Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
«Влияние мультфильмов на детей»
Подготовила:
Копышенкова Дарья, ученица 4 класса
Научный руководитель:
Холина Е.М., учитель начальных классов
г. Калуга
2013
Содержание
-
Введение с. 2 – 3
-
Теоретическая часть с. 4 – 10
2.1. История создания мультипликационных фильмов с. 4
2.2. Польза и вред мультфильмов с. 5 – 8
2.3. Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов с. 8 – 10
-
Практическая часть. с. 10
-
Заключение. Выводы. с. 10 – 11
-
Литературные и электронные источники с. 12
-
Приложение с. 13 – 16
Введение.
Каждый из нас, независимо от того, взрослый это человек или маленький ребенок, мальчик или девочка, очень индивидуален. Поэтому, одни из нас могут часами рассматривать картинки в старой бабушкиной книжке, а другие предпочтут прогулку на велосипеде или на роликовых коньках. Мальчишки играют в машинки, солдатиков и роботов, а девочки с материнской заботой укладывают любимую куклу в коляску. Но есть то, что, без исключения, любят и взрослые, и дети, и мальчики, и девочки. Это мультфильмы.
Такая любовь к мультикам не случайна. Взрослые любят мультфильмы за то, что, с одной стороны, они позволяют родителям отвлечь ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой стороны, несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции. Кроме того все взрослые когда — то были детьми, и в их памяти остались любимые герои и забавные истории.
Для детей же, мультфильм – это удивительная сказка: яркая, волшебная, незабываемая. Сказка, которая учит дружбе, общению и взаимному уважению; поясняет, что такое хорошо, а что плохо, и что добро всегда побеждает зло.
Более ста лет прошло с появления первого мультфильма. Многое изменилось с тех пор. Наши родители выросли на добрых отечественных мультфильмах, героев которых они знают и помнят: Вини — Пух и его друзья, Малыш и Карлсон, Кот Леопольд, Буратино, Дюймовочка, Чебурашка, Фунтик, домовенок Кузя, дядя Федор из Простоквашино и конечно легендарные Заяц и Волк из «Ну, погоди».
Сегодня же показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности долго, выбирая жанры, сюжеты, героев. Но не все мультфильмы, как утверждают взрослые, оказывают положительное влияние на детскую психику и воспитание. Существует множество мнений о вреде и пользе современных мультфильмах и о том, сколько по времени и какие именно можно показывать мультфильмы детям для полноценного развития личности.
У меня недавно родился младший брат, и мне хотелось бы разобраться, какие мультфильмы будут познавательны и полезны для него. Именно поэтому, я выбрала данную тему для исследования.
Цель работы: на основе работы с литературой (мнения родителей, специалистов, психологов) и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Задачи работы:
-
изучить историю мультипликации;
-
выяснить какую пользу и вред может принести выдуманный мир мультипликации;
-
провести анкетирование в своем классе, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
-
сравнить отечественные и зарубежные мультфильмы;
-
проанализировать результаты исследований и сделать выводы.
Анализ работы позволит ответить мне на следующие вопросы:
-
С какого возраста можно показывать маленькому ребенку мультфильмы.
-
Какое по продолжительности время ребенок может проводить, просматривая мультфильмы.
-
Какие мультфильмы полезны для ребенка отечественные или зарубежные.
Теоретическая часть
2. 1. История создания мультипликационных фильмов.
Существует несколько версий появления первого мультфильма.
По одной из версий, французы, как родоначальники этого вида искусства, считают днем рождения мультипликации 30 августа 1877 года. Именно в этот день было запатентовано изобретение праксиноскопа французским художником и изобретателем-самоучкой Эмилем Рейно. Немногим ранее, 20 июля 1877 года, Эмиль Рейно представил доклад перед членами Французской академии и продемонстрировал праксиноскоп – аппарат, собранный из коробки из-под печенья и зеркального барабана, и позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, создающие иллюзию движения фигур. Первый же мультфильм был создан в 1892 году, когда состоялся первый сеанс «световых пантомим», в оптическом театре Эмиля Рейно. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображения на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.
По другой версии, в 1906 году балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев создает первый в мире кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую пленку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протер ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.
Имеются и более ранние версии создания анимационных фильмов, но полноценным мультфильмом их назвать нельзя. Они были только демонстрацией возможностей для камеры.
Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.
Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – «живое» кино или анимированное.
Если говорить о нашей стране, то надо отметить, что в 1936 году в СССР была основана киностудия «Союзмультфильм», что дало огромный скачок отечественной мультипликации.
В 1958 году первые мультипликационные фильмы в Японии создают жанр «Аниме».
2. Польза и вред мультфильмов.
С развитием мультиндустрии, как мы говорили ранее, для юных зрителей открывается огромное множество мультипликационных фильмов с разнообразными жанрами и сюжетами. Всем давно известен тот факт, что мультфильмы имеют огромное влияние на нервную систему ребенка. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные мультики? Стоит ли позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? И сколько времени можно позволять проводить ребенку перед телевизором? Постараемся ответить на данные вопросы, учитывая мнения специалистов.
Для начала следует рассмотреть положительное влияние мультфильмов на ребенка.
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Герои мультиков демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка, главное найти золотую середину. У просмотра «правильных» мультиков есть целый ряд положительных моментов:
-
ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься, получить психологическую разгрузку;
-
ребенок учится воспринимать сюжет и логически мыслить;
-
познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т.д.);
-
смена картинки на экране с звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию;
-
совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка.
А теперь рассмотрим негативное влияние мультфильмов на сознание ребенка.
Можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики ребёнка. Опираясь на мнения Д.В.Андрющенко, Н.Е.Марковой, И.Я.Медведевой, можно выделить несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребенка.
▪ Агрессия и насилие на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийства (если главный герой агрессивен, он может наносить вред окружающим, и ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни). Например, исследования А.Бандуры, проведенные им и его коллегами еще в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.
▪ Полная безнаказанность (если плохой поступок персонажа не наказывается, а даже приветствуется, у ребёнка может сформироваться ощущение вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем).
▪ Нет чёткой границы между добром и злом (даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей).
▪ Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям может вызывать агрессию и хамство детей. «Воспитательный» момент систематического просмотра таких мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.
▪ Неправильное формирование инстинкта самосохранения (если герои могут по нескольку раз умирать и оживать на экране, то нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить такой подвиг).
Кроме того, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как-бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это, своего рода, приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение.
Часто родители обеспокоены нездоровой зависимостью своего ребенка от мультфильмов. Ребенок у телевизора ест и одевается, проводит перед экраном все вечернее время и отрывается от него только тогда, когда приходит пора ложиться спать. Обвинять ребенка в том, что он слишком много смотрит мультфильмы, попросту нельзя. Вероятно, родители уделяют ребенку слишком мало времени, если он нехватку общения с живыми людьми заменяет мультфильмами.
Итак, важным моментом является длительность просмотра. Но, как же мягко и решительно ограничить время, которое детские мультфильмы занимают в жизни ребенка? Нельзя резко в один день запретить ребенку смотреть мультфильмы. Это может привести к острому конфликту. Просто необходимо обратить внимание на ребенка и попытаться переключить его с поглощения мультфильмов на другие, более интересные занятия, например новые игры.
Большинство детей уже в 4-6 месяцев с удовольствием следят за экраном, но в этом возрасте, когда ребенок не воспринимает сюжет, нахождение у телевизора может привести лишь к перегрузке нервной системы, нарушению сна и аппетита.
Для 1,5 – 2 – летних малышей подходят самые простые и короткие мультики, не более трех-пяти минут. Например, старые советские «Колобок», «Кто сказал мяу», «Два веселых гуся», короткие серии чешского Кротика, новый российский «Лунтик». Короткие, но очень насыщенные мультики типа «Том и Джерри» не подойдут, поскольку будут перевозбуждать нервную систему малыша.
В возрасте 3-х лет уже можно добавить 15-20-минутные мультики, но простые и спокойные по изложению: «Мешок яблок», «Лиса и волк», «Приключения Фунтика».
В 4-5 лет ребенок в состоянии воспринять длинную сказку, продолжительностью 40-60 минут, а в 6-7 лет интересными для него станут и полнометражные мультипликационные фильмы.
Итак, подводя итоги, следует отметить:
— Во-первых, утверждать, что мультфильм — абсолютное зло неправильно. Хороший мультфильм — это маленькая сказка, где животные умеют говорить, а добро всегда побеждает зло. Хорошие и позитивные истории могут научить ребенка многим добрым и полезным вещам. Родителям в этом случае остается только проследить, чтобы ребенок смотрел только «добрые» мультфильмы, которые несут в себе положительный заряд.
— Во-вторых, существует ряд признаков, которые характеризуют вредные для детской психики мультфильмы. Детям не следует смотреть истории, в которых главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим, калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра подобного мультфильма может стать проявление безжалостности и агрессии ребёнком в реальной жизни. Вредны для малыша и те мультфильмы, в которых отклоняющееся поведение героев никем не наказывается, то есть героя, нарушающего общепринятые правила, не ставят в угол, никто не шлёпает и даже не говорит, что так делать нельзя. В итоге у маленького ребенка расшатываются эталоны допустимого и неприемлемого поведения, хорошего и плохого поступка. Вредно на психику ребенка влияют и мультфильмы, в которых главные герои неуважительно относятся к животным, людям и растениям. Положительные персонажи детских историй должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные персонажи — уродливыми.
— В-третьих, в просмотре ребенком мультфильмов нет ничего ужасного, если время пребывания перед телевизором и сюжет строго контролируется взрослыми. Но следует помнить, что никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с родителями.
И главное – нельзя показывать ребенку мультфильм, который не видели его родители!
3. Сравнение Отечественных и зарубежных мультфильмов.
Если спросить у наших родителей: «что такое мультики?»,- то у каждого из них возникнут хорошие воспоминания о беззаботном детстве, родительском доме. Многие из них и сейчас останавливаются у телевизора, когда видят полюбившихся с детства персонажей.
Рассмотрев признаки «полезных и вредных мультфильмов», теперь сравним героев и то, чему учат мультфильмы отечественного и зарубежного производства.
«Самый маленький гном» — мультфильм о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий вручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят… Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя».
«Волшебный мешочек» — у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: «Раз тебе хочется озорничать – озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками». Ура! Да здравствуют проказы! Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если доброе дело сделаешь. Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дело милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце.
«Самый большой друг» — мультфильм про злого крокодила и африканскую девочку с друзьями – щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На звание самого большого друга, естественно, претендует бегемот. Мультфильм очень доходчив даже до самых маленьких. Девочка «на пальцах» объясняет бегемоту: «Посмотри, какие они маленькие, а все они мои большие друзья. И бегемоту ничего не остается делать, как плакать в три ручья. Зато всем понятно, кто здесь самый большой друг и как вообще надо дружить.
Понаблюдав за малышом, который смотрит мультфильм, можно увидеть эмоции и переживания на его лице. Он смеется вместе с героем, хмурит бровки, сопереживает, жалеет его, повторяет слова знакомой песенки. Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.
Теперь рассмотрим американский мультик «Гуфи и его друзья». Из нескольких рассмотренных серий можно выделить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.) И имеется бездельник, сильно занятый развлечениями себя любимого. Разворачивается конфликт между героем – Гуфи и предметами. Так как Гуфи герой, то, естественно, он должен победить. В результате получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а Гуфи показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумехами, глупцами, в общем, неудачниками.
Возьмем для примера еще мультфильм «Ниндзя-Черепашки». Главные герои Черепашки постоянно противостоят плохому, но они столько убивают, что задумываешься, а, правда, они такие хорошие?
В американских сюжетах очень часто образ девушки тоже очень жестокий. Высмеиваются традиционные для женского образа качества: застенчивость, бескорыстие, скромность и самое главное – материнство. Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения трольши). Дети в этот момент всегда смеются. А ведь это, не просто сцена красивого убийства, это – пример смерти. Главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать. Во многих мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми, к сожалению, не получается. Эти мультики рассчитаны абсолютно на другую аудиторию, они несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности детям. Они не учитывают наши национальные и культурные особенности.
Но нельзя сказать, что все американские мультфильмы губительны для сознания детей. Например, «Король Лев» — полнометражный мультфильм, главный герой которого – маленький львенок Симба, теряет своего любящего и любимого отца из-за зависти
своего злого дяди. Очень трогательный сюжет, заставляющий переживать вместе с героями, как юных зрителей, так и их родителей.
Практическая часть.
Мне было интересно узнать, как относятся к мультфильмам ребята нашего класса. Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:
-
Смотришь ли ты мультфильмы? (Приложение I, рис. 1)
-
В какое время ты предпочитаешь смотреть мультики? (Приложение I, рис. 2)
-
Какие мультфильмы ты предпочитаешь? (Приложение I, рис. 3)
-
Как называется твой любимый мультфильм? (Приложение I, таблица 1)
-
Твой любимый герой мультфильма? (Приложение I, таблица 1)
-
Чем этот герой нравится тебе? (Приложение I, рис. 4)
-
Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой? (Приложение I, рис. 5)
-
Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы? (Приложение I, рис. 6)
Заключение. Выводы.
Исходя из поставленных задач, изучена история мультипликации, рассмотрено положительное и негативное влияние на ребенка, как отечественных, так и зарубежных мультфильмов, проведено анкетирование в 4-ом классе.
Результаты анкетирования показали, что практически все дети в возрасте 10-11 лет с одинаковым интересом смотрят и отечественные, и иностранные мультфильмы. Положительным моментом является то, что 50% детей смотрит мультфильмы вместе со своими родителями.
Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы:
-
Только качественные и добрые сюжеты помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному. Некачественные мультфильмы могут наоборот навредить – стереть границы добра и зла или приучить детей к плохому.
-
Анализ работы показал, что оптимальный возраст, с которого ребенок может начинать смотреть мультики 1,5 – 2 года. Для таких малышей время просмотра не должно превышать 3-5 минут. В возрасте 3-х лет длительность просмотра должна составлять не более 15-20 минут. Для детей 4 – 5 лет – 40-60 минут. И только, начиная, с возраста 6 -7 лет, ребенок может смотреть полнометражные мультфильмы.
-
Нельзя сказать, что не все иностранные мультфильмы губительны для сознания детей. Среди них можно найти добрые и качественные мультики.
В заключении, хотела бы сказать, что исследовательская работа помогла мне разобраться, какие мультфильмы можно показывать моему младшему братику, чтобы не только не навредить ему, а воспитать его добрым, отзывчивым и любящим мальчиком.
А главное понять, что никакие мультфильмы не заменят живого общения.
Список используемой литературы
-
Авдеев Д. А. «Как сохранить душевное здоровье ребенка» — М.: Софтиздат, 2012.
-
Баркан А. Ю. «Плохие привычки хороших детей» — Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.
-
Волков Б. С., Волкова Н. В. «Детская психология. От рождения до школы» — Спб.: Питер 1-е издание, 2009 г.
-
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» — Издательский дом: ЧеРо, ТЦ СФЕРА, 2007 г.
-
Капков С. А. «Энциклопедия отечественной мультипликации» — М.: Алгоритм, 2006 г.
-
Кривуля Н.Г. «В зеркале времени. Анимация двух Америк» — Издательство: Аметист, 2007 г.
-
Курпатов А.В. «Счастье вашего ребёнка» — Издательство: ОлмаМедиаГрупп, 2013 г.
-
Мухина В. А. «Возрастная психология» — Издательство: Академия (Academia), 2012 г.
-
Ньюфелд Г. «Не упускайте своих детей» — Издательство: Ресурс, 2012 г.
-
Осорина М. В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» — Спб: Питер, 2011 г.
Приложение I
-
Смотришь ли ты мультфильмы?
Рисунок 1
2. В какое время ты предпочитаешь смотреть мультики?
Рисунок 2
3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть?
Рисунок 3
4. Твой любимый мультфильм? Твой любимый герой?
Таблица 1
Мальчики | |||
мультфильм | герой | мультфильм | герой |
| Омега, Заяц, Волк; Смурфета; Кот-учёный; Звёздочка; Барби; Жемчужинка; Маша и Медведь; Красная Шапочка |
| Джери; Волк; Финес и Ферб; Кот; Попугай Кеша; Крош; Врунгель; Кот Том
|
5. Какими качествами нравятся эти герои?
Рисунок 4
6. Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой?
Рисунок 5
7. Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы?
Рисунок 6