Семёнова Татьяна Павловна

К Г У Основная средняя школа №64

г.Караганда Казахстан

Учитель начальных классов

Взаимодействие учителя с родителями, как основной фактор повышения культуры знаний.

Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.

Доверие определяет настоящее человеческое отношение родителя и педагога, вызывая обоюдную потребность в общении – в этом один из секретов удач. Взаимоотношения родителей и школы измеряются в зависимости от возраста детей.

Работа педагогов с родителями младших школьников имеет свою специфику: это наиболее благодарная аудитория.

Чтобы добиться успехов в работе с детьми, необходима целенаправленная, систематическая, кропотливая работа каждого учителя с родителями.

В каждом классе должен быть не только коллектив учащихся, но и родителей.

Чтобы выявить интересы и возможности родителей, создается картотека. На первом родительском собрании в сентябре классный руководитель раздаёт родителям по две карточки.

В первой родители пишут на одной стороне:

Фамилию матери, имя и отчество__________________________

Где и кем работает______________________________________

Рабочий телефон________________________________________

Адрес работы___________________________________________

Домашний телефон______________________________________

Адрес_________________________________________________

На оборотной стороне карточки- данные об отце.

Вторая карточка заполняется только с одной стороны.

Пишется фамилия, имя и отчество, профессия, чем может помочь школе, классу:

  • Руководить кружком, клубом, спортсекцией, индивидуальное шефство, наставничество;

  • Организация экскурсий на предприятие, на природу, помощь в организации походов;

  • Руководство краеведческой работой;

  • Помощь в создании материальной базы кабинета, технического кружка, спортплощадки, игротеки, в создании классной библиотеки;

  • Организация встреч с интересными людьми, проведение уроков мужества, содействие работе школьных музеев;

  • Помощь в ремонте школы, телеоборудования, в организации трудового воспитания, дежурства по школе, самообслуживание и т. д.

Карточки раскладываются по видам помощи.

С первого дня работы с коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребёнку.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

  1. просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.

  2. формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

  3. диагностика(предварительная для кл.рук, оперативная для решения конфликтных ситуаций, итоговая.)

  4. коррекционная работа.

Наряду с традиционными формами работы с родителями существуют нетрадиционные.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся:

Консультация. Беседа. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, изучив результаты обучения учащегося, или по рекомендации учителей — предметников.

Беседу лучше проводить в целях предупреждения конфликтной ситуации, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьями.

Родительские чтения. Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы.

Родительские вечера. Их уместно проводить, когда педагог только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог школы. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительские тренинги. Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительские ринги. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирование родительского коллектива. Родительский ринг – готовиться в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки.

Также необходимо выделить этапы родительского собрания.

  1. этап. Организация родительского собрания- определяется повестка дня, приглашение всех участников.

  2. Этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

    • анализ учебных достижений учащихся класса

    • ознакомление родителей с состоянием социально- эмоционального климата в классе:

    • психолого-педагогическое просвещение

    • обсуждение организационных вопросов

    • личные беседы с родителями.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания. Важно выяснить отношение родителей к проведённому собранию, подготовить опросные листы для отметок и пожелания родителей; все это впоследствии станет предметом дальнейших размышлений.

Чтобы судить о человеке, по крайней мере, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, его волнений. Оноре де Бальзак.

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. Эбнер Эшенбах.

Педагогика должна стать наукой для всех- и для учителей, и для родителей. В.А. Сухомлинский.

Литература.

  1. Журнал «Завуч.» №3, 2006г

  2. Журнал «Завуч»№4,2004г

  3. Н.И. Дереклеева Новые родительские собрания. 1-4кл. м.,2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here