Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия- интернат № 664

Красногвардейского района

г. Санкт Петербурга

«Трудности адаптации

первоклассников к школе»

Родительское собрание

1 класс

Подготовила:

Учитель начальных классов

Кочнева Н.В.

г. Санкт-Петербург

2013 г.

Родительское собрание

Трудности адаптации первоклассников к школе.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом …

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби

Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка — первоклассника.

Задачи:

Изучение механизмов адаптации первоклассника в новых для них условиях.

Анализ результатов диагностики учащихся и выявление противоречий и проблем.

Овладение приемами поддержки ребенка, принимающего новую социальную роль.

Основные вопросы для обсуждения:

  • Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

  • Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

  • Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

Этап подготовки:

1. Проведение диагностик во всех трёх первых классах.

2. Работа “почтового ящика” с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи.

3. Подготовка памяток для родителей.

Оформление к родительскому собранию:

1. На экране — тема собрания. (Презентация)

  1. К собранию готовится выставка рисунков детей-первоклассников по результатам диагностик «Рамочка для фото» и «Необитаемый остров».

  2. Фото-презентация: «Ура! Мы — школьники».

Ход собрания.

Родительское собрание проводилось в октябре месяце для родителей параллели первых классов.

  1. Вступительное слово (Учитель 1 «в» класса)

-Добрый день. Завершилась первая учебная четверть для наших первоклассников. Вы с достоинством выдержали натиск детских капризов по поводу раннего вставания в школу и первых трудностей в учении. Вы сумели без раздражения выслушать все замечания и просьбы со стороны учителя и претензии со стороны родителей других детей, со стороны родных и знакомых. Знаете ли вы, как менялся ваш ребенок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Давайте попробуем в этом разобраться. Но сначала – о самом понятии “школьная адаптация”.

Адаптация — привыкание, “вписывание” человека в какую – то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат — не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

Результаты диагностик:

Диагностическая методика «Анкетирование»

Приложение 1

Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик» Приложение 2

Диагностическая методика «Остров невезения»

Приложение 3

Диагностическая методика «Школа будущего» — проводится с детьми, на собрании

Приложение 4

Диагностика «Краски» Приложение 5

Учащиеся класса получили листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков. Педагог называл десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся – раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это ЗВОНОК, КНИГА, УЧИТЕЛЬ, ПОРТФЕЛЬ, КЛАСС, ФИЗКУЛЬТУРА, ШКОЛА, УРОК, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ТЕТРАДЬ.

Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Результаты:

В диагностике приняли участие 20 учеников

Окрасили в чёрный цвет:

1. Звонок -1 чел

2. Книга -3 чел

3. Учитель – нет

4. Портфель -4 чел

5. Класс –1 чел

6. Физкультура -2 чел

7. Школа -5 чел

8. Урок -2 чел

9. Д/з -5 чел

10. Тетрадь -4 чел

Диагностика «Рамочка для фотографии» (Учитель 1 «в» класса)

Приложение 6

Первоклассникам предлагалось нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.

Результаты: ребята рисовали хорошие оценки, буквы, цифры

портфель

компьютер

тетради, учебники

глобус

мяч, скакалку

тарелку, вилку, ложку

школу, школьную форму

пенал, ручки, карандаши

цветы

Психологические условия адаптации ребенка к школе (психолог школы)

Правила, которые помогут ребёнку в общении.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

  • Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

  • Не дерись без причины.

  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

> Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения: (Слайд)

Я тысячу раз говорил тебе, что…

-Сколько раз надо повторять…

-О чём ты только думаешь…

-Неужели тебе трудно запомнить, что…

-Ты становишься…

-Ты такой же как,…

-Отстань, некогда мне…

-Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты — нет…

Рекомендуемые фразы для общения: (Слайд)

-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

-Как хорошо, что у меня есть ты.

-Ты у меня молодец.

-Я тебя очень люблю.

-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Советы педагога

Уважаемые родители, вы можете немало сделать, чтобы ваш ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса ”Какую отметку получил?”, спросите “Что сегодня было самое интересное?”, “С кем ты подружился?”, “Что вкусного было в столовой?” и.т.д.

Если дети не могут ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное — не раздражайтесь.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Спасибо вам уважаемые родители, будьте счастливы, радуйтесь жизни!

Итог собрания.

Принятие решения родительского собрания:

-Помогать преодолевать детям адаптационный период.

-Оказывать детям поддержку.

-Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

Приложение 1

Диагностическая методика «Анкетирование»

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень

-нравится

-не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-часто хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

-не знаю.

-остался бы дома

-пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывает по-разному

-нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

-мало

-много

-нет друзей

10 Тебе нравится твой класс?

-нравится

-не очень

-не нравится

Учащиеся набравшие 25–30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20–24 балла характерны для средней нормы, 15–19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10–14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Приложение 2

Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик»

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается оценить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

«Солнце, тучка, дождик»

В классе мне –

С друзьями мне –

Дома мне –

Приложение 3

Диагностическая методика «Остров невезения»

В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везёт в учении, взрослым – в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо нарисовать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. Классному руководителю интересно выяснить не только какие предметы попадут в список, но и будут ли среди этих предметов школьные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.

Приложение 4

Диагностическая методика «Школа будущего»

Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком «+», что должно быть под знаком, «-» то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку «-» учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Приложение 5

Диагностика «Краски»

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся – раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это ЗВОНОК, КНИГА, УЧИТЕЛЬ, ПОРТФЕЛЬ, КЛАСС, ФИЗКУЛЬТУРА, ШКОЛА, УРОК, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ТЕТРАДЬ.

Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Приложение 6

Диагностика «Рамочка для фотографии»

Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.

Приложение 7

Памятка родителям первоклассников.

(вручается каждому родителю)

  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это — учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Список использованной литературы:

  1. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000год.

  2. Алла Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год.

  3. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс 2007 год.

  4. Зайцева В. 7 лет — Не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here