РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г.Шахты Ростовской области
346518 Россия, г.Шахты Ростовской области,улДачная,202-а,тел/факс28-04-68, e-mail:
(конкурс социальных проектов
«Оформление школьного двора»)
Авторы проекта:
Учащиеся 7 класса
руководитель проекта:
учитель математики
Пономарева Т.Г.
Шахты 2013
Описание проблемы,
на решение которой направлен проект
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1млн. 200 тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Практически каждое дорожно- транспортное происшествие происходит по вине пешеходов.
Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения (ПДД).
Поэтому решение данной проблемы должно волновать не только органы ГИБДД, но и всех: родителей, детей, педагогов.
Микрорайон нашей школы находится вдалеке от культурных центров, поэтому одной из задач проекта является сооружение детского дорожно-транспортной площадки.
Кроме того, в данном микрорайоне проживает 339 семей, требующих особой заботы государства. Это неполные семьи, многодетные; семьи с детьми инвалидами; семьи, где родители официально безработные; семьи, где родители пьют; а также малообеспеченные семьи.
Поэтому о воспитании в таких семьях законопослушного ребёнка, которому с детства привиты все навыки культурного поведения в социуме, в том числе и на дороге, а тем более о дворовых площадках и говорить не приходится.
И при условии размещения на территории школы детского автогородка или хотя бы детской площадки для изучения ПДД и свободный доступ для занятий на этой площадке будут иметь все дети, притом бесплатно.
Автогородок – это новое качество услуг, направленное на расширение их перечня и вовлечение большего количества детей, которые не будут чувствовать себя ущербными, т.к. для них создаётся благоприятная среда воспитания, будет вестись индивидуальная работа, обеспечивающая доступ к новым социальным услугам.
Имея хорошую теоретическую подготовку, отлично владея умениями в оказании первой медицинской помощи, зная основы безопасности жизнедеятельности, велотрасса и вождение велосипеда в автогородке остаются самыми сложными конкурсами для учащихся не только нашей школы, но и для учащихся других общеобразовательных школ. Ликвидировать этот пробел можно лишь посредством систематических занятий в автогродке или транспортной площадке, дорожные условия которых приближены к реальным. Практика вождения позволит ребятам научиться правильно оценивать различные дорожные ситуации исходя из полученного в автогородке простейшего водительского опыта.
В период летнего оздоровительного сезона в автогородке будет действовать профильный отряд из числа юных инспекторов дорожного движения школы, куда входят и подростки, находящиеся в конфликте с законом и других трудных жизненных ситуациях.
По результатам социологического опроса, основными причинами в непредвиденных дорожно-транспортных происшествиях в микрорайоне школы №15, от которых могут пострадать дети, могут стать:
1.Неумение школьников применять теоретические знания в практических действиях на дороге.
2.Низкая транспортная дисциплина водителей и низкая культура поведения на дорогах самих родителей.
3. Неудовлетворительное состояние дорог.
На основании этого была сформулирована проблема, решение которой реально в социальном пространстве микрорайона посёлка.
Изучив данную проблему, мы обращаемся с инициативой создания собственного варианта решения данной проблемы, который и заключается в сооружении детского атвогородка на территории школы.
Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования у детей и подростков-участников дорожного движения, активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах.
Задачи:
-
Разместить на базе МБОУ СОШ №15 детский автогородок для практического обучения детей и подростков основам дорожной безопасности.
-
Оборудовать в начальной школе «Город безопасности» для проведения практических занятий с малышами в осеннее и зимнее время года.
-
Привлечь к проблеме увеличения ДТП с участием детей и подростков властные структуры района, родителей, СМИ, другие отряды юных инспекторов дорожного движения города Шахты.
-
Наладить тесное сотрудничество с дошкольными учреждениями посёлка и летними оздоровительными лагерями района.
-
Привлечь внимание ГИБДД ГУВД г. Шахты к деятельности отрядов ЮИД по оказанию информационно-технической и региональной поддержки в реализации аналогичных проектов.
География проекта
Реализация проекта осуществляется на базе МБОУ СОШ №15. В летний период реализация проекта осуществляется членами профильного отряда «ДПС».
Мероприятия и организационный план проекта
№
| Дата | Основное содержание этапа | Ответственный |
| |||
1. | Сентябрь, октябрь 2012 года
Ноябрь-декабрь 2012 года
Январь-февраль 2013 года | -Выявление проблемы; -Социологический опрос; Составление перечня необходимого оборудования для автогородка;
-Составление сметы расходов на реализацию проекта; -Определение фасона специализированной формы для членов отряда ЮИД и снятие мерок; -Составление компьтерного дизайна на форму; -Переговоры с исполнителем заказа на пошив формы; -Подбор материала для формы.
-Поиск исполнителей заказа на учебное оборудование для автогородка.
| Члены отряда ЮИД
директор, члены отряда
Бухгалтер
Члены отряда ЮИД
Пономарева Т.Г.
Пономарева Т.Г., члены отряда ЮИД Исполнители проекта |
| |||
| Март-май 2013 года
Июнь 2013
Июль-2013
Август — 2013
| -Пошив специализированной формы для членов отряда ЮИД;
-Совместные мероприятия с родителями по реализации проекта -Приобретение учебного оборудования для автогородка, установка его в автогородке.
-Проведение практических занятий в автогородке с учащимися школы. Работа профильного отряда «ДПС».
Составление финансового отчёта. Оформление благодарственных писем спонсорам и союзникам. | Исполнитель (швея)
Члены отряда ЮИД, Пономарева Т.Г.
Члены отряда ЮИД, Пономарева Т.Г.
Участники проекта, члены отряда ЮИД
|
Описание проекта
Необходимость создания данного проекта продиктована самой жизнью.
Проблема увеличения дорожно-транспортных происшествий с участием детей в последнее время вызывает особую тревогу, как в нашем районе, так и в стране в целом.
Только за прошедший 2012 год количество ДТП в Ростовской области с участием детей и подростков составило 583 случая, 17 из них – со смертельным исходом.
Ухудшились эти показатели и в нашем городе Шахты.
Поэтому решение данной проблемы должно волновать не только органы ГИБДД, но и всех: родителей, детей, педагогов.
Совершая рейды на дорогах, члены отряда ЮИД «ДПС», видят явные нарушения со стороны водителей: не замечая знака, который располагался у школы, они мчатся со скоростью около 100 км в час.
Объезжая ямы, водитель выезжает на ту часть дороги, которая предназначена для пешеходов, нарушая все правила.
В школе ведутся уроки ОБЖ, но, к большому сожалению, в базисном учебном плане отведено очень малое количество часов на уроки ПДД. И ведутся они только с 8 класса. И освоив теоретические знания, учащиеся среднего звена не умеют применять их в практических действиях на дороге. А малыши тем более.
Поэтому работа в данном направлении ведётся во внеурочное время (после уроков, в выходные дни и в каникулярное время).
В социологическом опросе: «Какие причины, на ваш взгляд, являются основными в непредвиденных дорожно-транспортных происшествиях в микрорайоне МБОУ СОШ №15, от которых могут пострадать дети, который провели члены отряда ЮИД, приняло участие:
-учащихся – 215 чел.
-педагогов- 19 чел.
-родителей — 215 чел.
-водителей – 72 чел.
И было выявлено, что основными причинами в непредвиденных дорожно-транспортных происшествиях в микрорайоне школы, от которых могут пострадать дети, могут стать:
1.Неумение школьников применять теоретические знания в практических действиях на дороге.
2.Низкая транспортная дисциплина водителей и низкая культура поведения на дорогах самих родителей.
3. Неудовлетворительное состояние дорог.
На основании этого была сформулирована проблема, решение которой реально в социальном пространстве микрорайона посёлка.
Изучив данную проблему в микрорайоне школы, мы обращаемся к вам с инициативой создания собственного варианта решения данной проблемы. А собственный вариант решения проблемы заключался в сооружении детского автогородка на территории школы и проведения там практических занятий по БДД.
В условиях формирования рыночных отношений и сопутствующих этому процессу социальных последствий: снижение финансирования социальной сферы, рост цен на услуги оздоровления и отдыха, трансформация духовных и нравственных ориентиров, рост подростковой преступности – важное значение приобретают задачи социальной защиты ребёнка, обеспечения его прав на отдых, оздоровление и занятость в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.
Социальное неблагополучие семей, высокий уровень безработицы, повлияли на количественные и качественные
показатели социального паспорта школы.
По данным статистики 26 семей нашего микрорайона состоят на учёте, как социально-опасные, в них проживает 46 детей.
Дети, проживающие в этих семьях, эти дети, находящиеся в конфликте с
законом и других трудных жизненных ситуациях, из них состоят на учёте в ПДН – 4 учащихся.
Кроме того, в данном микрорайоне проживает 98 семей, требующих особой заботы государства. Это неполные семьи, многодетные; семьи, с детьми – инвалидами; опекунские семьи; семьи, где родители, либо один из них, инвалиды; семьи, где родители пьют; семьи, где родители официально безработные; а также малообеспеченные семьи.
О чём говорит статистика:
Всего учащихся в школе
Социально-опасные семьи | В них проживает детей | Состоят на учёте в КДН и ПДН | На внутри- школьном учёте | В «группе риска» | Семьи, требующие особой заботы государства | |
|
|
| 4 |
|
| 98 |
(Таблица №1)
Поэтому о воспитании в таких семьях законопослушного ребёнка, которому привиты все навыки культурного поведения в социуме, в том числе и на дороге, а тем более о дворовых площадках и говорить не приходится.
И при условии размещения детского автогородка на территории школы свободный доступ для занятий в этом автогородке будут иметь все дети, притом бесплатно.
Серьёзную озабоченность вызывает постоянно возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в летнее время.
Рассмотрим динамику дорожно-транспортных происшествий с участием детей в общеобразовательных учреждениях г. Шахты за последние три года в целом за год и за летний период времени.
Годы
Количество случаев ДТП за год | Количество случаев ДТП в летний период | |
2010 | 11 | 6 |
2011 | 16 | 10 |
2012 | 12 | 7 |
(Таблица №2)
Как видно из таблицы, большее количество (56,5%) дорожно-
транспортных происшествий в г. Шахты произошли в летний период. Поэтому появилась острая необходимость создания профильного отряда.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей и подростков — участников дорожного движения, активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах.
Задачи:
1.Разместить на базе МБОУ СОШ №15 детской площадки для практического обучения детей и подростков основам дорожной безопасности.
2.Привлечь к проблеме увеличения ДТП с участием детей и подростков
родителей.
3.Наладить тесное сотрудничество с дошкольными учреждениями посёлка и летними оздоровительными лагерями по профилактике детского дорожного травматизма.
5.Привлечь внимание ОГИБДД ГУВД г. Шахты к деятельности отрядов ЮИД по решению данной проблемы.
Ожидаемый результат:
1.Реализация идеи проекта «Дорога и дети» приведёт не только к снижению детского травматизма на дорогах. Она объединит взрослых и детей разных возрастов единой целью – обеспечение безопасности на дорогах, поможет выработать грамотное управление этой деятельностью.
Проект «Дорога и дети» предполагает решение очень актуальной на сегодняшний день проблемы, которая существует как в нашей стране, так и в наше городе – увеличение ДТП с участием детей и подростков.
При разработке данного проекта и составлении сметы расходов на реализацию проекта использован исследовательский материал, взятый с о страниц Всероссийской газеты «Добрая Дорога Детства», где в некоторых регионах России имеются аналогичные автогородки.
Для достижения поставленных на первом этапе задач участниками проектной группы проведены акции «Нет жертвам на дороге!» и «Пешеход на переход!».
Кроме того, результатом первого этапа проекта является выполнение всех намеченных задач на данном этапе.
На втором этапе проекта в марте месяце 2013 года мы планируем принять участие в конкурсе социальных проектов. Члены отряда ЮИД через Всероссийскую газету «Добрая Дорога Детства» нашли координаты производственного объединения «Зарница» (адрес, телефон и сайт), где можно приобрести учебное оборудование для технического оснащения автогородка.
Планируется увеличение количества практических мероприятий, пропаганда ПДД, расширение внешних связей (с родителями), вовлечение в реализацию проекта летнего профильного отряда детей разного возраста и принадлежащих к различной категории семей, позволит уменьшить число безнадзорных в летнее время, привлечь их к пропаганде безопасности на дорогах, здорового образа жизни, а также пропаганде деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения.
На третьем этапе проекта «Дорога и дети» (2013 год) при успешном завершении второго этапа кроме пропагандистской деятельности по БДД планируется завершение сооружения атогородка и привлечение к практическим занятиям большего количества детей.
В перспективе — сооружение опорной площадки для проведения практических занятий по ПДД для мальчишек и девчонок микрорайона.
География проекта
Проект используется:
-
Для проведения уроков ПДД;
-
Для обучения практическим навыкам поведения на дороге;
-
Для подготовки к соревнованиям по «Безопасному колесу»;
-
Для отрядов ЮИД;
-
Для жителей микрорайона и учащихся школы.
Внешний механизм реализации проекта
Отдел образования
Родители
ГИБДД
МОУ ЦРБ Тальменского района
№
Дата | Основное содержание этапа | Ответственный |
| |||
1. | Сентябрь, октябрь 2012 года
Ноябрь-декабрь 2012 года
Январь-февраль 2013 года | -Выявление проблемы; -Социологический опрос»; Составление перечня необходимого оборудования для автогородка;
-Составление сметы расходов на реализацию проекта; -Определение фасона специализированной формы для членов отряда ЮИД и снятие мерок; -Составление компьтерного дизайна на форму; -Переговоры с исполнителем заказа на пошив формы; -Подбор материала для формы.
-Поиск исполнителей заказа на учебное оборудование для автогородка.
| Члены отряда ЮИД
директор, члены отряда
Бухгалтер
Члены отряда ЮИД
Пономарева Т.Г.
Пономарева Т.Г., члены отряда ЮИД Исполнители проекта |
| ||
| Март-май 2013 года
Июнь 2013
Июль-2013
Август — 2013
| -Пошив специализированной формы для членов отряда ЮИД;
-Совместные мероприятия с родителями по реализации проекта -Приобретение учебного оборудования для автогородка, установка его в автогородке.
-Проведение практических занятий в автогородке с учащимися школы. Работа профильного отряда «ДПС».
Составление финансового отчёта. Оформление благодарственных писем спонсорам и союзникам. | Исполнитель (швея)
Члены отряда ЮИД, Пономарева Т.Г.
Члены отряда ЮИД, Пономарева Т.Г.
Участники проекта, члены отряда ЮИД
|
Механизм реализации проекта в летний период
Механизм реализации проекта осуществляется в три периода (подготовительный, основной, заключительный).
Подготовительный период
-
Решение вопроса оказания финансовой поддержки для реализации проекта по техническому оснащению атогородка;
-
Оформление заявки на приобретение учебного оборудования для технического оснащения детского автогородка;
-
Заключение договора на изготовление информационных стендов для автогородка.
-
Заключение трудового соглашения с подрядчиком на пошив специализированной формы для членов отряда ЮИД.
Основной период осуществляется во время пребывания детей в летнем пришкольном лагере:
а) через запланированную деятельность по пропаганде ПДД и профилактику ДДТП (по плану работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во время профильной смены отряда ЮИД «ДПС» в летнем оздоровительном лагере);
б) через запланированную деятельность профильного отряда по выполнению социального заказа отдела образования;
б) по составленному на подготовительном этапе плану реализации социального проекта «Дорога и дети» с учётом составленной сметы
расходования финансовых средств.
Заключительный период:
-
Подведение итогов реализации проекта.
-
Освещение второго этапа реализации социального проекта «Дорога и дети» и деятельности отряда в летний период деятельности профильного отряда на сайте школы.
-
Вручение благодарственных писем спонсорам и союзникам проекта.
-
Презентация проекта с приглашением родителей, спонсоров и союзников проекта;
-
Финансовый отчёт по реализации проекта.
Реализация проекта достигается в результате:
— целевого использования финансовых средств, выделенных на реализацию проекта;
-количества снижения детского дорожного травматизма на дорогах микрорайона школы и района в целом;
— обеспечения занятости детей и подростков микрорайона в летнее время том числе несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и других трудных жизненных ситуациях;
— предоставления социальных услуг различным категориям детей и семей (многодетным, малообеспеченным и др.).
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА на перовом этапе реализации
№пп
Статья расходов | Кол-во | Цена | Сумма | |
1. | Краска белая | 36 кг. (18 банок) |
240 р |
4320 р |
2. | Краска черная | 2 кг. | 260 р. | 260 р. |
3. | Краска красная | 6 кг. | 260 р. | 780 р. |
4. | Краска желтая | 2 кг. | 260 р. | 260 р. |
5. | Знак дорожный круглый | 2 шт. | 608 | 1216 |
6. | Знак дорожный треугольный | 2 шт. | 440 | 880 |
7. | Знак информационный | 2 шт. | 460 | 920 |
| ИТОГО: |
|
| 5620 р. 8636 р. |
ПРИМЕЧАНИЕ:
Дополнительная смета расходов для реализации
проекта «Дорога и дети» (2013 год)
№ пп
Наименование статьи затрат | Стоимость (руб.) | Кол-во штук) | Всего (руб.) | примечание | ||
1. | Действующий светофор | 1,5 тыс. руб. | 1 | 1,5 тыс. руб. |
| |
2. | Комплект дорожных знаков | 3 тыс. руб. | 2 | 6 тыс. руб. |
| |
3. | Переносной «лежачий полицейский» | 2 тыс. руб | 1 | 2 тыс. руб |
| |
4. | Велосипеды | 5 тыс. руб. | 2 | 10 тыс. руб. |
| |
5. | Дорожные разметки |
|
| 4320 тыс. руб. | Согласно разработанной схеме | |
6. | Пошив специализированной формы для членов отряда ЮИД: -жилетки для проведения рейдов на дорогах: -парадная форма для выступления на конкурсах. | на втором этапе проекта 200 руб.
400 руб. |
10
10 |
.
2000 руб.
4000 руб. |
| |
|
|
|
| ИТОГО | 25500 р. |
Механизм оценки результативности проекта
Эффективность проекта будет оцениваться по снижению детского дорожного травматизма на дорогах микрорайона, по срезу знаний ПДД, как для пешеходов, так и для велосипедистов, по результатам участия в конкурсах, а также отзыва ОГИБДД о деятельности отряда ЮИД школы и по результатам отзыва общественности.
Процедура оценки будет проходить в ходе заслушивания промежуточных и конечных результатов проекта на планёрных совещаниях на заседаниях «круглых столов» отрядов ЮИД.
Оценивать проект будут сами участники проекта и его исполнители, а также органы ГИБДД.
Возможные риски и факторы,
мешающие в решении данной проблемы
Единственный риск, которого опасаются участники проекта – это плохое финансирование проекта. Автогородок – это площадка, которая учит детей с раннего возраста правилам на дороге. Автогородок – это импровизация дороги, где установлены дорожные знаки, светофоры, существует дорожная разметка, тротуары, некоторые социальные объекты, штрафлощадка пешеходные переходы, миниавтомобили с настоящим пультом управления и многое другое. В атогородках можно кататься либо на велосипеде, либо на веломобиле, либо на роликовых коньках, чему нельзя научиться на дороге, на которой хозяевами являются, к сожалению, только водители, а они бывают разные. Где же ещё, как не в автогородке, можно учиться правилам безопасности? А для создания такого, приближенного к настоящему, автогородка, как в других регионах страны, нужны деньги.
Эффективность проекта в долгосрочной перспективе.
-
Укрепление связей с дошкольными и школьными образовательными учреждениями.
-
Предоставление социальных услуг различным категориям детей и семей, находящихся в различных трудных жизненных ситуациях.
Многие дети микрорайона школы в основном из многодетных и малообеспеченных семей, которые не имеют даже велосипедов, а о дворовых площадках и говорить не приходится, Микрорайон школы находится вдалеке от культурных центров города, поэтому в перспективе, при наличии в автогородке технического оснащения, достаточного количества велосипедов здесь могут заниматься во внеурочное время не только учащиеся школы, но и воспитанники дошкольных учреждений.
Кроме того, значительно повысится качество подготовки детей к мероприятиям высокого уровня по ПДД, а главное, уменьшится количество ДТП с участием детей и подростков.
В летнее время в рамках проекта профильного отряда, проводимые на высоком уровне мероприятия, будут притягивать детей и подростков автогородку, таким образом, можно достичь уменьшения количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков в летний период.
В дальнейшем планируется продолжить работу по техническому оснащению детского автогородка.
Данная проблема была и будет актуальной всегда. Поэтому у нашего проекта есть будущее. И чем больше в стране будет таких инновационных проектов, тем меньше будет детей погибать на дорогах.
Рекомендации к оформлению и эксплуатации школьной транспортной площадки по изучению ПДД.
Транспортная площадка (автоплощадка) состоит из следующих элементов:
— асфальтированная площадка (с разметкой проезжей части);
— технические средства регулирования (светофоры, дорожные знаки), которые могут быть изготовлены силами самих ребят на уроках труда;
— транспорт (велосипеды, самокаты);
— учебные пособия для проведения игр и занятий (жезлы, формы юных инспекторов движения и т. д.);
— стационарные или переносные витрины (щиты) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий;
Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07–0,1м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой — 1–1,2 м).
Схема простейшей транспортной площадки для занятий по Правилам дорожного движения с младшими школьниками.
Размер площадки:
длина — 30-100 м; ширина — 10-25 м.
При оформлении площадки необходимо иметь следующие дорожные знаки и элементы дорожной разметки:
1. Тротуар;
2. Линия, указывающая разрешенные направления движения;
3. Пешеходный переход;
4. Линия разметки, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях;
5. Перекресток;
6. Линия, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в одном направлении;
7. Стоп-линия;
8. Знак «Пешеходный переход»;
9. Знак «Главная дорога»;
10. Велосипедная дорожка;
11. Газон, городская застройка;
12. Знак «Уступите дорогу»;
13. знак «Круговое движение»;
14. Светофор;
15. Знак «Движение прямо и направо»;
16. Знак «Велосипедная дорожка»;
Если позволяют возможности школы, желательно иметь на школьной транспортной площадке электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров.
Информационное обеспечение проекта:
1.Амелина В.Е, Фастова О.Л., Кашлева С.В. Внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения». М.: Глобус , 2008. -304 с. –(Классное руководство).
2.Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования».- М.:.Изд. дом «Новый учебник», 2003 – 48 с.
3.Бедарева О.В. Основные правила оформления документов профильной смены. Барнаул, 2006
4.Бедарева О.В. Пособие по организации профильной смены. Барнаул, 2006.
5..Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД по внеклассной работе/ Е.А.Воронова. Изд.2-е.- Ростов нД:Феникс, 2006.-256 с.- (Сердце отдаю детям).
6.Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования».- М.: Изд.дом «новый учебник», 2003.-160 с.
7.Дети и дорога: методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. Ч.П. –М.1994.
8. «Добрая Дорога Детства», 2008-2009 г.г.
9..Лето открытий. «Авторские программы отрядной деятельности: конкурсы, фестивали, военно-спортивные игры, проекты и другие мероприятия»/ авт.-сост. Н.В. Сачкова, В.А. Ивличева.- Волгоград: Учитель, 2007.-156 с.
10.Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: элективный курс «Мы и дорога»/ авт. – сост. О.В.Пахнутова.- Волгоград: Учитель, 2008. -319 с.: ил.
11.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями авт.- сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова.- 2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель, 2008.-222 с.
12. Фролов М.П. Безопасность на улицах и дорогах: учебное пособие для 5-11 классов/ М.П.Фролов, В.Ф.Спиридонов.-Тула: «Тульский полиграфист», 2000.- 48 с.
13.Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днём. День приятных сюрпризов/ Н.А.Шаульская.- Астрель,2007.