Название работы: Конспект коррекционно-развивающего занятия.
Тема: «Весенняя мозаика»
Целевая аудитория, возрастная группа: 2 класс VII вида
ФИО: Васенёва Анна Геннадьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учреждение: ГБОУ «Тверская школа-интернат №1»
Город: Тверь
Контактный e-mail (на сайте не публикуется): [email protected]
Конспект коррекционно-развивающего занятия
(2 класс VII вида)
Учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Васенева А.Г.
Тема: «Весенняя мозаика»
Цели:
1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимися алгоритма формулирования проблемы и самостоятельного создания способов действия;
2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
3. Воспитывать мотивацию к учению, эмпатию друг к другу, повышение самооценки.
Оборудование: персональный компьютер с клавиатурой, мышью, монитором со слайдовым сопровождением занятия; восковые мелки; 4 ручки, 4 верёвочки, цветные карандаши; разноцветные мыльные пузыри, 4 зеркала, ватман, 4 коврика, солнечные очки, клеёнка.
Дидактический (раздаточный) материал: карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки «Наведи порядок»; «Гимнастика для глаз», бланки «Зеркальное письмо», Интерактивная игра — «Загадочные животные».
Коррекционно-развивающие методики и технологии: О.Н.Яворская для коррекции слухового внимания; Л.Ф. Тихомирова развитие зрительного внимания и слуховой памяти; О.А. Ишимова, Е.Д. Худенко для развития речемыслительных способностей; Н.П.Локалова для коррекции мышления; Ж.М.Глозман для коррекции логического мышления; Саламатина А. А. по развитию восприятия, внимания, памяти и мышления; С.В. Курдюкова по развитию мышления, общеучебных и логических действий; О. Холодова развитие логических универсальных действий, анализ объектов с целью выделения признака; Н.К. Винокурова по развитию постановки и решению проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов действия; методика «зеркальное письмо» Е.В. Заика, развитие внутреннего плана действий, формирование пространственных представлений и навыков самоконтроля; кинезеологическая методика А.Л.Сиротюк по коррекции высших психических функций, оптимизация тонуса мышц; М.И.Чистякова для коррекции эмоционально-волевой сферы; М.В. Киселёва арт-терапевтические технологии, элементы музыкотерапии.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Ритуальное приветствие:
Пальчиковая гимнастика «Матушка весна»
Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:
Идёт матушка весна,
Отворяй-ка ворота:
Первым март прошёл,
Всех детей провёл.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как придёт май,
Сколько хошь потом гуляй
II. Вступительная беседа, активизация мозговой деятельности.
— Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас на дворе? Кто знает, какое оно по счёту? Назовите месяцы весны. Сегодня у нас необычный день, мы с вами постараемся попасть в мир весны, и создать волшебную мозаику, но увидеть этот мир не так-то просто, необходимо потрудиться, выполнить задания, которые принесла нам в шкатулке чудес красавица весна.
Растяжка «Травинка на ветру» (оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности А.Л. Сиротюк)
Дети садятся на коврики возле парт
— Давайте подготовимся, к выполнению заданий.
— Представьте, что вы травинка, сядьте на пятки, руки вытяните вверх, сделайте вдох. Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснётся бёдер, руки при этом вытягиваются вперёд, ладони на полу, не меняя положение туловища, потянуть руки по полу ещё дальше вперёд). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
III. Основная часть.
-Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к выполнению заданий. Что же находится в шкатулке чудес у весны, сейчас посмотрим? Вот и первое задание.
1. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Наведи порядок» (анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек, развитие мелкой моторики рук)
— Зима долго хозяйничала в этом году, поэтому всё перепутала, помогите правильно расставить месяцы, и вы получите поговорку о весне.
(Раздаются индивидуальные карточки-задания с дырочками, верёвочка, дети нанизывают на верёвочку месяцы по порядку и получают поговорку)
Февраль
с
Апрель
а
Март
водой
Январь
апрель
Июль
травой
Июнь
с
Май
май
— Прочитайте, что получилось? (Апрель с водой, а май с травой).
— Молодцы, вы получаете часть весенней мозаики. (1)
2. Упражнения по коррекции и развитию внимания.
(Раздаются индивидуальные карточки)
Упражнение «Буква заблудилась» (развитие внимания, зрительного восприятия О.Н. Яворская)
— Что же ещё находится в шкатулке? Да это же буква.
Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква-озорница-
Очень странные дела начали твориться.
— Перед вами карточки с двустишьями, посмотрите и скажите, что не так, какие буквы заблудились в выделенных словах, исправьте ручкой ошибки?
Учитель вызывает Веру:
— Реши-ка на НОСКЕ примеры!
На ЛУЖАХ мчится с гор
Спортсмен Петров Егор
Знает каждый: у быка
На макушке есть НОГА.
ЖУЧКА по небу плывёт,
Дождь, наверное, пойдёт.
— Так какая буква заблудилась?
— Молодцы, получаете ещё часть весенней мозаики.(2)
3. Упражнение по коррекции и развитию слуховой памяти и внимания «Запомни и назови». (Л.Ф. Тихомирова) (во время чтения на мониторе появляются картинки)
-Что же ещё приготовила нам весна? Это же стихотворение!
— Внимательно послушайте стихотворение и запомните названия насекомых, животных, птиц, которых вы встретите в тексте.
Стихотворение «Чудеса» ( В.Степнов)
По опушке шла Весна,
Вёдра с дождиком несла.
Зацепила за иголки —
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли —
3агалдели цапли.
Испугались муравьи —
Двери заперли свои.
Машет лапами медведь,
Словно хочет улететь.
На охоту неохота
Собираться кабану:
— Как залезу я в болото
Да в болоте утону?!
На лужайке зайки
Промочили майки.
Черноглазые жуки
Застегнули сюртуки.
Вёдра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло —
ЧУ-ДЕ-СА!
— Давайте вспомним, кого же потревожила весна?
А что за цветное коромысло убежало в небеса? (радуга).
Вы заработали ещё одну часть мозаики. (3)
4. Упражнение «Составь слова» (постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов действия, творческое воображение, речь Н.К. Винокурова)
(достаю пустой лист из шкатулки, на мониторе появляется задание).
— Перед нами пустой лист, значит, весна просит нас догадаться, какое задание нужно выполнить? (подобрать слова, которые начинаются на буквы входящие в состав слова «радуга»)
Р — работа, рот
А – арбуз,…
Д – дорога,…
У – уши,…
Г – груша,…
А – аист,..
— Молодцы, догадались, постарайтесь продолжить ряд слов, на заданную букву и записать по 1 слову на чистом листе. За правильно выполненное задание вы получаете ещё часть мозаики. (4)
-Наши ручки потрудились, а теперь отдохнём немножко, превратимся в птичек.
5. Пальчиковая гимнастика «Птички» (расслабление мышц рук)
Две синички прилетели,
(машем кистями рук, изображая крылья.)
На ладошки дружно сели,
(показываем ладошки.)
Стали семечки клевать
И тихонько напевать.
(Стучим указательными пальчиками по ладошкам.)
Мы погладим нежно птичек
(гладим ручки с обеих сторон).
И отпустим невеличек.
(Встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками.)
— Молодцы, хорошо отдохнули, а теперь за дело в шкатулке ещё остались задания.
6.Упражнения по коррекции и развитию мышления.
Упражнение «Спрятанная фраза» (развитие мышления, общеучебных и логических действий по С.В. Курдюковой) Учитель-дефектолог раздаёт таблицы с заданием.
-Найдите в таблице и закрасьте синим карандашом все цифры.
— Найдите в таблице и закрасьте оранжевым карандашом все буквы ц.
— Найдите и закрасьте красным карандашом слово май.
— Найдите и закрасьте жёлтым карандашом название месяца осени.
— Найдите и закрасьте зелёным карандашом название месяца лета.
— Прочитайте, оставшиеся слова в каждой строке, что у вас получилось?
Г | 7 | Р | 8 | А | 4 | Ч | |
М | А | Й | 2 | Ц | 7 | Ц | 1 |
Н | А | Н | О | Я | Б | Р | Ь |
Ц | 1 | Г | О | Ц | Ц | Р | Е |
В | Е | Ц | С | 2 | Н | А | 3 |
Н | А | А | В | Г | У | С | Т |
Д | В | О | 7 | Р | Е | 4 | 1 |
Грач на горе-весна на дворе.
— Что означает эта поговорка?
Молодцы, вы получаете следующую часть весенней мозаики. (5)
7. Игра «Сказочные имена» (развитие логических универсальных действий, анализ объектов с целью выделения признака О. Холодова)
-Посмотрите, что это за сказочное животное перед нами (на мониторе), да ещё и называется странно? Да это же следующее задание из шкатулки чудес.
Догадайтесь, какие животные скрываются под этими сказочными именами. Назовите их настоящие имена.
Хобот, будильник, двугорбики, медоноска, колючка, повторюшка, мяука, длинношей, панцырька.
8. Интерактивная игра — «Загадочные животные» (развитие восприятия, внимания, памяти и мышления Саламатина А. А.)
— Чудеса продолжаются перед нами загадочное животное, посмотрите внимательно на картинку и запомните его, нажмите на мониторе на голубую стрелочку, вспомните, из каких животных состояло загадочное животное. Найдите картинки животных, которые похожи и тоже нажмите на них. Если вы выбрали картинку правильно, то вокруг неё появится красная рамочка, а если нет, то картинка станет бледной.
9. Методика «Зеркальное письмо» (Е.В. Заика, развитие внутреннего плана действий, формирование пространственных представлений и навыков самоконтроля) (раздаю зеркала и карточки-задания с зеркально написанным предложением)
— А теперь, необходимо расшифровать письмо весны, проверим, правильно ли вы выполнили задание при помощи зеркал.
По порядку прочитайте, что получилось?
(Вы попали в мир весны.)
-Вот вам и досталась последняя часть мозаики. (6)
10. Игра «Составь мозаику» (коррекция и развитие зрительного и пространственного восприятия, мышления)
-Вот наконец-то мы и попали в волшебный мир весны, у нас с вами есть части мозаики, давайте сложим общую картину.
11. Рисование в парах обеими руками, рисование в технике мыльных пузырей (Захарова О.) (развитие межполушарных связей, воображения, причастность к общему делу, дыхание)
-А теперь давайте украсим нашу картину, чего не хватает (солнышка и тучек), рисовать мы будем не просто, а необычно – обеими руками, а чтобы картина получилась яркой, радостной украсим её мыльными пузырями.
Упражнения по коррекции и развитию воображения.
-Чтобы мы почувствовали дыхание весны превратимся в весенний цветок.
Релаксация «Цветок» (развитие воображения, снятие усталости
Чистякова М. И.)
— Сядьте удобнее, закройте глаза, постарайтесь представить, то о чём я буду говорить. Теплый луч солнышка упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток, из которого вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Потом появился ещё один цветок, ещё один … и перед вами открылся прекрасный пёстрый луг. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Вдохните ещё раз аромат… и откройте глаза.
— Что вы почувствовали, когда отдыхали?
VI. Итог. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)
Упражнение «Волшебные очки» (развитие эмпатии друг к другу, повышение самооценки М.В. Киселёва)
-Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!. Подходя к каждому ребенку, дефектолог называет всё то в чём успешен был ребёнок сегодня на занятии. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
— Молодцы! До новых встреч, до свидания.
Cамоанализ коррекционно-развивающего занятия
(2 класс VII вида)
Вы присутствовали на коррекционно-развивающем занятии с подгруппой учащихся 21 класса. В нём участвовало 4 человека (2 мальчика и 2 девочки). Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учебной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.
Форма занятия: игра, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавательной сферы необходимо организовывать игровую деятельность, особенно в начальной школе, где каждый сюжетный этап формирует определенный познавательный процесс. В этом возрасте у детей ещё продолжается развиваться когнитивная сфера, и задача педагога – помочь им в этом. Всё это и определило тему моего занятия: «Весенняя мозаика». Занятие находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим занятием, т.к. они объединены одной общей модифицированной программой «Развитие интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (за основу взята программа Бабкиной Н.В.) и целенаправленно ориентированы на коррекцию психических процессов.
На занятии решались следующие задачи:
-
Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; продолжать работать над усвоением учащимися алгоритма формулирования проблемы и самостоятельного создания способов действия, развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;
-
Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
-
Воспитывать мотивацию к учению, чувство эмпатии.
Учебный материал соответствует задачам занятия. В соответствии с типом занятия была предусмотрена следующая структура:
-
Организационный момент. Психологический настрой.
Было организовано коллективное приветствие. Кинезиологическое упражнение «Матушка весна» способствовало общему эмоциональному настрою на работу и развитию межполушарного взаимодействия.
-
Вступительная беседа нацелила ребят на динамичную игру и желание познакомиться с удивительным миром весны, кроме того была проведена растяжка «Травинка на ветру», которая началась с общей стимуляции умственной деятельности ребят, и оптимизации тонуса мышц, что способствует здоровьесбережению.
-
Основная часть началась с упражнения по коррекции мыслительных процессов «Наведи порядок», которое было направлено на анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек, развитие мелкой моторики рук, интересно для детей оно было тем, что каждый работал над своей поговоркой и получили готовый продукт – пословицу на верёвочке.
На занятии были использованы игры и упражнения по коррекции и развитию внимания, зрительного восприятия, памяти «Буква заблудилась», «Запомни и назови», интерактивная игра «Сказочные животные», все игры сопровождались визуальным рядом презентации к уроку.
Развитие внутреннего плана действий и навыков самоконтроля у учащихся показало успешно выполненное задание «Зеркальное письмо».
Для коррегирования мыслительных процессов использовались постепенные приёмы усложнения заданий, в сочетании с психогимнастикой, релаксацией и техникой рисования мыльными пузырями для интригующего момента. Как известно, смена деятельности необходима для поддержания интереса и активного участия ребенка в коррекционном процессе.
Успешно выполненные задания «Составь слова», «Спрятанная фраза», «Сказочные имена» показали, что ребята подвинулись ещё на 1 ступеньку в развитии вербального мышления, общеучебных логических действий, в умении формулировать проблему, самостоятельно создавать способ действия.
Необычным для ребят явилось упражнение «Рисование обеими руками» и «Рисованием в технике мыльных пузырей» дети выполняли её впервые, с интересом пробовали надувать и пускать на лист ватмана разноцветные шары, тем самым непринуждённо развивая воображение, восприятие, межполушарные связи.
Закончилась основная часть занятия релаксацией «Цветок» под красивую спокойную музыку, для развития воображения, снятие усталости, так как данные дети склонны к переутомлению, и испытывают дефицит в мышечном расслаблении.
VI. Итог. Рефлексия. В конце занятия каждый из ребят высказал своё отношение к занятию и то что нового и полезного узнал. Конечно же, занятие должно заканчиваться на позитиве, для этого было проведено упражнение «Волшебные очки», которое способствовало развитию эмпатии друг к другу, повышению самооценки у тревожных ребят, возможно дети увидели и оценили достоинство не только себя, но и друг друга, что важно для ребёнка данного возраста.
Этапы занятия логически последовательны и взаимосвязаны между собой. Время урока распределено целесообразно. В ходе занятия были активизированы все психические процессы. Как необходимый элемент дефектологического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (нанизывание карточек на верёвочки, пальчиковая гимнастика и, конечно же, кинезиологические упражнения, игра «Собери мозику).
Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения превосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
Использование компьютерных технологий на занятии дало возможность для целостного восприятия детьми материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Особый аспект на занятии имел здоровьесберегающий эффект: применены: растяжка, пальчиковая гимнастика, релаксация, упражнения на развитие эмпатии, рисование обеими руками, работа в технике мыльных пузырей.
На мой взгляд, дети хорошо справились со всеми заданиями. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, я оцениваю как хороший.
Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель — ученик»
С воспитательной точки зрения занятие способствовало формированию у детей положительного интереса к учебной деятельности, развитию эмпатии друг другу. В ходе занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе. Необычность организации занятия повысило их внимание и активность.
В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.