Муниципальное общеобразовательное учреждение

Информационно – технологический лицей № 24

Г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)

Программа элективного курса

по информационным технологиям:

«Чертим на компьютере»

7-9 класс

подготовили:

учитель информатики и ИКТ

зам. директора по НМР

Жилина Людмила Васильевна

учитель информатики и ИКТ

Чистякова Римма Нагимджановна

учитель черчения

Обабкова Вера Юрьевна

г. Нерюнгри

2010

Пояснительная записка

Использование новых информационных технологий открывает большие возможности для повышения качества обучения учащихся черчению на компьютере: облегчает восприятие и углубляет осмысление изучаемого материала, активизирует самостоятельную работу, включая решение творческих задач с элементом конструирования, способствует развитию культуры труда при выполнении графической документации, помогает развитию образного, логического, пространственного мышления учащихся, их творческих способностей. Расширение графической подготовки учащихся, безусловно, поможет им лучше интегрироваться в систему высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить программу обучения в высших учебных заведениях, повысить творческий потенциал конструкторских решений. Значительный  интерес представляет использование в этих целях программы Autocad.

Основной задачей курса является знакомство учащихся с практическим черчением и построением чертежей в компьютерной среде Autocad. Курс связывает два предмета: «Черчение» и «Информационные технологии».

Программа рассчитана на учащихся 7 — 9 классов.

Курс 7 класса – пропедевтический. В 7 классе обучащиеся знакомятся с интерфейсом и некоторыми инструментами программы Autocad, не изучая предмет черчение. На изучение информационных технологий в 7 классе отводится 17 часов.

В 8, 9 классах параллельно с программой Autocad изучается черчение. Предполагаемый объем учебного времени – 1 час в неделю по информационным технологиям и 1 час по черчению. Программа рассчитана  на 34 часа в каждой параллели по черчению и информационным технологиям.

 

Цели и  задачи курса

  • Формировать у обучающихся интерес к графической культуре с помощью компьютерной среды;

  • Научить навыкам работы с меню и графическими примитивами среды;

  • Формировать знания и возможности компьютерной среды построения чертежей и способы графических элементов данной среде;

  • Формировать знания об основах прямоугольного проецирования;

  • Научить читать и выполнять чертежи различной сложности, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

  • Развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания их пространственных образов по проекционным изображениям словесному описанию и прочее;

  • Формировать умения и навыки выполнения вспомогательных построений, копирования отдельных частей чертежа, редактирование изображения;

  • Научить строить виды деталей и их изометрию, как чертеж в компьютерной среде.

Программа Информационные технологии

7 класс (17 час.)

 

1.  Введение (2 ч). Основные понятия компьютерной среды Autocad. Шаблоны, панели инструментов, вызов инструментов Autocad.

 

2.  Построение точных чертежей (5 ч). Метод абсолютных координат. Метод относительных координат. Метод направление – расстояние.

 

3.  Инструменты рисования в 2М пространстве (5 ч) Инструменты рисования: отрезок, круг, дуга, полилиния, многоугольник,  прямоугольник, эллипс, точка.

 

4.  Инструменты редактирования (5 ч). Инструменты: копирование, зеркало, масштаб, подобие, увеличить, перенести, повернуть, удлинить.

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

 

Учащиеся должны знать:

  • Основные возможности компьютерной среды;

  • Принципы работы с шаблонами;

  • Систему координат;

  • Методы построения точных чертежей;

  • Инструменты и правила черчения в двумерном пространстве компьютерной среды;

  • Основные инструменты редактирования.

Учащиеся должны уметь: 

  • Работать  с меню и графическими примитивами среды;

  • Строить  чертежи разными методами;

  • Выполнять построения  не сложных чертежей основными инструментами рисования;

  • Копировать  отдельные части чертежа;

  • Редактировать изображения.

Программа черчение (34 ч) и информационные технологии (34 ч)

8 класс

1.  Введение (2 ч)

Черчение: Основные понятия черчения: расположения чертежного листа, рамка, основная надпись.

Информационные технологии: Основные понятия компьютерной среды Autocad. Шаблоны, панели инструментов, вызов инструментов Autocad.

 

2.  Основные понятия выполнения чертежей (6 ч)

Черчение: Типы линий, шрифты, заполнение основной надписи, геометрические построения, сопряжение.

 

Информационные технологии: Выполнение различных типов линий, текста, шрифты, проверка текста,  инструмент сопряжение.

 

3.  Прямоугольное проецирование детали. Основные виды изображения предметов (6 ч)

Черчение: Прямоугольное проецирование. Вид спереди, сбоку, сверху. Размещение видов на чертеже. Виды размеров и их расстояние. Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличие эскиза от чертежа.

Информационные технологии: Фаска. Размерные стили. Методы нанесения размеров на рисунок. Линейные допуски. Размеры и свойства.

 

4.  Аксонометрические проекции (8 ч)

Черчение: Изометрия как вид аксонометрической проекции. Правило получения изометрического изображения деталей. Построение овалов изометрии.

Информационные технологии: Черчение в изометрии. Плоскости изометрии. Прямоугольная проекция. Размещение рисунка на листе.

 

5.  Построение видов прямоугольного проецирования и изометрии детали (8 ч)

Черчение: Построение вида спереди и сверху заданной детали. Выполнение по полученному чертежу изометрии этой детали.

Информационные технологии: Построение вида спереди и сверху заданной детали в среде Autocad. Выполнение по полученному чертежу изометрии этой детали.

 

6.  Творческая работа (4 ч). Защита проекта.

 

Перечень знаний и умений,  формируемых у учащихся 8 класса

 

Учащиеся должны знать:

по черчению:

  • Приемы работы с чертежными инструментами;

  • Простейшие геометрические построения;

  • Приемы построения сопряжений;

  • Основные сведения о шрифте;

  • Правила выполнения чертежей;

  • Основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекции;

  • Принципы построения наглядных изображений.

по информационным технологиям:

  • Возможности компьютерной среды;

  • Правила построения чертежей;

  • Способы  построения графических элементов в программе Autocad;

  • Основные правила построения сопряжений, фаски;

  • Плоскости изометрии и правила перехода между ними;

  • Методы нанесения размеров на чертеж.

Учащиеся должны уметь:

по черчению:

  • Анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению,  натуре и простейшим разверткам;

  • Осуществлять преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • Читать и выполнять виды на комплексных чертежах отдельных предметов;

  • Анализировать графический состав изображений;

  • Выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже отдельного предмета;

  • Читать и выполнять наглядные изображения предметов: аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

  • Проводить самоконтроль правильности и качества выполнения графических работ;

  • Приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

по информационным технологиям:

  • Работать  с меню и графическими примитивами среды;

  • Строить чертежи разными методами;

  • Выполнять вспомогательные построения отдельных частей чертежа;

  • Редактировать изображения в программе Autocad;

  • Строить виды деталей и их изометрию, как чертеж в компьютерной среде;

  • Наносить размеры на чертеже;

  • Изменять стиль линий и стрелок.

Программа черчение (34 ч) и информационные технологии (34 ч)

9 класс

Повторение (1 ч)

Черчение: Обобщение сведений о техническом рисунке и комплексных чертежах.

Информационные технологии: Повторение правил работы построения чертежей в компьютерной среде.

 

1.  Пересечение простейших геометрических образов. Сечения. (4 ч)

Черчение: Построение линии пересечения плоскости с поверхностью призмы, пирамиды, конуса, шара, тела вращения общего вида. Построение линии пересечения поверхностей, проецирующего цилиндра и простейшего геометрического тела (призма, цилиндр, шар, тело вращения). Чертежи композиций простейших геометрических форм. Сечения. Определение, назначение и образование. Типы сечений. Правила их выполнения. Графические обозначения материалов в сечениях. Моделирование формы по сечениям.

Информационные технологии: Сечения. Штриховка. Штриховка незамкнутых контуров. Инструменты панели тела – конус, цилиндр, призма, шар, клин. Штриховка в сечениях.

 

2.  Разрезы (7 ч)

Черчение:  Образование разрезов. Определения. Назначение. Почему разрезы используют конструкторы, художники-дизайнеры, археологи, врачи, учителя, биологи и другие специалисты. Классификация разрезов. Расположение и обозначения разрезов. Соединение вида с разрезом. Разрезы в аксонометрических проекциях.

Информационные технологии:  Разрезы. Штриховка в разрезах. Расположения и обозначения разрезов в компьютерной среде. Способы вставки рисунков. Инструмент Пблок. Инструмент. Создать блок.

 

3.  Расширение сведений об изображениях (2 ч)

Черчение: Виды местные и их назначения. Виды дополнительные и их назначения. Условности и упрощения на чертежах. Моделирование предмета по его разрезам и видам.

Информационные технологии: Выноски. Размеры и свойства. Нанесение размеров из командной строки. Применение условностей и упрощений в компьютерной среде.

 

4.  Чертежи типовых деталей и соединений (5 ч)

Черчение: Традиционные и новейшие виды соединений деталей.  Резьба. Изображения и обозначения. Замер резьбы. Чертежи деталей резьбовых соединений – болт, винт, шпилька, гайка и шайба. Соединение болтом, шпилькой, винтом. Шпоночное соединение. Условности изображений и обозначения швов неразъемных соединений (сварных, клеевых, сшивных). Зависимость вида соединений от вида материала соединяемой детали.

Информационные технологии: Внешние ссылки. Правила выполнения чертежей болтового, шпоночного, шпилечного и винтового соединения деталей в программе Autocad. Работа со справочным материалом.

 

5.  Чертеж общего вида. Сборочный чертеж. (6 ч)

Черчение: Общие сведения о чертежах общего вида и конструкторской документации. Основные понятия и термины документации. Сферы использования сборочных чертежей в быту и профессиональной деятельности человека. Что такое чтение и деталирование чертежа общего вида? Спецификация. Основные отличия в назначении и содержании чертежей общего вида и сборочного. Выполнение эскизов деталей сборочной единицы. Размеры сопрягаемых элементов деталей (фаски, проточки, пазы, отверстия и др.). Основные принципы выполнения чертежа общего вида по чертежам, входящим в состав сборочной единицы. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры, условности и упрощения на сборочных чертежах.

Информационные технологии: Ассоциативная штриховка. Инструмент 3М Орбита. Правила работы с инструментом 3М Орбита. Инструмент 3М грань. Тонирование.

 

6.  Схемы, графики, диаграммы (3 ч)

Черчение: Схемы. Основные понятия. Виды и типы схем. Использование схем. Схемы кинематические. Условные обозначения. Правила выполнения и чтения кинематических схем. Схемы электрические. Условные обозначения. Правила выполнения и чтения электрических схем. Графики и диаграммы. Основные понятия и правила их выполнения.

Информационные технологии: Внешние ссылки. Правила построения и обозначения. Видовые экраны. Правила выполнения кинематических и электрических схем. Построение графиков и диаграмм в компьютерной среде.

 

7.  Архитектурно – строительные чертежи (4 ч)

Черчение: Общие сведения о здании и их частях. Особенности выполнения строительных чертежей. Масштабы, размеры, планы здания. Разрез и фасад здания. Пример выполнения плана и разреза здания. Условные обозначения на строительных чертежах: оконные и дверные проемы, лестничные клетки, отопительные устройства, санитарно-техническое оборудование. Чтение строительных чертежей. Интерьер жилого помещения. Общие сведения. Примеры выполнения интерьера.

Информационные технологии: Связанная графика. Внедренная графика. Способы вставки рисунков. Выполнение строительных чертежей в компьютерной среде.

 

8.  Контрольная работа (1 ч)

 Черчение: Чертеж сборочной единицы.

Информационные технологии: Чертеж сборочной единицы.

 

9.  Выставка и обсуждение творческих работ – проектов работ учащихся по графике (1 ч)

 

Перечень знаний и умений,  формируемых у учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

по черчению:

  • Основные правила построений простейших геометрических образов;

  • Основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;

  • Условные обозначения материалов на чертежах;

  • Основные типы разъемных и неразъемных соединений;

  • Условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

  • Особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных;

  • Условности и упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

  • Особенности выполнения архитектурно – строительных чертежей;

  • Основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;

  • Место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий.

по информационным технологиям:

  • Правила выполнения штриховки в сечениях, разрезах;

  • Инструменты панели тела;

  • Правила работы с инструментом 3М Орбита;

  • Условные обозначения на чертежах общего вида и сборочных;

  • Основные правила выполнения выносных обозначений;

  • Особенности работы с инструментами Пблок и Создать блок;

  • Основные правила построения электрических и кинематических схем;

  • Особенности выполнения архитектурно – строительных чертежей в компьютерной среде.

Учащиеся должны уметь:

по черчению:

  • Правильно выбирать – главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизы), модели, детали простейшей сборочной единицы;

  • Выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных  моделей и деталей;

  • Выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

  • Читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из 3-6 деталей;

  • Читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;

  • Читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

  • Пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями (основными и дополнительными), справочной литературой;

  • Выражать средствами графики свои идеи, намерения, проекты.

по информационным технологиям:

  • Выполнять штриховку в сечениях, разрезах;

  • Пользоваться при построении чертежей инструментами панели тела;

  • Выполнять в компьютерной среде чертежи простейших деталей с резьбой и их соединений;

  • Правильно выполнять выноски;

  • Создавать блоки и вставлять их в чертеж детали;

  • Выполнять кинематические и электрические схемы в компьютерной среде;

  • Строить условные обозначения и сохранять их в виде блоков;

  • Правильно выполнять на компьютере архитектурно – строительные чертежи.

Примерный перечень графических работ

по черчению и информационным технологиям.

8 класс

 

1.    Примеры использования графики в жизни и работе человека.

2.    Основные линии чертежа.

3.    Чертеж плоской детали.

4.    Моделирование по чертежу.

5.    Чертежи и аксонометрические проекции предметов.

6.    Технический рисунок.

7.    Геометрические построения.

8.    Комплексный чертеж.

9.    Эскизирование.

10.  Развертки.

11.  Занимательная графика.

12.  Проект на плакате и в компьютерной среде.

 

9 класс

 

1.    Пересечение фигур.

2.    Сечения.

3.    Разрезы.

4.    Вырезы в аксонометрических проекциях.

5.    Эскиз технической детали.

6.    Эскиз резьбового соединения.

7.    Чтение и деталирование чертежа общего вида.

8.    Схемы.

9.    Мой дом.

10.  Контрольная работа.

11.  Проект на плакате и в компьютерной среде.

 

Список использованной литературы

 

1.  А. Ярвуд Autocad 2008. Уроки для начинающих, перевод с англ. М.Г. Хохлова — М.: НТ Пресс, 2009.

2.  И. А. Ройтман Методика преподавания черчения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

3.  И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Черчение: Учеб. Пособие для уч-ся 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

4.  И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Рабочая тетрадь по черчению для 8 класса. Пособие для учащихся. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

5.  Н. А. Гордиенко, В.В. Степакова. Черчение: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.:ООО «Издательство АСТ», 2010.

6.  В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др. карточки – задания по черчению в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010г.

7. Н.Г. Преображенская. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2010.

8. Г.Ф. Хакимов, Р.Р. Вахитов. Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. – М.: Школа – Пресс, 1999.

9. В.А. Гервер. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here