Комплексная итоговая работа для 4 класса подготовлена в соответствии с требованиями программы «Перспективная начальная школа».

Корсунова Елена Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУСОШ № 22 г. Тулы.

Единорог

Больше полугода в Арктике царствует зима с ураганами, снежными метелями, лютыми холодами. Морозы сковывают льдом реки, озера, моря. Стужа в 20-40, а то и в 50 градусов – дело нешуточное. Но даже в самую суровую зиму в центре Арктики всегда остаются незамерзающие полыньи. Из года в год они держатся в одних и тех же местах. Одна из наиболее крупных – Великая Сибирская полынья – находится около Новосибирских островов. Постоянные полыньи есть у восточных берегов полуострова Таймыр, у Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

Цепочку участков незамерзающей воды, объединяющей постоянные полыньи, называют арктическим кольцом жизни. Именно сюда, а вовсе не в тропики, устремляются на зиму кайры, чистики, многие чайки и другие морские арктические птицы. Здесь всю зиму держатся тюлени и нерпы, белые медведи, сюда с материка приходят и песцы. Эти полыньи – родовые имения нашего северного удивительного кита – нарвала, или единорога.

Самые крупные самцы-нарвалы немногим более 6 метров, а весят примерно тонну. Самки поменьше. По бокам круглой лобастой головы – маленькие глазки. Обычного дельфиньего «клюва» у нарвала нет. Нижняя часть тела светлая, верхняя темнее, особенно голова. По спине и бокам беспорядочно разбросаны сероватые пятна разных размеров.

Нарвалы относятся к семейству дельфинов, к подотряду зубатых китов. Но нарвалы беззубые существа. Нижняя челюсть вовсе не имеет зубов. Верхняя же располагает лишь двумя зачатками. У самки они никогда не прорезаются. У самцов прорезается только левый зуб – бивень. Он пронзает верхнюю губу и растет прямо вперед на два-три метра, закручиваясь по часовой стрелке в тугой плотный штопор. Почему растет только левый зуб, почему он такой огромный и имеет левую «резьбу» – одна из загадок этих животных.

Зачем нужны бивни самцам, пока никто точно не знает. Некоторые полярники считают, что бивни необходимы самцам во время брачных турниров. Ученые замечали, что животные нередко скрещивают свое оружие.

Есть мнение, что бивни помогают китам во время охоты. Стадо самцов большой дугой окружает стаю рыб. Но когда наступает самый острый момент охоты, «пики» не применяются. На небольших глубинах в прозрачной океанской воде удалось подсмотреть, как нарвалы своими бивнями вспугивали с грунта донных рыб. Возможно, лежащую на дне рыбу животным трудно заметить и неудобно хватать.

Держатся нарвалы небольшими компаниями и очень редко образуют стада до сотни голов. Питаются они главным образом моллюсками, но не брезгуют и рыбой. В поисках пищи ныряют чуть ли не на полкилометра и подолгу остаются под водой. За это время проходят несколько километров, обшаривая огромную площадь, и находят для себя достаточно пищи.

Морозы нарвалам не страшны. Если море покрывается свежим льдом, самый крупный самец пробивает его своим мощным бивнем и спиной.

Иногда к небольшим полыньям, где собираются нарвалы, приходит белый медведь. Не раздумывая, он прыгает на спину единорога, убивает его и вытаскивает на лед. Случается, полярный бродяга не ограничивается единственной жертвой. Затаившись у полыньи, хищник сильным ударом лапы убивает и вытаскивает на лед одного за другим нарвалов, когда киты выныривают, чтобы подышать. Однажды полярники обнаружили лёжку медведя, возле которой находилась аккуратно сложенная 21 туша нарвалов. Этого запаса косолапому охотнику могло бы хватить не на одну зиму.

Кроме человека и медведя, у нарвалов есть еще один враг – касатки. Эскимосы утверждают, что именно из-за касаток нарвалы уходят жить в дрейфующие льды, куда касатки заплывать не любят.

Жизнь единорогов таит еще много загадок. Раскрыть их нелегко. И все-таки это надо сделать, хотя бы затем, чтобы обогатить биологическую науку новыми данными о нарвале – животном, которое, несомненно, нуждается в охране.

Основная часть

1. Найди абзац, в котором содержится ответ на вопрос: «Почему цепочку участков незамерзающей воды называют арктическим кольцом жизни?». Спиши его.

Найди в списанном тексте предложения с однородными членами. Подчеркни, как положено, однородные члены предложения, укажи, какими частями речи они выражены. ________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

2. В тексте много информации о нарвале. В каких абзацах говорится о врагах нарвала?

Укажи их номера: ____________________________________________

3. Как ты думаешь, почему человека можно считать врагом нарвала? Запиши свой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. А. Новорожденные нарвалята достигают в длину 1 м 50 см – 1 м 70 см. Как ты думаешь, если бы возникла необходимость перевезти такого детеныша, аквариум какого размера можно было бы использовать?

а) длина 105 см, ширина 70 см, высота 1 м;

б) длина 1450 мм, ширина 270 мм, высота 200 мм; в) длина 840 см, ширина 7 м, высота 2 м.

Б. Найди объем выбранного тобой аквариума.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Найди в последнем абзаце текста два глагола I спряжения и два глагола II спряжения. Запиши их, укажи над ними спряжение. Образуй от каждого глагола форму 2 лица единственного числа, запиши ее, выдели окончание глагола.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Найди в девятом абзаце второе предложение.

А. Сколько в этом предложении букв а и звуков [а]?

Ответ: букв а — _____________; звуков [а] — ____________________.

Б. Выпиши из этого абзаца 4 слова с приставками. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков.

Ответ: _______________________________________________________

7. А. В 1909 году исследователь Арктики Роберт Пири достиг Гренландской полыньи. Обведи годы, относящийся к этому же веку:

1900, 1964, 1901, 909.

Б. Сколько лет отделяет сегодняшний год от даты экспедиции Роберта Пири?.

Ответ: ___________________лет.

8. Враг нарвала – касатка. Сможет ли избежать гибели нарвал, двигаясь в течение 3 часов со скоростью 85 км/ч, если его преследует касатка, проплывающая за это время 243 км? Реши задачу, поясняя действия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. На карте цифрами указаны участки суши, возле которых имеются незамерзающие полыньи. Запиши их названия. Если нужно, воспользуйся картой или глобусом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4

2

3

1

Дополнительная часть.

10. Подумайте, какие соседи по месту обитания могли бы быть у нарвала. Выберите их из списка животных и запишите: гагара, дрофа, сурок, лемминг, казарка, волк, орел, песец.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

На контурной карте России отметьте места обитания тех животных, названия которых вы не записали.

11. Придумайте задачу о нарвале, которая решается в три действия.

А. Задача: ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Решение: _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _____________________________________________________

В. Оцените вашу задачу. Это задача про нарвала? Сколько в ней действий? Имеет ли она решение? Может быть, вы хотите что-то изменить? Если хотите, запишите окончательный вариант.

А. Задача: ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Решение: _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _____________________________________________________

12. Подумайте, почему ученые считают, что нарвалы нуждаются в охране. Запишите свой ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Обсудите, что означают следующие слова: полынья, турнир, донный, лёжка, дрейфующий, эскимос.

Выберите из них каждый свои два слова разных частей речи. Запишите выбранные слова и их значение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Оцени свою работу в паре. Отметь ˅, в какой мере ты согласен (согласна) со следующими утверждениями:

Утверждение

Полностью согласен (согласна)

Частично согласен (согласна)

Не согласен (согласна)

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я предлагаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Работать в паре труднее, чем одному (одной)

Мне интереснее и полезнее работать в паре

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here