Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Александровского района Владимирской области

Конспект классного часа
в 9 классе

«Урок семьи. Семейные ценности».

подготовила

классный руководитель

Королёва Наталья Борисовна

г. Струнино

2013год

I. Что такое семейные ценности?

Недвижимость и счет в банке или что-то другое?

Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных ценностей — это важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого отдельного человека.

  • Семейные ценности — это принципы взаимоотношений как между супругами, так и в отношениях родителей и детей, которые включают в себя: любовь, заботу, взаимопонимание, терпение, верность, жертвенность, уважение, сострадание, взаимно- поддержку, честность, искренность, доверие и многое другое.

  • Они не просто важны, но и являются фундаментальным непоколебимым основанием любой благополучной семьи.

II. Идеальная семья.

Идеальная семья немыслима без любви.

Любовь — это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам.

«Я люблю, и значит, я живу…» (В.Высоцкий)

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.

III. Функции семьи:

  1. Воспитательная , наряду с государством и обществом – дети воспитываются дома, в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации.

Важно также помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей.

Дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

  1. Функция отдыха — т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы.

  2. Репродуктивная функция – т.е. функция продолжения рода.

Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи. Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

IV. Классификация семейных ценностей.

  • Духовные ценности.

Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными, если защищаются и отстаиваются членами семьи.

Ценности духовные это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её.

К духовным семейным ценностям относится и семейные традиции (играющие огромную роль в передаче опыта старших поколений младшим) , и семейные устои. Где начинаются и заканчиваются границы ответственности мужа, жены, старшего сына, дочери. Как поддерживаются отношения с бабушками и дедушками и какую роль они играют в воспитании своих внуков. Каков принцип наследования имущества и многое другое. Вместе это называется семейным укладом.

  • Идейные ценности.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

Будущее творится воспитанием детей. Это факт. Таким образом, сохранение семейных ценностей это сотворение будущего.  Это созидательный труд на благо поколений.

  • Материальные ценности.

Одной из идей на эту тема стало создание семейных произведений искусства, семейного творчества. Произведение искусства в этом случае можно назвать настоящим культурным наследием и фамильной ценностью семьи. Материальная ценность, в которую вдохнули ценность духовную, становится сильным оберегом семьи и помогает нести традиции через поколения. Дорогая вещь передается детям и внукам с заветом и особо почитается. Но не обязательно результат творчества должен иметь материальную ценность – ведь сам рабочий процесс сплачивает семью, а результат деятельности – радует глаз.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Семьи с такими отношениями отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

V. Традиции семьи.

С первых дней существования семья, опираясь на всё лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Также в классификацию семейных ценностей включены следующие основные элементы: ценности супружества; ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; ценности родительства и воспитания детей; ценности родственных связей; ценности, связанные с саморазвитием; ценности несемейных коммуникаций; ценности профессиональной занятости.

Важно, чтобы имелась преемственность ценностной системы в рамках семьи: от родителей – детям. Удовлетворенность подростка конкретной ценностью родительской семьи говорит о готовности принять её как элемент собственной будущей семьи.

«А дом, заставленный добром – еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом».

Используемая литература:


1. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации// Социологические исследовании. – 2002. – № 1.

2. Дармодехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации// Педагогика. – 2001. – № 1.

3. Краткий психологический словарь// сост. Л.А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985.

4. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме// Ценности социальных групп и кризис общества. Отв. ред. Н.И. Лапин. – М.: ИФАН, 1991.

5. Мудрик А.В., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема// Семья в России. – 1999.– № 1-2.

6. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи// Социологические исследования. – 2002.– № 1.

7. И.С. Кон. «В поисках себя». М, 1989.

8. “Человек и его ценности”. М, 1988.

9. Я.Л. Коломинский. “Человек: психология”. М, 1980.

10. А.В. Петровский. “Популярные беседы о психологии”. М, 1982.

11. Н.А. Бердяев. “Философия свободы”. М, 1990.

12. Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьёва. “Психология самовоспитания”. М, 1982.

13. В.Л. Леви. “Искусство быть собой”. М, 1974.


Интернет-источники:


1. работа с Интернет-ресурсами (
www .obd -memorial ), Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002.

Источники иллюстраций: 1. Презентация с использованием собственных фотографий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here