ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГАТ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга
“Балтийский берег”
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
САНАТОРНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
Тема: Особенности организации и проведения родительского всеобуча в 1 классе ОСШИ
Воспитатель 1 категории
Домрачева Миннэгэль Ильдаровна
Санкт-Петербург
Особенности организации и проведения родительского всеобуча в 1 классе ОСШИ
Как известно в 1 класс в первый раз идут не только дети, но и их родители. Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Это период – один из этапов жизненного цикла семьи, связанного с моментом выхода ребенка во внешний мир.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации “Об образовании” первыми педагогами ребенка являются его родители. Конвенция о правах ребенка (ст.18), принятая Организацией Объединенных Наций, провозглашает: родители несут основную, общую и одинаковую ответственность (оба родителя) за воспитание и развитие ребенка, а государство оказывает им надлежащую помощь. Эти документы закрепляют права родителей на своих детей и повышают их ответственность за воспитание сына или дочери.
Как показала практика, без привлечения родителей к участию в образовательном процессе педагогическому коллективу трудно добиться серьезных успехов. Необходимо активное включение в образовательный процесс родителей школьников. Однако уверенности в том, что они достаточно подготовлены к этому участию, нет.
Решение столь ответственной проблемы ложится на плечи педагогов и воспитателей. Вот почему важнейшей задачей каждого педагогического коллектива по улучшению воспитания подрастающего поколения является организация массового педагогического всеобуча родителей. Необходимо объединять усилия школы и семьи, выработать единство требований к детям, повысить педагогическую культуру родителей.
Особенностью санаторной школы-интернат является то, что мы имеем высокий процент детей с проблемами в поведении , а это отражается в-первую очередь на учебе.
В школе необходимо иметь сведения о неблагополучных, трудных и неполных семьях, родителях, не занимающихся воспитанием детей и недостаточно уделяющих внимание воспитанию детей, находящихся под опекой и попечительством.
Все это позволит администрации школы и учителям осуществлять педагогическое просвещение родителей дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей влияния семьи на воспитание детей, наиболее эффективно вырабатывать совместно с родителями единый подход к воспитанию детей, а также оказывать необходимую помощь прежде всего тем семьям, которые нуждаются в индивидуальной и систематической педагогической помощи.
На первом этапе, когда родители приводят ребенка в первый раз, происходит ознакомительная беседа с родителями будущего первоклассника. В ходе общения выясняется, что в роли родителей зачастую выступают матери-одиночки, опекуны, одинокие папы, что свидетельствует о типе семьи и ее проблемах. При изучении личной документации, совместно с социальным педагогом, составляется социальный паспорт семей. В нашем классе , согласно социальному паспорту, 75%-это неполные семьи и лишь 25%-это дети из полных семей, при этом из 25% одна семья является неблагополучной из-за конфликтов внутри семьи. Одна семья состоит на учете в органах опеки и поставлена на внутри школьный контроль из-за злоупотребления матерью спиртными напитками. Инспектор периодически созванивается с нами, интересуется не пропускает ли ребенок без уважительной причины, занимаются родители воспитанием и обучением ребенка. На данный момент мама работает, ребенок пропускал занятия только по болезни, но особого интереса к воспитанию ребенка мама не проявляет.
На втором этапе проводится день открытых дверей, где родители могут познакомиться с традициями нашей школы, с программами, которые используются в нашей школе. Обычно в этот же день планируется проведение общешкольного собрания.
Родительское собрание – важная и наиболее трудная форма взаимодействия родителей учащихся и педагогов школы.
Результативность родительских собраний, занятий в системе педагогического всеобуча во многом зависит от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка собрания, занятия, от разнообразия форм и методов их проведения, от своевременного извещения родителей о дне и повестке собрания, теме занятия. В 2012г. В 1 классе были проведены родительские собрания со следующей тематикой:
Май 2012г. Знакомство с родителями будущих первоклассников. Был проведен родительский всеобуч «Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка старшего дошкольного возраста)
Сентябрь2012г. Организационное родительское собрание.
Цели: создать благоприятные условия для знакомства представителей родительской группы друг с другом; ознакомить родителей учащихся класса с условиями работы школы, режимом и расписанием, а также с целями и задачами общеобразовательного учреждения на предстоящий учебный год.
Задачи: провести социологический опрос родителей учащихся с целью первого знакомства; выбрать родительский комитет класса.
На этом собрании выступила психолог школы. Она рассказала о готовности детей к обучению в школе, кризисе 7 лет.
На этом собрании было проведено анкетирование родителей. Они написали свои пожелания и опасения по здоровью своих детей.
Решение данного родительского собрания было таковым:
Установить режим присутствия на классных родительских собраниях- 1 раз в четверть.
Утвердить состав родительского комитета.
Принять к сведению все рекомендации по адаптации первоклассников.
Ноябрь 2012г. Итоги по адаптации первоклассников. На этом родительском собрании обсудили совместно с родителями план подготовки к Новому году.
В ноябре была проведена общешкольная «Творческая мастерская родителей», посвященная маминому дню. От нашего класса достойно выступили две семьи, причем обе семьи полные, и одна из них неблагополучная, но присутствовали они в полном составе, как призналась потом одна мама, что именно такие совместные дела сближают родителей. Остальные родители не остались в стороне и участвовали в конкурсе рукоделия и кулинарного поединка. Творческие работы родителей были оригинальными и разнообразными.
Тематические индивидуальные консультации провожу по запросам самих родителей, либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательного решения.
Печалит то, что родители зачастую самоустраняются от воспитания ребенка, полностью переложив эту ответственность на специалистов школы. Как показала практика, в силу занятости родителей, низкого социального статуса семьи, территориальной удаленности нашей школы, основным методом воздействия на родителей остаются телефонные переговоры.
Для результативности работы с родителями я планирую продолжить встречи в «Творческой мастерской» и провести « Папа, мама и я — спортивная семья». В четвертой четверти провести итоговое родительское собрание «Ура! Я – второклассник». Цель: Результативность успешного преодоления трудностей кризиса 7 лет.
. Но остаются вопросы над которыми необходимо работать.
Активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности.
Разнообразить формы работы с родителями.
Совместно с медицинским персоналом продолжить пропаганду ЗОЖ.
Продолжить профилактическую работу с детьми, совместно со специалистами ОСШИ.