Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья с. Ковалёвского Краснодарского края.
Осенний праздник
«День урожая»
для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
подготовил
учитель сельскохозяйственного труда
Чмулёв Юрий Васильевич
2013 год
Цель:
— расширить представления учащихся об осени как времени года и показать красоту и богатство природы осенью, формировать интерес к изучению овощей и их выращиванию, знакомить с применением и использованием овощей;
— способствовать развитию наблюдательности, внимания, воображения, памяти и быстрой реакции в процессе игры; развивать связную речь; устанавливать причинно-следственные зависимости;
— развитие эстетического вкуса у учащихся, воспитание любви к искусству.
Оборудование:
музыкальный центр, плакаты для оформления зала.
Оформление зала:
Зал оформлен в осенних мотивах.
В зале выставка из овощей, фруктов, цветов и поделок.
Экспонаты полевых культур, выращенных на УОУ.
Творческие работы учащихся.
Экспозиция «Советы бабушки Аграфены».
Ведущий 1:
Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычут в небе где-то,
В вышине над нами проплывая.
Ведущий 2:
В свой шатёр, волшебный и прекрасный
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.
1 ученик:
Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
2 ученик:
Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебрены, в золоте клёны.
Ковёр расстелила изо мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.
3 ученик:
Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, сливы.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.
Вместе:
Осень! Осень! В гости просим!
Под звуки осенней мелодии появляется Осень в нарядном платье с букетом осенних листьев, с венком из осенних листьев на голове и с корзинкой в руках.
Осень:
Хожу я по равнинам
Тихой светлой сказкой,
Расписываю рощи
Солнечною краской.
Ведущий 1: Здравствуй, Осень!
Ведущий 2: Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости после всех трудов.
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем!
Сегодня у нас ПРАЗДНИК ОСЕНИ, ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все ваши работы перед нами и вы их уже рассмотрели.
Дети вручают Осени композиции с плодами, овощами, осенними букетами. Осень оценивает осенние композиции и вручает призы победителям.
Осень:
Ребята! Я пришла к вам не одна, Угадайте, кто мои спутники?
Выходят мальчики. Каждый из них читает отрывок из стихотворения.
Первый:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Второй:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей…
Третий:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора…
Дети отвечают, что это осенние месяцы – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Сентябрь:
Я припас людям много подарков: и ягоды, и грибы, и овощи, да и лес разукрасил. Сколько в нём красок!
Октябрь:
У меня тоже найдётся, чем похвастаться! Урожай просто загляденье, а какие ковры в лесу из листьев! Жаль только, что скоро истекает мой срок.
Ноябрь:
Не грусти! Ровно через год ты опять будешь творить свои чудеса. А я должен подготовить всю природу к зиме. И не успеете оглянуться, как над лесами и полями закружатся первые снежинки – предвестники Царицы Зимы.
Осень:
А сейчас мы объявляем конкурс осенних пословиц. Месяцы, набирайте себе команды.
Конкурс «Собери пословицу»
Команды получают по 6 карточек, на каждой из которых – половина пословицы. Необходимо собрать три пословицы, соединив половинки.
Пословицы:
Сентябрь пахнет яблоками, // а октябрь капустой.
В сентябре лес реже // и птичий голос тише.
В сентябре и лист // на дереве не держится.
Сентябрь красное лето провожает, // осень золотую встречает.
Холоден сентябрь, // да сыт.
В сентябре днем погоже, // да по утрам негоже.
Посеешь жито наспех, // оно родит на смех.
Октябрь – капустник // пропах капустой.
Плачет октябрь холодными слезами.
Октябрь – ложка воды // ведро грязи.
В октябре с солнцем распрощайся, // ближе к печке подбирайся.
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, // а зиме – родной батюшка.
Ноябрь //ворота зимы.
В ноябре солнце сквозь слезы // и «белых мух» улыбается.
В ноябре мужик с телегой прощается, // в сани забирается.
Кто в ноябре не зябнет, // тот и в декабре не замерзнет.
Коли в ноябре небо заплачет, // то следом за дождем и зима придет.
Осень награждает команду – победителя.
Осень:
Ребята, когда я пришла в ваши края, у меня была большая свита. Но сейчас все разбрелись кто куда, по полям и огородам. Если вы отгадаете мои загадки, то вся моя свита соберётся здесь.
Конкурс загадок.
Наши овощи на грядке,
Иногда играют в прятки.
Кто там выставил бочок? —
Вкусный овощ …(кабачок)
Кто, покинув огород,
Возит сказочный народ?
Да, совсем привыкла,
Быть каретой … (тыква)
Кто на свете всех полезней?
Кто спасёт от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький, коварный – (лук)
Кто на грядке зеленеет,
И желтеет, и краснеет,
Он похож на светофор,
Это круглый – (помидор)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
В мире моды овощной,
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан,
Надевает – (баклажан)
В овощной коллекции —
Свежие тенденции:
Круглый кружевной фасон,
Представляет – (патиссон)
Запах разным может быть,
И, конечно, не сравнить
Запах, например, полыни —
С ароматом спелой – (дыни)
Для закуски, для салата,
С чесночком для аромата,
Для засолки, наконец,
Пригодится – (огурец)
Он в борще незаменим,
Кетчуп тоже дружит с ним,
Любим мы всем сердцем
Блюда с красным – (перцем)
Он зелёный, круглый, сладкий,
Им стреляют из рогатки,
Супчик из него не плох,
Знаешь, что это? – (горох)
Кто тут самый музыкальный?
У кого слух идеальный?
Ноты до-ре-ми-фа-соль,
Знает каждая — (фасоль)
Был ребёнок — не знал пелёнок,
Стал стариком — сто пелёнок на нём — (кочан капусты)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она —
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
Лежит между грядок
Зелен и сладок. (Огурец)
Лоскуток на лоскутке —
Зелёные заплатки,
Целый день на животе —
Нежится на грядке. (Капуста)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Красна девица,
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали. (Свёкла)
Желтый Антошка,
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит. (Подсолнух)
Щёки розовы, нос бел,
В темноте сижу весь день,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)
Огородная краля,
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет. (Морковь)
Красный, детки, но не мак.
В огороде — не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)
Это вовсе не игрушка —
Ароматная… (Петрушка)
Осень:
Молодцы ребята! Справились с этим заданием – знаете овощи, которые растут на наших огородах. А теперь представьте, что собрались все эти овощи и затеяли спор, кто из них важней. Вот что из этого вышло…
Осень:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, и белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор.
Кто из вас, из овощей, и важнее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Выскочил Горошек, ну и хвастунишка…
Горошек:
Я такой хорошенький, зелёненький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!
Осень:
От обиды покраснев, свёкла проворчала…
Свёкла:
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свёклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свёклы нету!
Капуста:
Ты уж, свёкла, помолчи!
Без меня на грядке пусто,
А зовут меня – капуста.
Из капусты варят щи.
А какие вкусные, пироги капустные!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огурчик
Всем понравится, конечно!
Редиска:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко – низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Осень:
Тут надулся помидор и промолвил строго…
Помидор:
Не болтай, морковка вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Осень:
Витаминов много в нём.
Мы охотно его пьём!
Лук:
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я – простой зелёный лук!
Картошка:
Я, картошка, так скромна,
Слово не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Я – картошка – объеденье!
Всем ребятам – идеал!
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал.
Осень:
Спор давно кончать пора!
Слышится стук в дверь.
Картошка:
Кто-то кажется, стучит…
Входит Айболит.
Овощи хором:
Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я!
О чём спорите, друзья?
Лук:
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех полезней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключенья –
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее?
Кто из вас нужнее?
Осень:
Овощи кроме питательной ценности имеют и лечебные свойства. Давайте послушаем, какие народные рецепты подготовили нам ребята.
Итак, на нашем празднике рубрика «Советы бабушки Аграфены»
Ученики зачитывают некоторые рецепты.
Осень:
Молодцы! А сейчас послушайте басню «Огород – наоборот». Её прочитает ученица 8 класса….
ОГОРОД — НАОБОРОТ
Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки,
Он принёс чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал,
И берёг от холодной погоды.
Но, когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
«Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!»
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел и моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник,
Мы корзину несли, и решить не могли,
Как же быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам,
Ну, и съели их просто сырыми.
Осень:
Я надеюсь, что среди вас, ребята, нет таких юннатов.
Осень:
Молодцы ребята! И снова конкурс.
Конкурс «Назови растение»
Осень достаёт из корзинки листочки и веточки различных растений. Ребята должны угадать, что это за растение.
Осень:
А теперь я объявляю следующий номер – это «Сказка про репку».
СКАЗКА ПРО РЕПКУ (автор Надежда Болтачёва)
Ведущий:
Дедка репку посадил…
Дедка репке говорил:
Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.
(Ложится недалеко от репки и засыпает.)
Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.
(Хватает репку и тянет.)
Ведущий:
Хвать, но репка возмутилась.
Морковка:
Экий дедка ты неловкий!
Я — не репка, я — морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я — отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.
Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я — не репка. Я — Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я — твой главный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!
Капуста:
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку не похожа
У нее одна одёжа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я — хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!
Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…
Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и в щах…
Я одна — источник цвета!
А свекольная котлета —
Это просто объеденье!
Сто процентов — похуденье.
Я — отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?
Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я — твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов — кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я — отличный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.
Осень: Какой замечательный праздник у нас сегодня получился! Спасибо вам, ребята! Сейчас мне пора, но пройдёт год – и мы снова встретимся. До новых встреч!
Используемая литература:
1.Классные часы. 5-7 классы. Методическое пособие. / О.А.Северина. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с. – (Школа).
2.Журнал «Биология в школе» №3,5 2000 год.
3.Журнал «Начальная школа» №8 2006, №9 2009 год.
4. Загадки: Татьяны Шатских, http ://www .kostyor .ru http://www.chudopredki.ru