Тема занятия: Буква Р. Звуки [р ] и [р ҆].
Тип занятия: «открытия нового знания».
Планируемые результаты:
-
Личностные:
-
Умение у обучающихся самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
-
Развитие и совершенствование у обучающихся собственной речи.
-
Понимание обучающимися родного быта как части ненецкой национальной культуры.
-
Предметные:
-
Умение у обучающихся чётко произносить и различать звуки [р, р̓ ] в словах, фразах.
-
Развитие и совершенствование фонематических процессов обучающихся.
-
Умение у обучающихся правильно выражать свою мысль в устной форме.
Универсальные учебные действия:
-
Познавательные:
-
Уметь результативно мыслить и работать с информацией на занятии
-
Развивать технологии чтения и письма, обеспечивающего формирование типа правильной читательской деятельности и письма.
-
Уметь извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию.
-
Регулятивные:
-
Уметь организовывать свою деятельность.
-
Уметь принимать и сохранять учебную задачу.
-
Открыть новые знания с использованием проблемно-диалогической технологии.
-
Коммуникативные:
-
Развивать речевую активность детей во всех видах деятельности.
-
Уметь общаться, взаимодействовать с людьми.
-
Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Цель занятия: формировать чёткое произношение звуков [р, р̓ ] и грамматически правильную связную речь обучающихся.
Задачи:
-
Обучающие
-
Учить звукобуквенному разбору слов со звуками [р, р̓ ].
-
Учить определять место звуков [р, р̓ ] в словах.
-
Обогащать словарный запас обучающихся на тему «Тундра».
-
Закреплять навыки произношения и различения звуков [р, р̓ ] в слова, фразах.
-
Развивающие
-
Развивать фонематический слух обучающихся.
-
Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.
-
Развивать грамматически правильную связную речь обучающихся.
-
Воспитательные.
-
Воспитывать любовь к родной природе, культуре.
-
Воспитывать чувство любви к братьям нашим меньшим.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, игровая технология, компьютерная технология, технология индивидуального личностно-ориентированного обучения.
Межпредметные связи:
-
ОЗОМ. Природная зона. Тундра.
-
Родной (ненецкий) язык. Слова ненецкого языка.
-
Чтение. Звуки р и рь. Буквы Р,р.
Контингент: подгруппа 1б класса с ОНР III уровня.
Лексическая тема: Тундра. Животные и растения тундры.
Оборудование: зеркала, индивидуальные карточки с текстами заданий, тетради, доска, таблица гласных I и II ряда, мультимедийные проектор; книга П. Явтысыя «Зов морошковой земли».
Деятельность обучающихся | ||||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
| Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы | Осуществляемые действия | Формируемые способы |
1-й этап занятия – организационный- 1мин. Цель: организация и настрой обучающихся на занятие | ||||||
Приветствие, проверка готовности, организация внимания. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Отвечать на вопросы учителя. | Взаимодействуют с учителем во время опроса. | Слушать собеседника. Строить высказывания. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
2-й этап занятия – постановка учебной проблемы-2мин. Цель: постановка проблемного вопроса и входящая рефлексия. | ||||||
Постановка учебной проблемы. Создаёт положительный эмоциональный настрой. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Выдвигать проблему и обосновывать её.
| Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Строить высказывания. | Контролируют правильность своих высказываний и своих высказываний. Контролируют своё настроение с помощью пиктограммы. | Уметь слушать с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Уметь показать уровень настроения. |
3-й этап — введение нового знания- 4 мин. Цель: обеспечение осмысленного восприятия нового материала | ||||||
Организует обсуждение о характеристике и об артикуляции звуков [р ] и [р ҆]. Организует выполнение артикуляционных упражнений. | Слушают и отвечают на вопросы учителя. Выполняют артикуляционные упражнения. | Уметь выполнять инструкции учителя по выполнению артикуляционных упражнений. | Взаимодействуют с учителем во время диалога.
| Слушать учителя. Строить высказывания. | Осуществляют самоконтроль за выполнением артикуляционных упражнений. | Уметь контролировать свои действия во время артикуляционной гимнастики. |
4-й этап — подготовка к работе на основном этапе-3 мин. Цель: обеспечение подготовки и мотивации к работе над новым материалом | ||||||
Организует игру «Доскажи словечко». Организует игру «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [р ] или [р ҆].» | Слушают и договаривают слова по смыслу. | Уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию предложения. | Взаимодействуют с учителем и с другими ребятами во время игры. | Слушать учителя и ребят. Понимать на слух ответы обучающихся. | В ходе ответов хором осуществляют самоконтроль понимания текста игры. | Уметь сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль своих высказываний. |
5-й этап занятия – этап усвоения новых знаний – 3 мин. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала | ||||||
Загадывает загадку о тундре. Организует звукобуквенный разбор слова тундра. | Слушают и отгадывают загадку. Выполняют звукобуквенный разбор слова. | Уметь отгадывать загадки, производить звукобуквенный разбор слов.
| Взаимодействуют с учителем во время опроса и звукобуквенного разбора слова. | Слушать учителя и ребят. Понимать на слух ответы обучающихся. | Осуществлять самоконтроль выполнения звукобуквенного разбора слова и отгадывания загадки. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Уметь высказывать своё мнение по существу полученного задания. |
6-й этап занятия – первичная проверка понимания изученного-3 мин. + гимн.для глаз-2 мин.= 5 мин. Цель: установление правильности и осознанности изученного материала | ||||||
Организует игру в парах «Собери слово». Проводит гимнастику для глаз. | Читают слоги на карточках и собирают слова из слогов. Выполнят гимнастику для глаз на мультимедиа. | Уметь собирать слова из слогов. Выполнять гимнастику для глаз по инструкции. | Взаимодействовать в парах по выполнению задания. | Согласовывать усилия по выполнению задания. Договариваться и приходить к общему мнению в работе в паре. Учитывать мнение другого. | Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. | Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона. |
7-й этап занятия – применение знаний- 4 мин.+ физминутка-1мин= 5 мин. Цель: обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | ||||||
Организует игру «Отгадай-ка». Проводит физкультминутку про оленят.
| На карточках читают слова с пропущенной буквой Р. Выполняют физкультминутку с комментированием стихотворения. | Уметь читать слова, вставляя букву Р. Отмечать твёрдость-мягкость буквы Р в данных словах. Уметь выразительно читать стихотворение физкультминутки. | Вся подгруппа выразительно регламентирует стихотворение во время выполнения физкультминутки. | Выразительно произносить текст физкультминутки. | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. | Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона. |
8-й этап – включение нового знания в систему знаний и повторение-7 мин. Цель: обеспечение усвоения и автоматизации знаний. | ||||||
Просмотр и составление предложения на основе сюжетной картинки. Работа с текстом. | Составляют предложение по сюжетной картинке. Делают с помощью вопросов учителя грамматический анализ предложения. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Пересказывают содержание текста. | Уметь составлять предложение по картинке. Уметь делать грамматический анализ предложения. Уметь пересказывать текст с опорой на мнемодорожку. | Озвучивают предложение с опорой на картинку. Отвечают на вопросы по содержания рассказа. Пересказывают с опорой на мнеморожку. | Уметь строить грамматически правильное предложение, понятное для собеседника. Пересказывать рассказ с опорой на мнемодорожку. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную задачу. |
9-й этап – рефлексия деятельности на занятии- 1мин. Цель: самооценка и оценка подгруппы за работу на занятии, рефлексия обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния. | ||||||
Беседа, связанная с результатами и целями занятия. Выбор пиктограмм, соответствующих настроению. Выбор слов-действий на занятии. | Слушают вопросы учителя об усвоении темы занятия. Делают обобщающий вывод о деятельности на занятии. | Осуществлять анализ своей деятельности на занятии. | Формулируют результат своей деятельности на занятии. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили: что получилось? Что было трудно? | Называть слова-глаголы того, чем занимались на занятии. Высказывать своё мнение к занятию.
| Осуществляют оценку своей деятельности на занятии. | Понимание и анализ своей деятельности на занятии. Понимание |
-
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
-
Ребята, садится тот, кто скажет какой сегодня день недели.
-
Вторник.
-
А какой день недели был вчера?
-
Понедельник.
-
А какой день недели будет завтра?
-
Среда.
-
Какой сейчас месяц?
-
Декабрь.
-
Какое сегодня число?
-
Четвёртое.
-
Какое время года?
-
Зима.
-
Постановка учебной проблемы.
-
Как рычит собака?
-
Р-р-р!
-
Какой звук вы только что сказали?
-
Звук [р].
-
Найдите одинаковый звук в словах: рис, ребус, заря, река.
-
Звук [р̓].
-
Как вы думаете, почему я спросила у вас про эти звуки?
-
Потому, что мы будем их изучать.
-
Какой букой звуки [р ] и [р ҆] обозначаются в письменной речи?
-
Буквой Р.
-
Ребята посмотрите рисунок на доске и прослушайте стих про букву Р. Рисунок на доске.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
-
Ребята, как вы думаете, для чего мы сегодня с вами говорим о звуках [р ] и [р ҆].
-
Чтобы знать о них всё.
-
Что нам это даст, если мы будем знать об этих звуках всё?
-
Пригодится в дальнейшей учёбе.
-
Ребята, у вас на столах лежат конвертики. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
-
Введение нового знания. Характеристика и артикуляция звуков.
-
Ребята, сегодня к нам в гости приехал мальчик Ромако. Он не умеет произносить звуки [р ] и [р ҆]. И мы должны рассказать ему всё о звуках [р ] и [р ҆], выполнить задания и научиться этому сами. СЛАЙД №1.
-
Научим, ребята?
-
Да.
-
Для этого мы должны выполнить задания. Вы готовы помочь Ромако.
-
Готовы.
-
Ребята произнесём звуки [р ] и [р ҆].
-
Легко ли мы произнесли звуки [р ] и [р ҆]?
-
Трудно.
-
Воздух во рту преграду встречает?
-
Воздух во рту встречает преграду.
-
Значит звуки [р ] и [р ҆] гласные или согласные?
-
Звуки [р ] и [р ҆]- согласные.
-
Теперь давайте узнаем звуки [р ] и [р ҆] глухие или звонкие. Для этого мы с закрытыми ушами произнести звуки [р ] и [р ҆]. Если при произнесении звуков [р ] и [р ҆] в ушах звенит, то они звонкие. Если же не звенит, то глухие. Звенит?
-
Звенит.
-
Значит звуки [р ] и [р ҆] какие?
-
Звонкие.
-
А ещё, по какому признаку они могут характеризоваться? Например, в словах: рис, речка?
-
Могут быть мягкими и твёрдыми. (Рисунок мягкого звука и твёрдого звука).
-
Ребята, как вы думаете для чего мы сейчас говорим о звуках [р ] и [р ҆]. Для чего мы узнаём об этих звуках всё?
-
Для того, чтобы правильно и красиво произносить звуки [р ] и [р ҆].
-
Теперь, ребята, возьмите в руки зеркала. Произнесём звуки [р ] и [р ҆]. Что помогает произнести звуки [р ] и [р ҆]? Губы, зубы или язык?
-
Язык.
-
Давайте, ребята, мы с вами выполним упражнения для развития подвижности языка. (С зеркалом).
Упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Цокает лошадка» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемёт». СЛАЙД-ШОУ.
-
Подготовка к работе на основном этапе
-
Тра-тра, тра-тра — начинается игра. А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я сейчас буду читать стихотворение. А когда я махну рукой вы должны договорить звукосочетание «ТРЫ».
У нашей сес____
Котята шус____,
Их лапки быс____,
Их когти ос_____,
Их шубки пес_____,
А глазки хи______.
-
Молодцы, ребята.
-
Ра-ра-ра, ра-ра-ра — начинается игра. Мы с вами сейчас поиграем в игру. Игра называется «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [р ] или [р ҆].»
Рама, лимон, рюкзак, лопата, рябина, рубашка, рысь, лук, рис, ручей, качели, редиска, колени, карандаш, молоток, марш, лист, рост, слеза, ракета, рябина, родник, ветерок, потолок, привет.
-
Усвоение новых знаний.
-
Ребята, не хотите ли узнать, откуда приехал к нам Ромако? Тогда отгадайте загадку.
Она, как оленья шкура,
От моря до моря лежит-
То рыжей, то белой, то зелёной становится.
-
Ребята, что это?
-
Тундра.
-
Давайте, ребята, сделаем звуковой разбор слова тундра. НА ДОСКЕ ИЗ ФИГУР РИСУНОК.
-
Первичная проверка понимания изученного
-
Тра-тра, тра-тра, сейчас новая игра. Сейчас мы свами поиграем в игру «Собери слово». Ребята, посмотрите на доску. Были слова, но они рассыпались на слоги. Нужно их собрать.
-
Выполнения этого задания мы должны разделиться на пары. Возьмитесь за руки и покажите ваши пары.
-
Перед вами карточки со слогами. Нужно эти слова собрать и назвать их. Охарактеризовать в словах звук [р] или [р҆].
-
А теперь проверьте получившиеся слова и исправьте ошибки. (На мониторе СЛАЙД).
-
Что общего между этими словами?
-
Это слова-названия ягод.
-
А почему выбраны именно эти ягоды?
-
Северные ягоды.
Гимнастика для глаз на мультимедиа- 2 минуты. СЛАЙД-ШОУ.
-
Применение знаний
-
Тра-та-та, тра-та-та, снова новая игра. Ребята, поиграем в игру «Отгадай-ка». Нужно прочитать слова, вставляя вместо чёрточек букву Р. СЛАЙД.
-
А теперь, ребята, поменялись листочками и проверяем правильность написания слов. СЛАЙД.
-
Ребята, скажите, а что общего между этими словами?
-
Птицы и животные Севера.
Физкультминутка. СЛАЙД.
-
А сейчас, ребята, мы с вами поиграем и отдохнём.
Дети шагают на месте | |
Цокают копытца звонко. Хвостики дрожат. | Шагают и цокают языками, имитируют движение хвостом |
Оленёнок первый – ветер, как он быстроног. | Бег на месте |
Лучик солнца по дорожке скачет — он второй. | Прыжки на месте |
Вслед за ними дождик мчится — третий оленёнок. | Вращения вокруг себя |
А на стойбище ребята бегают, смеются. | Бег на месте |
Только эти оленята в руки не даются. | Хлопки руками над головой |
-
Включение нового знания в систему знаний и повторение
-
Ребята, посмотрите на рисунок. Кого вы видите на нём? СЛАЙД.
-
Рыбака.
-
Что делает рыбак?
-
Рыбак ловит рыбу.
-
Повторите ещё раз это предложение.
-
Рыбак ловит рыбу.
Ры-бак ло-вит ры-бу.
Прочитать предложение.
Повторим правила грамматики.
-
Сколько слов в этом предложении?
-
Назовите первое, второе, третье слово.
-
Как пишем первое слово в предложении?
-
Что ставим в конце предложения?
-
Как пишем слова в предложении?
-
А в каких словах имеются звуки [р ] и [р ҆]?
-
Рыбак — [р ] в начале слова, рыбу — [р ] в начале слова .
-
Правильно, ребята.
-
Ребята, начертите схему этого предложения в тетрадь.
-
Ребята, а теперь послушайте рассказ, который мне рассказал Ромако о тундре. СЛАЙД.
В тундре
Ромако живёт в тундре. В чуме его ждут родители. Ромако спешит к маме и папе. Он любит своих родителей.
-
Мы с вами должны попробовать пересказать этот рассказ. А помогут нам в этом картинки. Посмотрите на экран и увидите рисунки.
-
К каждому предложению соответствует картинка.
-
Ответьте на вопросы по содержанию рассказа:
-
О чём говорится в этом рассказе?
-
В этом рассказе говорится о мальчике Ромако.
-
Где живёт Ромако?
-
Ромако живёт в тундре.
-
Кто его ждёт в чуме?
-
В чуме его ждут родители.
-
К кому спешит Ромако?
-
Ромако спешит к маме и папе.
-
Как Ромако относится к своим родителям?
-
Ромако любит своих родителей.
-
Ребята, наверное, нет на земле человека, который не любит своих родителей.
-
Рефлексия деятельности на занятии.
-
Ребята, назовите слова-действия что мы делали на занятии?
-
Слушали, писали, отвечали, говорили, смеялись.
-
Что вам понравилось на занятии?
-
Что было трудно?
-
А теперь, выберите из конвертов пиктограмму, которая соответствует вашему настроению на данный момент и покажите?
-
Как вы думаете, научился мальчик Ромако произносить звуки [р ] и [р ҆]?
-
А ещё Ромако хочет вас угостить конфетами, поблагодарить вас за помощь на занятии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»
Буква Р. Звуки [р] и [р̓]
Конспект занятия по логопедии
с подгруппой 1б класса с ОНР III уровня
(Спрынчановские педагогические чтения-2012)
Ныда, 2012