Адаптация первоклассников

МОУ СОШ №1

р.п. Пачелма

(2012 — 2013 учебный год).

Учитель: Пашина Л.Н.

Адаптация детей к школе.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год. Для этого, в первую очередь, необходимо выявить уровень готовности первоклассников: физиологическую, личностную, интеллектуальную, т.е. стартовый уровень.

   В классе 21человек: 7мальчиков и 14 девочек.

1ученица 2006 года рождения, 19 учеников 2005 года рождения, 1 ученица 2004 года.

 

Общие сведения о классе

Класс

Ф.И.О. классного руководителя

Количество учащихся

Используемый УМК

мальчики

девочки

 1 «А»

 Пашина Л.Н.

 7

 14

«Школа 2100»

«Школа России»

Общие сведения об учащихся класса

Класс

Количество учащихся, посещавших детский сад

Количество учащихся, не посещавших детский сад

Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы

Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы

1 «А» 

20

20 

Анализ личных дел учащихся класса

Класс

Количество полных семей

Количество неполных семей

Количество льготных категорий

 Бесплатное питание

 

 

 1 «А»

 18

 3

 2

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Вводный курс «Введение в школьную жизнь»  позволяет развес­ти во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.

Введение в школьную жизнь»

В.А.Цукерман, Н.К.Поливанова

ЦЕЛЬ:

Построить содержательный образ «настоящего школьника»

По форме по манере общения «Введение строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал с которым работают дети дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение и др. Главное научиться договариваться, понимать, оценивать друг друга.

Название темы

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Знакомство

Схема класса

Введение групповой работы

Приветствие

Введение знака «хор»

Режим дня

Оценка. Самооценка

Введение знака «Мы готовы»

Введение знаков внимания

Учимся задавать вопросы

Ловушка

Спор и ссора

Ситуация недоопределённого правила

Реакция на реплику

Построение фигуры по чертежу

Агрессивность

Закрепление изученных правил

Итоговый урок

Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

•     обеспечение психологической адаптации детей;

•     знакомство с основными школьными правилами;

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     знакомство с системой школьного оценивания;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем перво­классникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементар­ного экспериментирования.

III.  ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с ин­тересами и желаниями детей и их родителей.

 В организации внеучебной деятельности учащихся  учитывается  системное формирование личностной, социальной и профессиональной успешности детей, это предполагает продолжение комплексного развития  УУД (универсальных учебных действий) учащихся в дополнительных внеучебных занятиях. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Форма проведения внеучебных занятий: кружки  и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования со­ответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям
первоклассников.   Воспитание   в   процессе   игры   (сюжетно-ролевые,   игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экс­курсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.

Организация режима школьной жизни первоклассников.

 Первоклассники обучаются в первую смену с 9.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В сентябре-октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. С ноября по декабрь в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в классе проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток проводим  гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока организуем подвижные игры.

Также  в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся вторыми и третьими. Уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению по счёту  проводятся последними.

Обучение первоклассников проходит без  балльного оценивания знаний. Используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников.  Хотя и не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления  и др.).

Для первоклассников после уроков  организована работа  группы продлённого дня, которую посещают 15 человек. С детьми работает воспитатель ГПД.  Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном зале, посещают кружки и секции , очень любят кружок «Лего».,просмотром мультфильмов.  Во время посещения  группы продлённого дня  ученики получают горячий обед.

В кабинете, во время уроков и в ГПД выполняются санитарно-гигиенические требования: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.

На уроках используем ИКТ. Учитываем возрастные особенности детей, вовлекаем своих воспитанников в различные формы работы:                                                                                                          

— коллективные;                                                                                                                                              

— групповые;                                                                                                                                                   

— парные;                                                                                                                                       

— индивидуальные.                                                                                    

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.   Универсальные учебные действия составляют систему в составе четырех видов –                                                                                                                              

1. личностные УУД,

2. регулятивные УУД;

3. познавательные;

4.коммуникативные.

 На этапе введения стандартов очень актуальной является задача диагностики. В методической литературе имеется частично разработанный инструментарий, позволяющий отслеживать развитие универсальных учебных навыков у  учащихся. Опыт первого года  апробации  условий введения  ФГОС  второго  поколения  позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Школа полного  дня оказалась востребованной и родителями, и детьми. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.

В начале сентябре была проведена педагогическая диагностика работоспособности и готовности к однообразной деятельности.

 

  Проблемы класса:

  1. У 9 учеников (43%)– медленная включаемость в работу,

  2. У 7 учеников (34 %)– неумение регулировать свои движения при письме,

  3. У 5 учеников (23 %)– неумение следовать указаниям взрослого..

В результате обследований логопеда было выявлено 2 человека (9,5%) с нарушениями звукопроизношения. Эти дети занимаются с логопедом и имеют индивидуальные тетради, в которых логопед даёт задания.

  Высокий уровень развития устной речи имеет 4 ученика, средний уровень развития устной речи – 14 учеников, уровень ниже среднего – 3 ученика.

Методы и приёмы оказания помощи первоклассникам в период адаптации:

  1. Игры-знакомства для установления межличностных отношений, игровая деятельность в учебное и внеурочное время.

  2. Индивидуальная помощь каждому ученику, хвалим за конкретный результат, поддерживание положительного отношения к учению.

  3. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук.

  4. Развивающие занятия по предметам во внеурочное время.

  5. Коррекционные занятия.(логопед)

  6. Рекомендации родителям.

Учим ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Например, сравнивать его ранние работы с работами сегодняшнего дня и вместе обсуждать пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:

многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нрав­ственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

•     задания разной степени трудности;

•     специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не­
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объеди­няются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

Были проведены 3 родительских собрания. Первым из них было родительское собрание на тему  «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в первом классе МОУ, СОШ №1.На собраниях  обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников. Были даны рекомендации по особенностям адаптации детей к школьному режиму и индивидуальные рекомендации, в октябре с родителями проведено анкетирование.

Анкета для родителей первоклассников

Класс

Школа

Ф.И. ребёнка

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

-неохотно( ДА)

-без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью( А)

-затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да( А)

-затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

-скорее нет, чем да ( ДА)

-не вполне (ВДА)

-в основном да ( А)

-затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

-иногда (ВДА)

-довольно часто( А)

-затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

-в основном отрицательные впечатления( ДА)

-положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

-в основном положительные впечатления( А)

  1. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

-довольно часто( ДА)

-иногда (ВДА)

-не нуждается в помощи( А)

      • затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

-перед трудностями сразу пасует( ДА)

-обращается за помощью (ВДА)

-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

-настойчив в преодолении трудностей( А)

-затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

-сам этого сделать не может ( ДА)

-иногда может (ВДА)

-может, если его побудить к этому( А)

-как правило, может( А)

-затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

-довольно часто( ДА)

-бывает, но редко(ВДА)

-такого практически не бывает( А)

-затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

-нет( ДА)

-скорее нет, чем да(ВДА)

-скорее да, чем нет( А)

-затрудняюсь ответить

А- адаптация

ВДА- возможна дезадаптация

ДА- дезадаптация

После анкетирования родителей были даны рекомендации учителем.

Родители могут немало сделать, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, нужно каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса”Какую отметку получил?”, можно спросить “Что сегодня было самое интересное?”, “С кем ты подружился?”, “Что вкусного было в столовой?” и.т.д.

Если дети не могут ответить , казалось бы, на простые вопросы, не нужно волноваться, не огорчаться, а главное- не раздражаться.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то , не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха- плохой советчик.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старйтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам . Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Из наблюдений за первоклассниками почти за 3 месяца, можно сделать некоторые выводы о поведении учеников

  • ученики класса не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;

  • первоклассники знают и  соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;

  • знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;

  • хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, актовый зал, столовая, кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет и д.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе

Высокий уровень

— Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

— Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

— Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

— Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

  • Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний уровень

— Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

— Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

— Усваивает основное содержание учебных программ.

— Самостоятельно решает типовые задачи.

— Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

— Общественные поручения выполняет добросовестно.

  • дружит со многими одноклассниками

Низкий уровень

— Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

— Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

— Наблюдаются нарушения дисциплины.

— Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

— Самостоятельная работа с учебником затруднена.

При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

— К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

— Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

В конце 1 четверти была проведена диагностика адаптации первоклассников.

— Высокий уровень – 8 чел. (37 %)

— Средний уровень – 12 чел. (57%)

-Низкий уровень — 1чел. (6%)

В ходе диагностики были получены следующие результаты.

Результаты диагностики адаптации учащихся 1 « а» класса.

Высокий уровень-37%

Средний уровень-57%

Низкий уровень-6%

Диаграмма отражает общее состояние адаптированности первоклассников. Более половины учащихся имеют средний уровень адаптации. Достаточно большое количество учащихся с высоким уровнем адаптации. Дезадаптация одной из обучающихся связана с низкой школьной готовностью, низкой мотивацией.

Самый важный результат оказания помощи в адаптации к школе – это восстановить у ребёнка положительное отношение к повседневной школьной деятельности. Когда школа приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, тогда школа не является проблемой.

1.Соблюдение режима.

2.Ребёнку необходима моральная и эмоциональная поддержка (поменьше ругать, побольше не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает).

3. Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с достижением других.Сравнивать ребёнка можно только с ним самим; отмечать его, пусть даже самые маленькие успехи.

4.Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Ребёнку необходимо показать, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще просто как собственное дитя.

Планируемый результат работы по программе адаптации:

Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here