Семёнова Татьяна Павловна
К Г У Основная средняя школа №64
г.Караганда Казахстан
Учитель начальных классов
Взаимодействие учителя с родителями, как основной фактор повышения культуры знаний.
Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.
Доверие определяет настоящее человеческое отношение родителя и педагога, вызывая обоюдную потребность в общении – в этом один из секретов удач. Взаимоотношения родителей и школы измеряются в зависимости от возраста детей.
Работа педагогов с родителями младших школьников имеет свою специфику: это наиболее благодарная аудитория.
Чтобы добиться успехов в работе с детьми, необходима целенаправленная, систематическая, кропотливая работа каждого учителя с родителями.
В каждом классе должен быть не только коллектив учащихся, но и родителей.
Чтобы выявить интересы и возможности родителей, создается картотека. На первом родительском собрании в сентябре классный руководитель раздаёт родителям по две карточки.
В первой родители пишут на одной стороне:
Фамилию матери, имя и отчество__________________________
Где и кем работает______________________________________
Рабочий телефон________________________________________
Адрес работы___________________________________________
Домашний телефон______________________________________
Адрес_________________________________________________
На оборотной стороне карточки- данные об отце.
Вторая карточка заполняется только с одной стороны.
Пишется фамилия, имя и отчество, профессия, чем может помочь школе, классу:
-
Руководить кружком, клубом, спортсекцией, индивидуальное шефство, наставничество;
-
Организация экскурсий на предприятие, на природу, помощь в организации походов;
-
Руководство краеведческой работой;
-
Помощь в создании материальной базы кабинета, технического кружка, спортплощадки, игротеки, в создании классной библиотеки;
-
Организация встреч с интересными людьми, проведение уроков мужества, содействие работе школьных музеев;
-
Помощь в ремонте школы, телеоборудования, в организации трудового воспитания, дежурства по школе, самообслуживание и т. д.
Карточки раскладываются по видам помощи.
С первого дня работы с коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребёнку.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.
-
просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
-
формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
-
диагностика(предварительная для кл.рук, оперативная для решения конфликтных ситуаций, итоговая.)
-
коррекционная работа.
Наряду с традиционными формами работы с родителями существуют нетрадиционные.
К нетрадиционным формам работы с родителями относятся:
Консультация. Беседа. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, изучив результаты обучения учащегося, или по рекомендации учителей — предметников.
Беседу лучше проводить в целях предупреждения конфликтной ситуации, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьями.
Родительские чтения. Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы.
Родительские вечера. Их уместно проводить, когда педагог только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог школы. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Родительские тренинги. Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Родительские ринги. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирование родительского коллектива. Родительский ринг – готовиться в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки.
Также необходимо выделить этапы родительского собрания.
-
этап. Организация родительского собрания- определяется повестка дня, приглашение всех участников.
-
Этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
-
анализ учебных достижений учащихся класса
-
ознакомление родителей с состоянием социально- эмоционального климата в классе:
-
психолого-педагогическое просвещение
-
обсуждение организационных вопросов
-
личные беседы с родителями.
-
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания. Важно выяснить отношение родителей к проведённому собранию, подготовить опросные листы для отметок и пожелания родителей; все это впоследствии станет предметом дальнейших размышлений.
Чтобы судить о человеке, по крайней мере, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, его волнений. Оноре де Бальзак.
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. Эбнер Эшенбах.
Педагогика должна стать наукой для всех- и для учителей, и для родителей. В.А. Сухомлинский.
Литература.
-
Журнал «Завуч.» №3, 2006г
-
Журнал «Завуч»№4,2004г
-
Н.И. Дереклеева Новые родительские собрания. 1-4кл. м.,2007.