Разработка развивающего занятия по повышению уровня толерантности для учащихся 6-7 классов.

Тема: «Какие мы все разные»

Цель: Способствовать повышению уровня толерантности у учащихся.

Задачи:

— формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру.

— развивать коммуникативную, интерактивную, конструктивную стороны общения с целью возникновения коммуникативных барьеров.

— развивать терпимость к различным мнениям.

Материалы: принадлежности для рисования (бумага формата А4, фломастеры, маркеры). Природный материал, вырезки из газет, кусочки ткани.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Цель:

  • способствовать снятию нервно-психического напряжения.

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведенияВедущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

2. Основная часть 

Упражнение « Дорисуй»

Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека и передавать свои собственные.

Материалы: принадлежности для рисования (бумага формата А4, фломастеры, маркеры).

Инструкция: Игра проводится без слов. Каждый участник задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый

дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам.

Примерные вопросы для рефлексии:

  • Какой элемент ты нарисовала на чистом листке?

  • Какую картину ты изначально задумала?

  • Ты смогла отразить свой замысел на бумаге?

  • Что ты чувствуешь, глядя на завершенную картину?

  • Почему ты это чувствуешь? (Как ты считаешь, твоя идея была в итоге воплощена)?

  • Хочешь что-то изменить, или оставишь все как есть?

  • Бывают ли в твоей жизни подобные ситуации?

  • Что ты чувствуешь, когда результат тебя не устраивает?

  • Что ты при этом делаешь?

  • Когда ты получила листок от …, что ты дорисовала?

  • Почему ты нарисовала именно это?

  • Ты хотела продолжить идею …, или руководствовалась своими собственными желаниями?

  • Как ты поняла, что она задумала?

  • Что ты сделала, чтобы узнать, что хочет получить в итоге …?

  • У тебя была возможность уточнить — что именно она хочет? (Например, путем переписки — это не запрещалось в инструкции.)

  • Почему ты этого не сделала?

  • Что ты сейчас чувствуешь?

  • (Если ощущения негативные): что полезного в этих чувствах? О чем они тебе сигналят? Что ты поняла с их помощью?

  • Как ты будешь использовать этот опыт в дальнейшем?

  • На что из твоей жизни это похоже?

  • Обычно ты задумываешься — что от тебя хотят окружающие, или действуешь по собственному замыслу?

  • В каких случаях ты учитываешь желания другого человека и зачем?

  • Что ты чувствуешь, когда осуществляешь чью-то мечту, или помогаешь воплотить в жизнь его идею?

  • Ты всегда точно знаешь, о чем думает, что чувствует и что хочет человек?

  • Ты можешь развить свои способности понимать это точнее?

  • Ты знаешь, как ты будешь это делать?

Упражнение « Порадуй меня»

Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека.

Инструкция: В центре круга находится один из участников. Предполагается, что у него сегодня День рождения. Задача всех остальных — доставить ему радость. Каждый из вас решает, что ему подарить — вещь, или событие, или что-то еще (например, шикарный автомобиль, кругосветное путешествие, благодарность от начальника и т. д.). Повторяться нельзя. Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и принимает подарки другой участник.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.

Инструкция: Я прошу встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и т. д.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

3.Подведение итогов работы.

Цель: Интеграция опыта, полученного на занятии, и получение обратной связи. Предоставление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе занятия.

Упражнение «Групповой коллаж»

Учащимся предлагается склеить между собой 6 листов ватмана. Используя принесенный природный материал, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д., все учащиеся делают коллаж – пейзаж на тему «МЫ – вместе!»

Упражнение «Свеча по кругу»

Мы хорошо поработали. Сейчас будем передавать свечку по кругу, и говорить теплые пожелания друг другу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here