Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр музыкально — хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт- Петербург

Конспект

занятия по сценической речи

«Речевой тренинг. От движения к слову.»

подготовила

педагог дополнительного образования

Каборда Мария Сергеевна

г. Санкт- Петербург

2015

Название занятия: «Речевой тренинг. От движения к слову.».

Цель: ознакомить детей с основными, первоначальными элементами актерского мастерства

Задачи:

Образовательная:

— освоение начальных теоретических знаний, практических умений и навыков в области сценической речи

формирование представления о различных приемах и возможностях выразительности театрального искусства

Развивающая:

-воспитать свое слуховое внимание

— сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь.

— воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир родной речи во всех ее видах — чтении, говорении, аудировании, письма

-развитие связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной деятельности учащихся

— развитие внутренней свободы личности ребенка (освобождение от лишнего напряжения, мешающего творческой работе – «творческих зажимов») и внешней координации движений и чувств;

— развитие чувства пространства и композиции;

— развитие творческих способностей ребенка;

Воспитательная:

— способствование формированию нравственных качеств личности ребенка: толерантности, ответственности, активной жизненной позиции, приобщая детей к духовно-нравственным и культурным ценностям;

— воспитание общей коммуникативной культуры ребенка, тактичности, доброжелательности, открытости;

— совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.

Приемы

Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальные, коллективные.

Тип занятия:

Комбинированный.

Оборудование и материалы:

Музыкальный центр, салфетки, плакаты алфавита, фонограммы, колокольчик.

План-конспект занятия

Введение в тему:

Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра, и входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству учащихся, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Главной целью занятий сценической речью является овладение учащимся мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала.

Занятия по «Сценической речи» направлены на выполнение важной задачи в системе обучения школьников – научить действовать словом в предлагаемых обстоятельствах.

В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки, который состоит из нескольких этапов ( голосо- речевой тренинг).

Итак начинаем мы всегда с разминки на освобождение мышц и суставов.

10. Темпо-ритм речи.

11. Мелодика и логика речи.

12. Эмоциональный тембр.

Рече — голосовая гимнастика.

Разминка на освобождение мышц и разогрев суставов:

Упражнения для шеи и головы:

  • медленное вращение головой — круги;

  • метроном;

  • массаж шеи и головы

Упражнения для плеч и рук:

  • разогрев ладоней;

  • массаж ушных раковин;

  • круговые движения плечами;

  • массаж лица.

Разогрев суставов:

  • — круговые движения щиколотками, коленями, бедрами;

Вибрационный массаж на головной и грудной резонаторы;

Артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек.

Упражнения:

  • улыбка-хоботок;

  • часы;

  • уколы языком,

  • золотая рыбка.

  • Варенье

  • Переворачивание языка

Следующим этапом будет тренинг, опирающийся на наработанные умения в скороговорении. Важной деталью является то, что цель не БЫСТРО проговорить текст скороговорки, а КАЧЕСТВЕННО БЫСТРО его произнести!

Дикционный тренинг.

Материал на скороговорках:

Сшит колпак, да не по- колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и жонглируя ножами штуку кушает инжира.

Скороговорун скороговорил выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но заскороговорившись выскороговаривал, что все скороговорки не перескороговорить, не перевыскороговорить.

  • в разных регистрах,

  • с сомкнутыми челюстями,

  • с языком под верхними альвеолами,

  • — с прыжками на одном дыхании.

Двигаемся далее! Обязательным пунктом на занятиях сценической речью стоит дыхательная гимнастика. Сегодня я предлагаю вспомнить упражнения по системе Стрельниковой.

Дыхательные упражнения Г.Стрельниковой

  • «восьмерки»,

  • «сирень»,

  • «насос»

  • «стол»

— Молодцы! А теперь перейдем к самой любимой части занятия. Подключаем фантазию, воображение и т.д., ведь занятия сценической речью должны быть не только «сухой тренировкой» , а синтезом упражнений для широкого спектра развития творческой личности.

Развитие слухового внимания и памяти, внимания и воображения.

Прослушивание композиции П.И. Чайковского «Танец феи дражже»

  • прослушав песню, каждый из обучающихся, должен выразить одним словом эмоциональное ощущение от этого произведения (упражнение «снежный ком» на ассоциативный ряд),

  • после обсуждения сделать вывод — одинаково ли всеми воспринимаются произведения искусства. (напрашивается вывод о субъективности восприятия произведений искусства.)

Упражнение на внимание «Построение»

  • по первой букве своего имени ,

  • по росту,

  • по цвету волос.

Упражнения на импровизацию « Смешные походки»

  • одна походка,

  • две разнохарактерные походки «через точку»,

  • походки со звуками

Заключительная часть

— Прекрасно! Я надеюсь, все сегодня получили радость от нашего творческого трудового процесса ,ведь именно только так можно сформировать коллектив единомышленников, в идеале коллектив индивидуальностей, где будет царить творческая атмосфера, атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, взаимной ответственности за результаты коллективного труда.

Анализ работы. Подведение итогов занятия.

Обсуждение вместе с детьми интересных моментов, открытий, творческих впечатлений от упражнений .

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.– Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996

  2. Библер В.С. Мышление как творчество.– Москва: Политиздат, 1975

  3. Белюшкина И.Б, Витковская Ю.Н., Никитина А.Б. Театр, где играют дети. — Москва: Владос, 2001

  4. Бруссер А.М. Основы дикции. – Москва: Реглант, 2005

  5. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – Москва: Музгиз, 1962

  6. Выготский Л. С. Воображение и творческие способности в детском возрасте. — Москва: Просвещение, 1967

  7. Ганелин Е.Р. Школьный театр.- Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2002

  8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг — С-Пб: Планета музыки, 2007г.

  9. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – Москва: Горбунок, 1992

  10. Жабровец М.В. Тренинг воображения. – Тюмень: ТГИИК, 2002

  11. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, — Москва: Просвещение, 1974

  12. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг сб. Театр практические занятия. – Москва: ВЦХТ, 2001

  13. Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – Москва: ВТО, 1970

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here