-
ФИО автора Валеева Диляра Равилевна
-
Место работы (название образовательного учреждения): МАОУ «Кадетская школа №82» г. Набережные Челны
-
Должность автора: педагог-психолог
Беседа по теме: «Как правильно дружить»
ЦЕЛЬ: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
ЗАДАЧИ:
-
Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.
-
Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
-
Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
-
Повысить самооценку детей.
ХОД БЕСЕДЫ
Вопрос: Что такое дружба?
“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.
Вопросы: — Чем приятели отличаются от друзей?
Сколько у человека может быть настоящих друзей?
Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.
Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?
Упражнение “Мой идеальный друг”
Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.
Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.
Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…”
Совместное обсуждение результатов.
Дискуссия по кругу
Вопросы:
— Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?
— А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?
— Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
— Что может помешать дружбе?
Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).
Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:
-
Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!
-
Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
-
Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.
-
Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
-
Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
-
Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.
-
Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.
Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:
-
Делитесь новостями о своих успехах.
-
Высказывайте эмоциональную поддержку.
-
Добровольно помогайте в случае нужды.
-
Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
-
Возвращайте долги и оказанные услуги.
-
Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
-
Защищать друга в его отсутствие.
-
Быть терпимым к остальным его друзьям.
-
Не критиковать друга публично.
-
Сохранять доверенные тайны.
-
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
-
Не быть назойливым, не поучать.
-
Уважать внутренний мир и автономию друга.
Вопросы:
— Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?
— Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?
— Как Вы думаете несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?
Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций
1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: “А ты знаешь, который час?”
“Дружба – понятие круглосуточное!”, — ответил Светлов.
2. Ходжу Насреддина однажды спросили: “Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?”
“Сколько сейчас, — ответил Ходжа, — сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.”
3. Восточного мудреца спросили: “Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он ответил: “Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести”.
Упражнение “Что важно для дружбы?”
Цели:
-
закрепление полученных знаний о дружбе,
-
формирование новых отношений с окружающими людьми
Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.
Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:
-
Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
-
Защищать друг друга от обидчиков.
-
Придумывать вместе интересные игры.
-
Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
-
Угощать друг друга сладостями.
-
Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
-
Уметь уступать друг другу.
-
Часто ходить друг к другу в гости.
-
Говорить друг другу всегда только приятные слова.
-
Уметь делиться новостями.
-
Помогать друг другу.
-
Уметь слушать друг друга и понимать.
-
Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
-
Не ссориться друг с другом по пустякам.
-
Искренне радоваться успехам друг друга.
Вопросы: — Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?
Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.
Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.
В заключение несколько полезных советов:
— Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
— Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
— Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
— Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.
— Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
— Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.
— Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.
И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.
— А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.
Особенности проведения беседы:
Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.
1. В конце каждого занятия обязательно проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.
2. В конце каждого занятия даётся домашние задание. Варианты домашних заданий:
— Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.
— Придумать и написать объявление: “Ищу друга” (с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть в друге).
— Придумать и написать (совместно со своими друзьями) девиз дружбы.
— Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?
3. Занятие всегда начинается с какого либо упражнения для разминки, которая направлена на создание доверительных отношений между участниками беседы. В разминке можно использовать элементы психогимнастики или упражнения. Примеры упражнений:
1. Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”
Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.
Задача: сплотить группу.
Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.
2. Игровое упражнение: “Привет!”
Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.
Задача: сближение участников группы друг с другом.
Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.
Игру можно использовать и в конце занятия, заменяя приветствие прощанием: “Спасибо!” или “Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Коблик Е. Г. Первый раз в 5-ый класс – М., 2003 г.
-
Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения – М, 2001 г.
-
Селезнёва Е. В. Я познаю мир. Психология – М., 2002 г.
-
Снайдер Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни – М., 1997 г.
-
Филиппова Ю. В. Общение – Ярославль, 2002 г.
-
Фопель К. Энергия паузы – М, 2001 г.
-
Энциклопедия домашнего психолога – М., 2000 г.