МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу
Педагог- психолог Жабоева Р.М.
Психологический час « Зажги звезду»
Участники: учащиеся 4 класса, педагог- психолог. Классный руководитель
Цель: сплочение коллектива и создание благоприятного психологического климата.
Задачи:
-
Развитие коммуникативных навыков учащихся;
-
Повышение самооценки;
-
Снижение уровня тревожности и агрессивности.
Подготовительная работа:
1)Психолог заранее собирает в шкатулку бусины разной формы, цвета. Фактуры.
2)Готовятся разноцветные листы бумаги для создания звездных портретов детей, ручки, фломастеры.
Оформление, оборудование и инвентарь:
А) кабинет празднично оформлен звездочками разного цвета и величины.
Б) стулья расставлены по кругу.
Ход занятия:
-
Приветствие.
Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятия. Рассказывает, как оно будет проходить, предлагает ритуал приветствия.
-
2.Разминка
Игра«Волшебный клубок».
Дети сидят в кругу.
Психолог:
«У меня в руках клубок. Он не простой , а волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».
«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».
Психолог: дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас. И вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите её. Чтобы потом вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке. Закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качество вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов. Откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем всех…( представления ребят)
Итак. Мы с вами попали в сказочную страну и сейчас посмотрим одну историю…
2. Путешествие в Звездную страну.
(Представление сказки)
3. Обсуждение сказки.
Психолог. Итак, вы посмотрели удивительную историю. О чём она?
(Выслушивает ответы ребят).
Психолог: Да, история эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму- любовью или нелюбовью к себе и окружающим- зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал еще хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше. А чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?
(Выслушиваются ответы ребят)
Психолог: Сказка учит тому, что нельзя безоглядно доверять всем подряд. Надо помнить, что в мире есть добро, и зло. Что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. Что бывают в жизни такие ситуации. Когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации, а порой не торопиться что- то менять; учит терпимее относиться друг к другу и ещё многому другому. Подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт поможет вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу.
Чудесные бусы.
Психолог: Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Возьмите бусинки, мы сейчас нанижем на одну общую нитку. ( когда все бусинки нанизаны, нитка завязывается).
Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки. Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими. Но в тоже время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, хотя каждый из нас — личность. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг другу, они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду. Как это делала Алиночка в сказочной истории. Давайте поможем вашим одноклассникам: Зухре, Раулю, Милане,
Тимуру, Мухаммаду, Ибрагиму и Камиле- засиять сегодня лучиками того доброго и хорошего, что есть в их душе.
Психолог: Сейчас я вам раздам разноцветные звезды и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго, есть в их душе.
После того, как звезды с надписями готовы, они вывешиваются на доске. Надписи зачитываются. Вот видите, как по- новому засияли наши ребята. В этом им помогли вы. Большое спасибо!
Психологическая игра:
(Рисуем настроение) ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Для выполнения этого задания психолог предлагает найти в зале удобное место и занять удобное положение. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать. Психолог предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети хотят повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.
Когнитивное упражнение «Чаша доброты»
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Медленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё одна пустая чашка, ещё, ещё и ещё. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте!!! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте внее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: « это Я»! У меня есть такая чашка доброты!»
Рефлексия
Далее ведущий просит сесть в круг, он зажигает свечу и дети должны рассказать, что они хотели сказать своими рисунками и почему выбрали именно тот или иной цвет
Здесь и сейчас я узнала…
Здесь и сейчас я почувствовала…
Здесь и сейчас я поняла…
День рождения Звезд.
Психолог предлагает детям отпраздновать «День рождения Звезд»
Дети и педагоги становятся в круг, исполняют песню для именинников.
(Звучит музыка)
Для усиления эффекта проведенного психологического часа листы получившиеся в ходе коллективной работы можно повесить в классном уголке.