Тема. Путешествие Дорогою добра.
Цель. Формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках.
Образовательные:
сформировать потребность в совершении добрых дел;
воспитанию вежливого отношения друг к другу;
обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы;
умение дорожить близкими людьми.
Коррекционные – развивающие:
развивать внимание, память, речь, мышление, способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать,
Оборудование: карточки с изображением солнца и тучи, пословицы о добре, толковый словарь, фонограмма песни «Если добрый ты», использование ИКТ.
Ход занятия.
I.Организационный момент
Психологический настрой.
Ребята, на столе у каждого лежат карточки с изображением солнышка и тучки.
Если у вас настроение хорошее, то поднимите солнышко, а если плохое, то тучку.
А теперь, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Улыбнёмся и гостям — поделимся с окружающими своим хорошим настроением.
Сегодня мы проведём наше путешествие по Дороге добра.
II.Предлагаю вам разгадать кроссворд и собрать ключевое слово, это слово и будет темой нашего разговора.
1.Он в беде не бросит? (Друг)
2.Как называется предмет, который дарят? (Подарок)
3.От неё станет всем теплей (Улыбка)
4.Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость)
5.Когда нас бранят за шалости, мы просим…(Прощение)
6.Назвать одно из качеств, которым должен владеть воспитанный ученик? (Вежливость)
7.Назвать волшебное слово, которое говорят при выполнении просьбы? (Спасибо)
А теперь прочитаем, какое слово получилось? (Доброта)
III.Сообщение темы и целей занятия:
Сегодня на занятии будите учиться размышлять, задумываться над тем или иным поступком, учиться и в жизни отличать добро и зло.
И пусть всегда и всюду с вами вместе живет ДОБРО, ДОБРОТА — в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.
Толковый словарь: Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Ребята, а как вы думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей).
Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки.
Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать.
Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова
.Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек».
А легко ли быть добрым?
Как вы думаете? (Высказывания детей).
Какие слова характеризуют «добро» и связаны с ним?
Любовь, внимание, улыбка, помощь, сочувствие, радость, тепло, душа, сердце.
IV.Некоторые дети стесняются быть добрыми! Послушайте стихотворение А. Барто.
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка — добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил — ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
— Берегись, не то убью! —
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка — добрая душа!»
Чтобы вы посоветовали мальчику?
V. Работа с пословицами и поговорками о добре. (написаны на доске)
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрые дела красят человека.
Жизнь дана на добрые дела.
Злое слово ранит, а доброе лечит.
VI. Физкультминутка
Игра «Наши поступки»
Если вы услышите о хороших поступках,
хлопайте в ладошки– если о плохих, то ладошками закрываете глазки.
-учить уроки;
-обижать малышей;
-помогать друзьям;
-говорить правду;
-обзываться;
-драться;
-быть вежливым;
-уважать родителей;
-перебивать говорящего;
VII.Какие же поступки совершает добрый человек?
(Что это за поступки?)
-старается всем помочь; заботится о других;
-приносит пользу окружающим и самому себе;
-уважает старших;
-защищает младших;
-употребляет вежливые слова;
-ухаживает за животными;
-охраняет природу.
А добрым человеком рождаются или им становятся? (становятся)
Добру нужно учиться у других людей, чтобы на земле было меньше зла, чтобы тебя уважали.
VIII.Составим словесный портрет доброго человека. ( работа по группам)
Сейчас вам нужно будет выбрать те качества, которыми обладает добрый человек (ласковый, душевный, радостный, справедливый , внимательный, жадный, скромный, отзывчивый, злой, вежливый, чуткий, аккуратный, честный, дружелюбный,).
Учащиеся называют (размещают на доске)
Вывод:
Добрый человек, как солнышко светит, греет, улыбается.
К доброму человеку все тянутся, потому что, он дарит окружающим свою любовь, ласку, заботу, душевное тепло, внимание.
Я прочитаю четверостишие, а вы подумайте к какому качеству оно подходит.
Поясните на примере стихотворений.
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно.
(Заботливый)
Если с другом разделил ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил, каждый скажет это.
(Дружелюбный)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
(Отзывчивый)
IX. Физкультминутка. Игра «Дружно маме помогаем»
(Подражательные движения по тексту.)
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
X.Рефлексия
Сегодня вы узнали о таком важном качестве, как доброта.
Мы определили качества доброго человека.
Скажите, какие качества доброго человека есть у ваших друзей, родителей?
Я думаю, что в нашем классе все ребята добрые.
Если вы согласны со мной — поапплодируйте.
Наше путешествие мы завершим любимой песней кота Леопольда «Если добрый ты»,
Скажите, что было главным на нашем занятии?
-Что понравилось?
-Вам было интересно?
-О чём бы сегодня рассказали родителям?
Литература:
1.МаксимоваТ.Н.Классные часы,1 класс.М:ВАКО,2011г.
2.Бесова М,А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе.
-Ярославль: академия развития, 2002 г.
3.КовалькоВ.И.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.М:ВАКО,2004 г.