Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Основная общеобразовательная школа имени А.П. Ермоленко
Лесозаводского городского округа с. Марково»
Наименование материала
«Программа гражданско-патриотического воспитания
на 2012 – 2017 годы».
(для учащихся основной школы)
Авторы:
-
Сандакова Светлана Иннокентьевна,
учитель истории и обществознания,
классный руководитель 7-8 класса
-
Барбашева Татьяна Павловна,
учитель математики и информатики,
классный руководитель 9 класса
Аннотация
Село Марково расположено на границе с Китайской народной республикой, в связи с этим в нашей школе более 50 лет назад создано и работает детское добровольное объединение военно-патриотической направленности «Юный друг пограничника» (в настоящий момент в школе действует отряд юных друзей пограничников «Рубеж»). Деятельность отряда является системообразующим фактором воспитательной работы образовательного учреждения. На занятиях, которые проводятся на заставе имени Б.П. Горинского и в стенах школы, у ребят формируются нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину и патриоту.
Разработана «Программа гражданско-патриотического воспитания на 2012-2017 годы», миссия которой – развитие идей патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.
Программа гражданско-патриотического воспитания на 2012 – 2017 годы
для учащихся основной школы
Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является воспитание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких ему людей, народа и государства.
Для реализации цели определены следующие задачи:
1. Повышение качества гражданско-патриотического воспитания в школе через обновление содержания и расширение спектра активных форм и методов работы.
2. Создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик живет.
3. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся.
4. Формирование здоровой среды для учащихся, обеспечение системности работы по сохранению здоровья.
В содержание программы входит описание работы по следующим направлениям:
-
Военно-патриотическое.
Задача: воспитание любви к Отечеству, формирование гражданского самосознания; своевременное предупреждение застав о появлении в пограничной полосе неизвестных лиц.
Работа осуществляется через деятельность отряда юных друзей пограничников «Рубеж» в трех направлениях: «Память», «Ратное дело почетно», «Сильны дружбой».
Основные формы работы:
«Память» — изучение истории пограничных войск; оказание шефской помощи ветеранам и труженикам тыла (акции «Помоги ветерану», «Радость людям»); благоустройство обелисков и захоронений (акция «Память»); акция «Бессмертный полк»; «Вахта Памяти»; экскурсии на именные пограничные заставы: имени Б. Горинского, И. Стрельникова; экскурсия в музей г. Дальнереченск; поисковая работа. Торжественные сборы отряда ЮДП (сборы посвященные: 45-летию событиям на острове Даманский (Приложение 2), 35-ой годовщине ввода ограниченного контингента Советских войск в демократическую республику Афганистан.
«Ратное дело почетно» — участие в охране государственной границы (выходы с пограничными нарядами); изучение основ пограничной службы (Приложение 1); порядок неполной разборки АКС – 74 и изучение правил стрельбы из него; общефизическая, строевая подготовка;
«Сильны дружбой» — традиционные поздравительные программы для жителей села и воинов-пограничников (23 февраля, 28 мая – День Пограничника); торжественный сбор отряда ЮДП «Рубеж», посвященный Дню Защитника Отечества и принятие в отряд новых
курсантов; проведение спортивных мероприятий с воинами-пограничниками («Граница», «Зарница»), пограничные игры (Приложение 3).
-
Краеведческо-поисковое.
Задача: формирование гордости за отечественную историю, героев – земляков, сохранение памяти поколений.
Предмет внимания краеведов – история села Марково, пограничной заставы, школы, жизнь земляков.
Основные формы работы:
— поисковая работа, в том числе переписка с земляками-ветеранами войны Д.П. Клименко и Н.П. Клименко
— обзорные экскурсии в школьный музей (Приложение 4)
— проведение уроков и внеклассных мероприятий на базе музея
-
Социальное проектирование.
Задача: полноценное участие личности в решении общественно — значимых задач общества.
Актуальность тем проектов определяется социальными проблемами села. Учащиеся активно сотрудничают с жителями села, специалистом по работе с населением, депутатами городской Думы, воинами – пограничниками, воинами – афганцами «Боевое братство», которые оказывают активную помощь в реализации проектов.
Реализован социальный проект: «Наше здоровье – в наших руках» (2010-2011 год); на стадии реализации проект «Здоровому – всё здорово!», продуктом которого станет спортивный комплекс «Полоса препятствий»
-
Спортивно-оздоровительное.
Задача: формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из основных жизненных ценностей.
Основные формы работы:
— многоборье по военно-прикладным видам спорта «Состязания здоровячков»
— военно-спортивные игры на местности
— спартакиада по военно-прикладным видам спорта
— смотр строя и песни «Аты – баты…»
— день здоровья «Мы хотим всем рекордам наши громкие дать имена»
— спортивный праздник «Девчонки и мальчишки, а также их родители!»
Учащиеся школы с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях (участвуют от 40% до 100% ребят).
Планируемые результаты
-
Освоение новых методов и форм работы (социальное проектирование, создание бригад «Милосердие» для оказание помощи ветеранам войны и труда); расширение методической и материально-технической базы по военно-патриотическому воспитанию.
-
Обновление тематических стендов и экспозиций школьного музея; расширение программ экскурсионной деятельности музея; создание виртуальных экскурсий.
-
Активное сотрудничество с общественными организациями села и города.
-
Привлечение большего числа учащихся школы в спортивные секции: «Спортивное ориентирование», «Лучший стрелок».
-
Достижение высокого качества гражданско-патриотического воспитания.
На основании исследования результатов реализации Программы на данном этапе, педагогических наблюдений за личностным ростом и социализацией школьников села, социальных опросов родителей достигнутыми результатами стали:
-
Военно-патриотическое направление.
По данным военкомата среди выпускников школы нет уклонившихся от срочной воинской службы, многие отмечены благодарностью и имеют перспективу личностного роста в рядах вооруженных сил.
Вовлечение детей в гражданско-патриотическую деятельность показало свою эффективность. Учащиеся нашей школы не состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних с 2006 года.
-
Краеведческо-поисковое направление.
Проведена большая работа по изучению малой Родины, собран материал: документы, фотографии, экспонаты. Учащиеся приобрели навыки исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской работы. Реализованы исследовательские проекты: «Знаем ли мы свои корни?», «История моего рода». Обновлены тематические стенды школьного музея: «Горькие уроки Даманского», «Сороковые – роковые», «Памяти павших будьте достойны». Организована фотовыставка «В объективе – село».
-
Социальное проектирование.
Реализован социальный проект «Наше здоровье в наших руках» в 2011 году; на стадии реализации проект «Здоровому – всё здорово!», продуктом которого станет спортивный комплекс «Полоса препятствий».
В ходе реализации проектов школьники овладели управленческими, организационными, навыками общественно-полезного труда. Ребята осознали, что каждый из них может внести свой вклад в благоустройство села.
-
Спортивно-оздоровительное направление.
Вовлечение учащихся в спортивные мероприятия увеличило количество детей, ведущих здоровый образ жизни; укрепило физическое и психологическое здоровье учащихся, а также иммунную систему (с 2010 до 2014 года количество детей, болеющих простудными заболеваниями, снизилось с 40 % до 15 %).
План мероприятий
отряда юных друзей пограничников «Рубеж» на 2012-2017 гг.
Название мероприятия | Сроки | Ответственные | |
1. | Митинг, посвященный окончанию 2-й Мировой войны | 2 сентября, ежегодно | Заместитель директора по УВР, классные руководители |
2. | День здоровья | Сентябрь, май ежегодно | Учитель физической культуры, классные руководители |
3. | Беседа: «Что такое государственная граница. Пограничный режим. Меры безопасности при несении службы». | Октябрь, ежегодно | Сотрудник отделения «Уссури» |
4. | Оказание шефской помощи ветеранам войны и труженикам тыла (акции «Помоги ветерану», «Радость людям») | Сентябрь, октябрь, ежегодно
| Учитель технологии, классные руководители |
5. | Экскурсии по пограничным заставам | Ноябрь, март ежегодно | Классные руководители, представители Российского Союза Ветеранов Афганистана «Боевое братство» (РСВА «Боевое братство») |
6. | Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» «Великая Отечественная война: города-герои» | Ноябрь 2014г. | Учитель истории |
7. | Классные часы: «День героев Отечества», «День неизвестного солдата» (с 2014г.) | Декабрь, ежегодно | Заместитель директора по УВР, классные руководители
|
8. | Торжественный сбор отряда, посвященный 35-й годовщине ввода ограниченного контингента советских войск в ДР Афганистан
|
26 декабря 2014г. | Заместитель директора по УВР, классные руководители, представители РСВА «Боевое братство» |
9. | Беседа «Способы несения службы. Государства, с которыми мы граничим» | Январь, ежегодно | Сотрудник отделения «Уссури» |
10. | Многоборье «Один за всех, и все за одного» | Февраль, ежегодно | Заместитель директора по УВР, классные руководители, сотрудник отделения «Уссури» |
11. | Торжественный сбор отряда, посвященный Дню защитника Отечества | Февраль, ежегодно | Заместитель директора по УВР, классные руководители, сотрудник отделения «Уссури», представители РСВА «Боевое братство» |
12. | Беседа «Боевой путь пограничников. Героизм пограничников на острове Даманский»
| Март, ежегодно | Сотрудник отделения «Уссури» |
13. | Торжественный сбор отряда, посвященный 45-й годовщине событий на о. Даманский | 15 марта 2014г. | Заместитель директора по УВР, классные руководители, сотрудник отделения «Уссури» |
14. | Средства связи: теория, практика | Март-май, ежегодно | Сотрудник отделения «Уссури» |
15. | Оружие: теория, практика | Март-май, ежегодно | Сотрудник отделения «Уссури» |
16. | Следопытство, строевая подготовка | В течение года | Сотрудник отделения «Уссури», учитель физической культуры |
17. | Поисковая работа. Акции «Бессмертный полк», «Обелиск», «Вахта памяти» | В течении года | Заместитель директора по УВР, классные руководители, учитель истории |
18. | Участие в митинге, посвященному Дню Победы | 9 мая, ежегодно | Классные руководители |
19. | Участие в параде, посвященному 70-й годовщине Победы над фашистской Германией | 9 мая 2015г. | Заместитель директора по УВР, классные руководители, представители РСВА «Боевое братство» |
20. | Подготовка к празднования 28 мая (День пограничника) | Май, ежегодно | Сотрудник отделения «Уссури», классные руководители |
21. | Военно-спортивная игра «Граница»
| 27 мая, ежегодно | Сотрудник отделения «Уссури», классные руководители, учитель физической культуры, учитель ОБЖ |
22. | Концертная программа, посвященная Дню Пограничника | 28 мая, ежегодно | Сотрудник отделения «Уссури», классные руководители |
23. | «Литературно-музыкальная гостиная «Есть память, которой не будет конца…» (конкурс чтецов) | 22 июня, ежегодно | Заместитель директора по УВР, классные руководители |
24. | Поездка на Каульские высоты, участие в митинге | 31 июля, ежегодно | Заместитель директора по УВР, классные руководители, представители РСВА «Боевое братство» |
Данный материал предназначен для заместителей руководителей по воспитательной работе и классных руководителей.
Литература
-
Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
-
Веселяева О.Ю., Никитин А.В. Путеводитель в помощь участникам Всероссийской Акции «Я – Гражданин России» — школьникам и педагогам: метод. Материалы – Магадан: «Орлан-Пресс», 2006.
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2016 годы»
-
Герои рубежей дальневосточных. – Книжное издательство, 1969.
-
Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
-
Методические рекомендации по организации отряда «ЮДП» ВДЦ «ОКЕАН» РИО Упрполиграфиздат, Владивосток, 1988.
-
Правда о событиях на острове Даманском. — Дальневосточное книжное
издательство, 1969.
-
Научно-практический журнал «Завуч. Управление современной школой», № 3, 2007.