Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр музыкально — хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт- Петербург
Конспект
занятия по сценической речи
«Речевой тренинг. От движения к слову.»
подготовила
педагог дополнительного образования
Каборда Мария Сергеевна
г. Санкт- Петербург
2015
Название занятия: «Речевой тренинг. От движения к слову.».
Цель: ознакомить детей с основными, первоначальными элементами актерского мастерства
Задачи:
Образовательная:
— освоение начальных теоретических знаний, практических умений и навыков в области сценической речи
— формирование представления о различных приемах и возможностях выразительности театрального искусства
Развивающая:
-воспитать свое слуховое внимание
— сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь.
— воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир родной речи во всех ее видах — чтении, говорении, аудировании, письма
-развитие связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной деятельности учащихся
— развитие внутренней свободы личности ребенка (освобождение от лишнего напряжения, мешающего творческой работе – «творческих зажимов») и внешней координации движений и чувств;
— развитие чувства пространства и композиции;
— развитие творческих способностей ребенка;
Воспитательная:
— способствование формированию нравственных качеств личности ребенка: толерантности, ответственности, активной жизненной позиции, приобщая детей к духовно-нравственным и культурным ценностям;
— воспитание общей коммуникативной культуры ребенка, тактичности, доброжелательности, открытости;
— совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.
Приемы
Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальные, коллективные.
Тип занятия:
Комбинированный.
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, салфетки, плакаты алфавита, фонограммы, колокольчик.
План-конспект занятия
Введение в тему:
Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра, и входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству учащихся, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Главной целью занятий сценической речью является овладение учащимся мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала.
Занятия по «Сценической речи» направлены на выполнение важной задачи в системе обучения школьников – научить действовать словом в предлагаемых обстоятельствах.
В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки, который состоит из нескольких этапов ( голосо- речевой тренинг).
Итак начинаем мы всегда с разминки на освобождение мышц и суставов.
10. Темпо-ритм речи.
11. Мелодика и логика речи.
12. Эмоциональный тембр.
Рече — голосовая гимнастика.
Разминка на освобождение мышц и разогрев суставов:
Упражнения для шеи и головы:
-
медленное вращение головой — круги;
-
метроном;
-
массаж шеи и головы
Упражнения для плеч и рук:
-
разогрев ладоней;
-
массаж ушных раковин;
-
круговые движения плечами;
-
массаж лица.
Разогрев суставов:
-
— круговые движения щиколотками, коленями, бедрами;
Вибрационный массаж на головной и грудной резонаторы;
Артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек.
Упражнения:
-
улыбка-хоботок;
-
часы;
-
уколы языком,
-
золотая рыбка.
-
Варенье
-
Переворачивание языка
— Следующим этапом будет тренинг, опирающийся на наработанные умения в скороговорении. Важной деталью является то, что цель не БЫСТРО проговорить текст скороговорки, а КАЧЕСТВЕННО БЫСТРО его произнести!
Дикционный тренинг.
Материал на скороговорках:
Сшит колпак, да не по- колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и жонглируя ножами штуку кушает инжира.
Скороговорун скороговорил выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но заскороговорившись выскороговаривал, что все скороговорки не перескороговорить, не перевыскороговорить.
-
в разных регистрах,
-
с сомкнутыми челюстями,
-
с языком под верхними альвеолами,
-
— с прыжками на одном дыхании.
— Двигаемся далее! Обязательным пунктом на занятиях сценической речью стоит дыхательная гимнастика. Сегодня я предлагаю вспомнить упражнения по системе Стрельниковой.
Дыхательные упражнения Г.Стрельниковой
-
«восьмерки»,
-
«сирень»,
-
«насос»
-
«стол»
— Молодцы! А теперь перейдем к самой любимой части занятия. Подключаем фантазию, воображение и т.д., ведь занятия сценической речью должны быть не только «сухой тренировкой» , а синтезом упражнений для широкого спектра развития творческой личности.
Развитие слухового внимания и памяти, внимания и воображения.
Прослушивание композиции П.И. Чайковского «Танец феи дражже»
-
прослушав песню, каждый из обучающихся, должен выразить одним словом эмоциональное ощущение от этого произведения (упражнение «снежный ком» на ассоциативный ряд),
-
после обсуждения сделать вывод — одинаково ли всеми воспринимаются произведения искусства. (напрашивается вывод о субъективности восприятия произведений искусства.)
Упражнение на внимание «Построение»
-
по первой букве своего имени ,
-
по росту,
-
по цвету волос.
Упражнения на импровизацию « Смешные походки»
-
одна походка,
-
две разнохарактерные походки «через точку»,
-
походки со звуками
Заключительная часть
— Прекрасно! Я надеюсь, все сегодня получили радость от нашего творческого трудового процесса ,ведь именно только так можно сформировать коллектив единомышленников, в идеале коллектив индивидуальностей, где будет царить творческая атмосфера, атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, взаимной ответственности за результаты коллективного труда.
Анализ работы. Подведение итогов занятия.
Обсуждение вместе с детьми интересных моментов, открытий, творческих впечатлений от упражнений .
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.– Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996
-
Библер В.С. Мышление как творчество.– Москва: Политиздат, 1975
-
Белюшкина И.Б, Витковская Ю.Н., Никитина А.Б. Театр, где играют дети. — Москва: Владос, 2001
-
Бруссер А.М. Основы дикции. – Москва: Реглант, 2005
-
Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – Москва: Музгиз, 1962
-
Выготский Л. С. Воображение и творческие способности в детском возрасте. — Москва: Просвещение, 1967
-
Ганелин Е.Р. Школьный театр.- Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2002
-
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг — С-Пб: Планета музыки, 2007г.
-
Ершов П.М. Технология актерского искусства. – Москва: Горбунок, 1992
-
Жабровец М.В. Тренинг воображения. – Тюмень: ТГИИК, 2002
-
Запорожец Т. И. Логика сценической речи, — Москва: Просвещение, 1974
-
Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг сб. Театр практические занятия. – Москва: ВЦХТ, 2001
-
Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – Москва: ВТО, 1970