Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мамыковская средняя общеобразовательная школа
Нурлатского муниципального района РТ»
Программа работы со старшеклассниками
«Лидер» (9-11 кл.)
подготовила
Павлова Людмила Витальевна –
заместитель директора по воспитательной работе
2012 г.
Старшеклассники в любой школе определяют лицо школы, именно они составляют предмет гордости или смущения. Старшеклассники являются носителями культуры ценностей, традиций воспитательной системы, также они- носители как положитель-
ного, так и отрицательного нравственного опыта школьного сообщества и, безусловно, они являются объектом подражания для учащихся младших и средних классов. Тем самым очевидно воспитывающее воздействие старшеклассников на школьную среду. Задача педагогического коллектива обратить самое пристальное внимание на этот фактор и максимально эффективно использовать положительный потенциал старшеклассников. По нашему мнению, в этом направлении могут быть приняты следующие меры:
1. Главным объектом педагогического воздействия в школе должен стать старшеклассник.
2. Использовать организаторский потенциал старшеклассников в органах ученического самоуправления.
3. Осуществить идею разновозрастного общения старших и младших учащихся по принципу «старший друг- младший» через организацию содружеств (творческих, культурных, спортивных и др.), кураторства старших классов над младшими, систему вожатых, организацию общих дел.
4. Учитывая то, что педагог часто оценивает ребенка, его взгляды, интересы с позиции взрослого, старшеклассник должен стать связующим звеном двух миров- детского и взрослого.
Цели и задачи программы «Лидер»:
1. Вовлечение учащихся в работу по всем направлениям деятельности школы;
2. Воспитание личности, умеющей самореализоваться в коллективе;
3. Воспитание нравственной культуры и культуры общения;
4. Создание единого дружного коллектива.
Программа имеет следующие направления:
1). Образовательное
Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллигентное развитие личности.
Содержание работы:
— организация проверки посещаемости и успеваемости по классам;
— занятие в предметных кружках
— предметные олимпиады
— конкурс «Ученик года»
— конкурс «Что? Где? Когда?»
— внеклассное мероприятие по предметам
— оказание помощи отстающим в учебе
— слет отличников
2). Спортивно- оздоровительное
Цель: сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, спортивная подготовка.
Содержание работы:
— беседы по пропаганде здорового образа жизни
— конкурс рисунков
— походы, соревнование
— акции против наркомании, курения, алкоголизма
— смотры физической подготовки
— «Веселые переменки»
— оформление уголка здоровья.
3) Эколого-трудовое
Цель: развитие трудовых умений и навыков, создание и поддерживание чистоты и порядка в школе и классах.
Содержание работы:
— организация дежурств по школе и в классах
— благоустройство школы, ремонт
— работа на пришкольном участке
— проведение субботников
— трудовые, экологические десанты
— реестры в столовую и библиотеку
— рейды «Мой учебник»
3) Гражданско-патриотическое
Цель: формирование любви к Родине, бережное отношение к народной памяти, уважение к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции, приобщение к истокам русской и татарской народных культур.
Содержание работы:
— встречи с ветераном ВОВ
— оказание помощи ветеранам войны и труда, семьям погибших воинов, пожилым
— патриотическое чтение
— сбор краеведческого материала
— создание летописи родного села
— выставки
— цикл мероприятий «Предание страны глубокой»
— народные праздники села: посиделки, навруз, масленица.
4). Культурно-досуговое
а). Цель: организация досуга школьников, развитие творческих способностей, самостоятельность и воспитание эстетического вкуса.
Содержание работы:
— веселые переменки
— юморина
— КВНы
— осенние и новогодние балы
— дискотеки
— организация конкурсов и выставок
— анкетирование, тестирование
б). Цель: участие детей в организации досуга младших школьников, воспитание ответственности отношения к порученному делу развитие чувства товарищества и друг к другу, содействие в выборе профессии.
Содержание работы:
— организация подведение перемен
— работа с программой СНТ «Путь к наследию», «Спутник следопыт»
— выявление творческих способностей младших школьников
— оказание помощи в проведении мероприятия
— организация встреч с интересными людьми
— оказание помощи в учебе
— организация досуга младших школьников
— участие в волонтерском движении «Ни дня без доброго дела»
6). Информационно- просветительское
Цель: интеллектуальное развитие, формирование гражданской позиции, участие детей и подростков в общественно-значимой деятельности, умение выражать мысли в письменной форме
Содержание работы:
— отражение событий в школьной печати
— выпуск праздничных плакатов
— участие в читательских конференциях
— участие в конкурсах на лучший стенд
— проведение политинформации
— оформление школы и классов
В 1996 году в нашей школе было принято решение среди старшеклассников органи-
зовать группу «Лидер» по итогам анкетирования. В русском языке слово лидер имеет несколько значений. Лидер- это глава, руководитель общественно-политической организации и лидер- это тот, кто идет первым в состязании. В состав группы «Лидер»
входит 6 человек:
1. Лидер – руководит и направляет работу внутри группы, ведет документацию.
2. Организатор знаний – следит за успеваемостью и посещаемостью уроков учащимися, еженедельно отчитывается на построении, проводит заседания учебной комиссии, ответственный за выпуск «Молнии».
3. Организатор здоровья помогает учителю физкультуры в подготовке и проведении спортивных соревнований, эстафет.
4. Организатор шефской группы наставников— направляет деятельность наследников.
5. Оформитель занимается оформлением газет для старшеклассников, праздничных газет, оформлением зала или классов к определенным мероприятиям.
6. Организатор досуга является главным лицом в подготовке и проведении вечеров, балов и др.
Группа «Лидер» сроит свою работу на принципах:
— добровольности;
— открытости;
— коллективного принятия решений;
— творческого подхода к любому делу.
Использованные Интернет-ресурсы:
http://www.67chel.ru/page80.php
http://74317s029.edusite.ru/p114aa1.html
http://mih1s.narod.ru/Pages/NormDocs/PrUS.htm