* жить в мире
* дружить
* все ответы верны
Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло».
Обман, насилие, взаимовыручка, помощь
ДОБРО ЗЛО
___________ _________
___________ _________
III. Формирование новых знаний.
Послушайте рассказ. (Слайд 1)
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. (щелчок) Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. (щелчок)Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
В: Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой?
(не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
В: Почему бабушка ничего им не сказала?
(скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
В: А как поступили мальчики?
(нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
В: Являются ли действия ребят поступком? (является)
В: Хороший или плохой поступок совершили ребята? (плохой)
В: Приведите примеры хороших поступков?
Сообщение темы урока. Нравственный поступок.
В: Как вы думаете о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)
Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным. (Слайд 3)
В: Что такое поступок?
А) работа с определением (Слайд 4)
Поступок – это намеренное действие человека.
Поступок — это решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Поступок — это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения.
(запись определения в тетради по выбору)
А что же такое нравственный поступок?
(Ответы детей)
Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.
Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок. ( Слайд 5)
Б) Определите кокой поступок является нравственным, а какой безнравственный (Слайд 6)
Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат. (Слайд 7)
В) Работа по учебнику стр.40
Найдите описание мотива, цели, средства, действия и результата в учебнике
(зачитывают по очереди)
Физкультминутка
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Топни правою ногой,
Топни левою ногой…
IV. Закрепление
Задание 1. работа с иллюстрациями (Слайд 6)
— из каких произведений данные герои;
— в какие группы вы могли бы их объединить;
— кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;
Задание 2. соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу (Слайд)
Не плюй в колодец// пригодится воды напиться.
Заварила кашу,// расхлебывай.
Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.
Назвался груздем, // полезай в кузов .
Чем дальше в лес,// тем больше дров.
В ком добра нет, // в том и правды мало.
На добрый привет, //добрый ответ.
Задание 3. Проанализируй ситуацию
«Серёже не везло. Играл он с ребятами «в прятки»и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого кона говорят: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа !» Совсем обидно стало Серёже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! – закричали ребята.– Ты нарушаешь правила игры».
-Как вы относитесь к поведению детей?
-А к предложению Марины? Чем оно было вызвано?
-Как бы вы поступили?
Поступок или проступок
Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову…
Ответь на вопросы:
-Твоё отношение к поступку девочки.
-Как можно исправить ситуацию?
Задание 4. — Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе.
Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю
Задание 5. Закончи заповедь
О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра.
Помни такие заповеди:
Попробуй не захватить, а…………….(отдать).
Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).
Не спрятать, а …………..(поделиться).
Не кричать, а …………(выслушать).
Не разорвать, а…………..(склеить). (слайд 6)
Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.
Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? (идет обсуждение).
Помни истину простую
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут.
V. Домашнее задание:
Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“
VI. Рефлексия
высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:
-
Сегодня я узнал…
-
Было трудно…
-
Я понял, что…
-
Я приобрел…
-
Урок дал мне для жизни…
-
Мне захотелось…
Самооценка.
Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью иллюстрации солнышка. Если материал понятен и он доволен своей работой — весёлое солнышко, частично — тучка закрывает солнышко, непонятно- грустное. Рисуют в тетрадях.
Источники:
1. http://festival.1september.ru/
2. http://nsportal.ru/shkola/
3. http://pedsovet.su/
4. http://www.pandia.ru/
5. http://kolesnikova-zvr.narod.ru/
6. www.zavuch.info/