Разработка развивающего занятия по повышению уровня толерантности для учащихся 6-7 классов.
Тема: «Какие мы все разные»
Цель: Способствовать повышению уровня толерантности у учащихся.
Задачи:
— формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру.
— развивать коммуникативную, интерактивную, конструктивную стороны общения с целью возникновения коммуникативных барьеров.
— развивать терпимость к различным мнениям.
Материалы: принадлежности для рисования (бумага формата А4, фломастеры, маркеры). Природный материал, вырезки из газет, кусочки ткани.
Ход занятия:
-
Приветствие.
Цель:
-
способствовать снятию нервно-психического напряжения.
-
создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
-
повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Комплименты»
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
2. Основная часть
Упражнение « Дорисуй»
Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека и передавать свои собственные.
Материалы: принадлежности для рисования (бумага формата А4, фломастеры, маркеры).
Инструкция: Игра проводится без слов. Каждый участник задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый
дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам.
Примерные вопросы для рефлексии:
-
Какой элемент ты нарисовала на чистом листке?
-
Какую картину ты изначально задумала?
-
Ты смогла отразить свой замысел на бумаге?
-
Что ты чувствуешь, глядя на завершенную картину?
-
Почему ты это чувствуешь? (Как ты считаешь, твоя идея была в итоге воплощена)?
-
Хочешь что-то изменить, или оставишь все как есть?
-
Бывают ли в твоей жизни подобные ситуации?
-
Что ты чувствуешь, когда результат тебя не устраивает?
-
Что ты при этом делаешь?
-
Когда ты получила листок от …, что ты дорисовала?
-
Почему ты нарисовала именно это?
-
Ты хотела продолжить идею …, или руководствовалась своими собственными желаниями?
-
Как ты поняла, что она задумала?
-
Что ты сделала, чтобы узнать, что хочет получить в итоге …?
-
У тебя была возможность уточнить — что именно она хочет? (Например, путем переписки — это не запрещалось в инструкции.)
-
Почему ты этого не сделала?
-
Что ты сейчас чувствуешь?
-
(Если ощущения негативные): что полезного в этих чувствах? О чем они тебе сигналят? Что ты поняла с их помощью?
-
Как ты будешь использовать этот опыт в дальнейшем?
-
На что из твоей жизни это похоже?
-
Обычно ты задумываешься — что от тебя хотят окружающие, или действуешь по собственному замыслу?
-
В каких случаях ты учитываешь желания другого человека и зачем?
-
Что ты чувствуешь, когда осуществляешь чью-то мечту, или помогаешь воплотить в жизнь его идею?
-
Ты всегда точно знаешь, о чем думает, что чувствует и что хочет человек?
-
Ты можешь развить свои способности понимать это точнее?
-
Ты знаешь, как ты будешь это делать?
Упражнение « Порадуй меня»
Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека.
Инструкция: В центре круга находится один из участников. Предполагается, что у него сегодня День рождения. Задача всех остальных — доставить ему радость. Каждый из вас решает, что ему подарить — вещь, или событие, или что-то еще (например, шикарный автомобиль, кругосветное путешествие, благодарность от начальника и т. д.). Повторяться нельзя. Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и принимает подарки другой участник.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.
Инструкция: Я прошу встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и т. д.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
3.Подведение итогов работы.
Цель: Интеграция опыта, полученного на занятии, и получение обратной связи. Предоставление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе занятия.
Упражнение «Групповой коллаж»
Учащимся предлагается склеить между собой 6 листов ватмана. Используя принесенный природный материал, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д., все учащиеся делают коллаж – пейзаж на тему «МЫ – вместе!»
Упражнение «Свеча по кругу»
Мы хорошо поработали. Сейчас будем передавать свечку по кругу, и говорить теплые пожелания друг другу.