Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Менделеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Открытый урок – коференция
«Гигиена слуха».
Подготовила: Архипова Н.А учитель-дефектолог, высшей квалификационной категории
Тема урока: «Гигиена слуха».
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию знаний о гигиене слуха.
Коррекционно – развивающая: развивать слуховые восприятия, связную монологическую речь.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок – конференция.
Методы урока:
1. Диалогического, монологическое изложение.
2. Частично – поисковый.
Средства обучения: аудио запись «Звуки леса», модель «Ухо».
Словарная работа: отит, тугоухость, отолоренголог.
Ход урока:
Организация урока. Закройте глаза, раслабтесь. Я буду произносить звуки, а вы их должны будите угадать, что это за звуки: 1. Шуршание бумаги. 2. Молчание. 3. Молодцы.
-Что вы слышали? Какой орган задействован?
– Ухо.
— Сегодня на нашей конференции мы с вами обсудим такую проблему, как гигиена слуха. Почему мы взяли эту проблему? Да оказывается, что у нас заболеванием слуха страдают очень многие люди. Мы с девочками сходили в поликлинику и вот что выяснили (приложение №1.). О том как предотвратить заболевания слуха мы и поведем разговор. С чем же связаны заболевания слуха?
— Они бывают – врожденными, т.е. человек уже рождается с заболеванием уха. И приобретенные, связанные с простудными заболеваниями, при нарушении элементарных гигиенических навыков.
-К какой системе органов относится ухо?
—Ухо – орган слуха, относится к системе органов чувств.
— А что значит органы чувств?
— С помощью органов чувств мы воспринимаем окружающий мир. Видим цвет и форму предмета, слышим звуки, чувствуем запахи и вкус.
— Сколько органов чувств?
— Пять.
-Перечислите их.
— орган зрения – глаз;
орган слуха – ухо;
орган обоняния – нос;
орган осязания – кожа;
орган вкуса – язык.
— Давайте сначала выясним значение слуха.
— Окружающий нас мир полон разных звуков: шум ветра, шелест листьев растений, журчание ручьев, пение птиц, чарующие звуки музыки, разговор людей. Все это слышишь ушами. Что бы не потерять эту способность, надо беречь уши, т.к. глухие и плохо слышащие люди лишены самого элементарного – общения.
— Врачами замечено, что первые признаки снижения остроты слуха и его искажения возникают после 25 лет, но в последние годы эта болезнь катастрофически молодеет. Уже в 15-18 лет некоторым трудно рассчитывать на тонкий слух. Это может показаться несущественным, но мир этих людей, безусловно, изменится. Они не услышат легкого дуновения ветерка, стрекота кузнечиков и других звуков природы. Вероятно, это и не сразу заметно, кто–то подумает, что обитатели леса перекочевали в Красную книгу или заглушаются мощными шумами цивилизации. А, оказывается, просто ухудшается слух.
— Ребята, я предлагаю вам провести функциональный тест. В течение минуты вы слушаете аудио запись «Звуки леса» и определяете, сколько звуков вы услышали.
— Орган слуха позволяет человеку различать и определять звуки. С помощью слуха мы воспринимаем речь, общаемся между собой, получаем информацию, учимся, т.е. орган слуха позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде.
— Ребята, а как мы слышим?
— Звуковые колебания воздуха, попав в ушную раковину, по слуховому проходу направляются к барабанной перепонке, вызывают её колебания. Колебания перепонки в точности соответствуют звуковым колебаниям. Через слуховые косточки среднего уха. Колебания передаются жидкости, которая заполняет улитку. При колебании жидкости возникает возбуждение в нервных окончаниях. Возбуждение по нерву передается в головной мозг. Возникают слуховые ощущения. Мы слышим.
— Напомните мне, в какой области головного мозга находится слуховая зона.
— Слуховая зона находится в височной области головного мозга.
— Сейчас мы с вами выясним, что влияет на снижение слуха.
— Нормальная работа слуха во многом зависит от того, как человек о нем заботится. Прежде всего, необходимо следить за чистотой ушей. Уши периодически моют теплой водой с мылом. Удаляют скопившуюся в них серу. Чтобы достать серу, пользуются кусочком ваты, намотанной на спичку. Категорически запрещается ковырять в ушах острыми предметами. Они могут повредить барабанную перепонку.
— Во время некоторых заболеваний (грипп, ангина, скарлатина) микробы могут проникнуть в среднее ухо или внутреннее и вызвать их воспаление (отит). Это может привести к глухоте. Поэтому при болях в ухе следует немедленно обращаться к врачу. Самостоятельное лечение и невыполнение предписаний врача недопустимо.
— Вредное влияние на орган слуха оказывает шум. Постоянно действующий шум притупляет слух, утомляет нервную систему, снижает работоспособность человека, об этом надо знать и помнить каждому человеку. Нужно заботиться не только о себе, но и о здоровье окружающих тебя людей. Культурный человек не станет громко разговаривать в общественных местах, включать радио, телевизор или магнитофон на полную мощность.
— В нашей стране ведется планомерная работа по борьбе с шумом на производстве. Разрабатываются современные образцы станков, вводятся новые технологии. Например, клепка и штамповка заменяются давлением или электросваркой. В настоящее время широко используются звукопоглощающие материалы. На предприятиях, где избежать шума пока нельзя, рабочие пользуются специальными наушниками. Для отдыха рабочих оборудованы специальные помещения.
— В борьбе с городским шумом широко используются зеленые насаждения. Растения поглощают шум. В крупных городах запрещена звуковая подача сигнала транспорта.
— Сильно ухудшает слух, курение и алкогольные напитки.
— Много мы с вами говорили о том, как сохранить свой слух на долгие годы. Для этого нужно выполнять ряд правил, с которыми нас сейчас познакомят. (Приложение №2).
Умение слушать, видеть, чувствовать позволяет художникам и композиторам создавать прекрасные шедевры, а нам с вами приобщаться к ним. На протяжении всего урока, мы с вами говорили о гигиене слуха, почему же нужно так следить за своим слухом.
— Ответы детей.
— Ребята, чем мы занимались целый урок?
—Говорили, общались.
— А если бы мы были глухие?
— Ответы детей.
Обратите внимание на слова Антуане де Сент- Экзюпери, а ведь он прав, не так ли. Ребята, люди с заболеванием уха не сидят дома, закрывшись в четырех стенах, для них есть специальные школы, т.е. они тоже общаются, но по особенному.
Я желаю, чтобы гармония ваших чувств помогало вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, в которое мы живем.
Самоанализ урока.
Тема урока «Гигиена слуха». Это второй урок по теме «Слух» и четвертый по теме «Органы чувств». На этом уроке закрепляются знания прошлых уроков, и дети стараются самостоятельно выяснить значение «гигиены слуха».
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков;
Вид урока: конференция;
Методы урока: диалогического, монологического изложения, частично-поисковый.
Дети 9-х классов по моему предмету делятся на две группы по уровню развития это сильные и средние дети. Материал урока взят с учетом развития детей. Детям заранее в виде домашнего задания были заданы вопросы, по новой теме, они должны были найти ответы на них. Вопросы задавались дефиренцированно, это было видно на протяжении всего урока, по ответам детей.
На уроке решались следующие цели: Образовательная: способствовать формированию знаний о гигиене слуха. Коррекционно – развивающая: развивать слуховые восприятия, связную монологическую речь. Воспитательная: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Почему я выбрала именно такую структуру урока, во – первых , на уроке задействованы все дети; во – вторых на обычном уроке восприятие данного материала было бы не эффективным.
На протяжении всего урока говорилось о гигиене слуха и сохранении слуха.
В конце урока дети сделали выводы и получили памятки.
На уроке, кроме как теста самостоятельной работы не было, т.к. дома они самостоятельно изучали тему.
На уроке использовался магнитофон и аудио запись «Звуки природы».
Домашнее задание дано опять таки по частично – поисковому методу, научиться определять как можно больше предметов на ощупь.
Так как это конференция, то темы урока на доске не записывалась, она заменена цитатой. Задействован фланелеграф с таблицей «Берегите тишину».
С детьми работаю не первый год на уроках у нас теплая , дружеская атмосфера и взаимопонимание.
Считаю, что цели урока выполнены полностью.