Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан
Программа воспитательной работы в классе:
«Развитие личности»
(программа рассчитана на 2 года 5-6 класс)
подготовила учитель химии,
классный руководитель 5 а класса
Ларина Светлана Вячеславовна
Нижнекамск 2012
Программа воспитательной работы в классе:
«Развитие личности»
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,
надо принимать их как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец,
жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А.Амоношвили
Пояснительная записка
В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблеме воспитания.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересным себе и другим. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Моя задача, как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Для наибольшего развития творческих способностей учащихся в школе созданы все условия: работают спортивные секции и кружки. В полной мере осуществляется реализация проекта «Школа после уроков». Для полного удовлетворения запросов учащихся в дополнительном образовании обращаемся к социокультурной среде, к семье.
Учащиеся школы должны быть свободными личностями, с развитым чувством ответственности; это творческие личности, с развитой эмоциональной сферой и музыкально-эстетическим вкусом, индивидуальными способностями, готовыми к самосовершенствованию, духовные личности, имеющие углубленную гуманитарную,
эстетическую подготовку, а главное, физически и психически здоровые люди с потребностью к здоровому образу жизни.
Воспитание осуществляется через:
-здоровье
— культуру
— познание
-семью
— общение
Практическая реализация программы «Развитие личности» на всех ее этапах предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей и формирование творческой личности.
Содержание программы.
Программа рассчитана на 2 года. Участники программы – учащиеся 5-6 класса. В рамках данной программы каждый учащийся, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может выбрать дело по душе.
Класс хорош, если в нём хорошо каждому ребёнку!
Цели и задачи программы:
Цель данной программы осуществлять воспитательную работу в классе на основе определения уровня развития и интересов учащихся, выявлять проблемы в личностном развитии и межличностных отношениях, пропагандировать здоровый образ жизни, развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для самореализации учащихся.
2. Формирования у учащихся коммуникативных навыков, я- концепции.
3. Поддержка становления активной жизненной позиции школьника.
4. Поддержка общественно-значимых инициатив учащихся.
5. Формирование стремления к здоровому образу жизни, как одной из главных жизненных ценностей.
Цель воспитательной работы в 5 классе
создание условий для адаптации учащихся в средней школе, для развития нравственного, познавательного, творческого, физического потенциала ученика на основе коллективной творческой деятельности.
Задачи:
-
развивать мотивацию к учебной деятельности;
-
осуществить психолого-педагогическое диагностирование с целью выявления основных направлений и форм работы воспитательной деятельности в классе;
-
организовать творческую деятельность учащихся, способствующую самопознанию и саморегуляции в учебной и внеклассной деятельности;
-
содействовать включению учащихся во внеклассную деятельность школы и организаций окружающего социума;
-
развивать сотрудничество с родителями учащихся посредством включения их в организационный и воспитательный процесс в классе.
Ожидаемый результат на конец учебного года:
УЧЕНИК 5 класса
-
мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению её результатов ;
-
способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
-
проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;
-
стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.
Средства решения проблемы адаптации учащихся 5 а класса.
Цель воспитательной работы в 6 классе: пропагандировать здоровый образ жизни, развивать творческие способности учащихся,
создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.
Задачи воспитательной работы в классе :
-
воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, классные часы, посещение кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе;
-
формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы, посещение заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны с государственными праздниками;
-
развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.;
-
формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий;
-
формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся.
Ожидаемый результат на конец учебного года:
УЧЕНИК 6 класса
-
проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;
-
стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.
-
уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;
-
умеет увидеть варианты развития событий и может быть готовым к преодолению трудностей;
-
уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;
-
владеет коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта.
Законы жизни в классе.
1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
2. Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Традиции класса:
Вместе с родителями сформировать такие традиции:
традиция работы с дневниками учащихся; организация работы классного сообщества в сети интернет;
презентации фото и видео отчётов о проведённых мероприятиях;
поддержка ребят, которые часто болеют;
сменная выставка лучших творческих работ учащихся.
Традиционные мероприятия:
-
День Знаний; Экскурсия в библиотеку:
-
День именинника.
-
Празднование Нового Года;
-
Конкурс газет: к новому году, к 23 февраля, к 8 марта;
-
Участие в концертах: ко Дню пожилых людей, ко Дню учителя, ко Дню защитника Отечества, к 8 марта и т.д.
-
День здоровья; Лыжня России; День святого Валентина;
-
Конкурс — смотр строя и песни.
-
Весенний и осенний субботник;
Функции классного руководителя:
-
Организационно-координирующие:
-
Обеспечение связи школы с семьей;
-
Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального работника);
-
Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
-
Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
-
Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала каждого ученика в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-
Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
-
Стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе — в системе дополнительного и внешкольного образования детей;
-
Взаимодействие с каждым учеником и всем коллективом класса в целом;
-
Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
-
-
Коммуникативные:
-
Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
-
Установление взаимодействия между педагогическими работниками и учащимися;
-
Содействие установлению общего благоприятного психологического климата в коллективе класса;
-
Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
-
-
Аналитико-прогностические:
-
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
-
Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
-
-
Проектно-организаторская:
-
Определение направлений и содержания воспитательной работы (на основе диагностики) учащихся, в соответствии с воспитательной программой школы;
-
Основные виды деятельности, формы, условие организации воспитательной работы (с учетом интересов детей);
-
— разработка совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса;
— определение системы управления и самоуправления в классе;
— создание совместно с детьми системы трудовой деятельности (дежурство, уборка и т.д.);
— разработка программ индивидуальной поддержки (слабоуспевающих, «трудных», закомплексованных и др. учащихся);
— обучение анализу и самоанализу результатов спроектированной и организованной воспитательной работы совместно с детьми.
-
Контрольные:
-
Контроль над успеваемостью каждого обучающегося;
-
Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимся.
Программа работы с родителями.
Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ – также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания).
Цель:
совместное обучение и воспитание детей при установлении
взаимоотношений между семьей и школой.
Задачи:
-
установить единство стремлений, взглядов в воспитательном процессе;
-
выработать общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов;
-
помочь лучше узнать ребенка;
-
организовать и найти наиболее эффективные способы
педагогического просвещения (советы, размышления, договоры)
-
поиск решений и путей к сотрудничеству.
Методы и приемы:
-
Использование индивидуальных форм работы с родителями:
-
приглашение родителей в школу ( не менее 4 раз в год);
-
индивидуальные беседы (по мере возникновения проблем).
Тематика родительских собраний и бесед с родителями
1. «Что нужно знать родителям, если их ребёнок перешёл в 5 класс?» сентябрь
2.«Нравственное воспитание детей в семье» ноябрь
3. «О поощрении и наказании» декабрь
4. « Методы снижения тревожности у учащихся» март
5. «Вот и стали мы на год взрослей» май
План работы родительского комитета.
1 полугодие
Сентябрь
Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года.
Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году.
Октябрь
Знакомство с воспитательной системой класса.
Участие родительского комитета в проведении родительского собрания
Ноябрь
Встречи родителей с учителями-предметниками, работающими в классе
Декабрь
Подготовка сценария новогоднего праздника. Оформление подарков, сюрпризов для учащихся. Родительское собрание.
Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие.
2 полугодие
Январь
Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие.
Определение неотложных задач второго полугодия.
Февраль
Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.
Поздравление пап, дедушек и мальчиков класса.
Март
Подготовка праздничной программы, посвященной международному женскому дню. Поздравление мам, бабушек и девочек класса. Родительское собрание.
Апрель
Анализ успеваемости учащихся на начало 4 четверти
Май
Участие в проведении родительского собрания
Подведение итогов года. Награждение учащихся. Подготовка и организация летнего отдыха детей.
Июнь
Участие родителей в ремонте классного кабинета.
Организация сотрудничества с педагогами, работающими в классе.
Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами-предметниками, работающими в коллективе. В этом направлении свою работу строю через следующие формы:
1.Индивидуальные беседы классного руководителя с учителями-предметниками.
2.Участие учащихся в предметных неделях (сотрудничество педагогов с учащимися во внеурочное время).
3.Приглашение учителей-предметников на классные родительские собрания;
Направление воспитательной работы
Цель | Задачи | Формы реализации | |
учение | Развитие познавательной активности | 1.Развитие умений и навыков в учебной деятельности 2.Выявление индивидуальных способностей 3. Формирование потребности в самообразовании 4. Развитие самостоятельности мышления | — составление «карты успеха» — регулярные контакты с учителями- предметниками -выяснение причин снижения успеваемости -активное участие учащихся в олимпиадах по предметам, конкурсах, викторинах. -индивидуальная работа с учащимися и родителями |
творчество | Развитие творческой активности | 1.Развитие умений и навыков в творческой деятельности 2.Развитие творческого воображения 3. Развитие индивидуальных способностей | — уроки творчества -театральные постановки -конкурсы -посещение музеев -решение творческих задач
|
здоровье | Пропаганда здорового образа жизни Сохранение и укрепление здоровья учащихся | 1.Формирование потребности в здоровом образе жизни 2. Забота о своем здоровье 3. Формирование умений правильно рассчитывать свои силы и возможности, правильно питаться и предупреждать заболевания 4. Показать значение спорта и туризма в организации здорового образа жизни 5. Значение семьи в формировании здорового образа жизни | -уроки здоровья -спортивные праздники -соревнования -лекции и беседы -диспуты — ролевые игры — через индивидуальные беседы совершенствовать и углублять личную программу здорового образа жизни учащихся -физкультминутки -зарядка для глаз |
общение | Развитие умений и навыков в сфере общения | 1.Развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинства других. 2. Развитие способности к самопознанию 3. Обучение коммуникативным навыкам, культуре общения 4. Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности | -тренинги общения -ролевые игры -встречи с интересными людьми -экскурсии |
коллектив | Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе | 1.Развивать умение работать в команде, решать коллективные задачи, вести дискуссию 2. Развивать умение планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений 3. Развивать коммуникативные навыки 4. Повышать самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы 5. Обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний | -тренинги общения -акции и проекты -ролевые игры -экскурсии -посещение музеев
|
Перспективный план работы
(реализация программы)
Мероприятие | Направление | Сроки | Методы и формы | Ответственный | |
1. | Урок знаний «Универсиада-2013»
| Здоровье | сентябрь | презентация мероприятия | кл. руководитель |
2. | Классный час «Школа сегодняшнего дня»
| Учение | сентябрь | беседа | кл.руководитель |
3. | Классный час «Улица полна неожиданностей»
| Коллектив | сентябрь | дискуссия | актив |
4. | Урок-экскурсия «Путешествие к истокам книгопечатания». | Учение | сентябрь | Урок-экскурсия | Библиотекарь, кл. руководитель |
5. | Классный час «Ты для коллектива или коллектив для тебя?»
| Общение | октябрь | Беседа, анкетирование | кл.руководитель |
6. | День пожилых людей «Твори добро» | Общение | октябрь | Театрализованное представление | актив |
7. | Кл. час «200-летию Бородинской битве посвящается…» | Учение | октябрь | игра | Учебный сектор |
8. | Праздничная программа «Высокое призвание», посвященной Дню Учителя | Творчество | октябрь | Театрализованное представление | Актив Культмассовый сектор |
9. | Кл. час «Твои возможности» (анкета интересов) | Общение | октябрь | Беседа, анкетирование | кл.руководитель |
10. | Внеклассное мероприятие «Осенний калейдоскоп».
| Творчество | октябрь | игра | Культмас. сектор |
11. | Интеллектуальное шоу «Эрудит».
| Учение | ноябрь | игра | Культмас. сектор |
12. | Кл. час «Как развивать свои способности?» | Учение | ноябрь | Беседа, анкетирование | кл.руководитель |
13. | Кл. час «Великие символы России»
| Творчество | ноябрь | дискуссия | актив |
14. | Кл. час «За шаг до наркотиков» | Здоровье | ноябрь | дискуссия | актив |
15. | Классный час «Будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» | Коллектив | ноябрь | беседа | Кл. руководитель |
16. | Классный час «Мир моих интересов и увлечений» | Общение | декабрь | дискуссия | актив |
17. | Кл. час «Азбука вежливости или этикет на каждый день»
| Здоровье | декабрь | беседа | Кл. руководитель |
18. | Кл. час «Подведение итогов четверти» | Учение | Ноябрь Декабрь Март Май | беседа | Кл. руководитель |
19. | Кл. час «Чтобы жить не болея»
| Здоровье | декабрь | Беседа. анкетирование | Кл. руководитель |
20. | Беседа «Жизнь дана на добрые дела». | Общение | январь | беседа | Кл. руководитель |
21. | Классный вечер «Преданья старины глубокой…» | Учение | январь | Театрализованное представление | актив |
22. | Поход на каток. | Здоровье | январь |
| Кл. руководител Род. комитет |
23. | Урок мужества «Пусть будет ясным вечно небо…»
| Общение | февраль | дискуссия | Кл. руководитель Культмассовый сектор |
24. | Беседа- Безопасность на дорогах | Общение | февраль | беседа | Кл. руководител Род. комитет |
25. | Кл.час « Как развивать чувство ответственности» | Учение | февраль | Беседа. анкетирование | Кл. руководитель |
26. | Классный час «День Святого Валентина»
| Творчество | февраль | Театрализованное представление | Актив Культмассовый сектор |
27 | Смотр строя и песни
| Коллектив | февраль | конкурс | Кл. руководитель актив |
28 | «Поздравить спешим всех мужчин!» Поздравление пап и мальчиков класса. | Коллектив | февраль | Конкурсная программа. | Кл. руководитель актив |
29 | Классный час « Я имею право на…» | Учение | март | Беседа. анкетирование | Кл. руководитель |
30 | Ролевая игра «Суд над сигаретой» | Коллектив | март | дискуссия | Кл. руководитель актив |
31 | Классный час «Цена спортивных достижений» | Здоровье | март | дискуссия | ККл.руководитель ССпортивный ссектор |
32 | Классный час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя- Мать!» | Творчество | март | Театрализованное представление | Кл. руководитель актив |
33 | Кл. час «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» | Учение | апрель | дискуссия | Кл. руководитель актив |
34 | Кл. час « Мы несем ответственность за тех, кого приручили» | Общение | апрель | Беседа. анкетирование | Кл. руководитель |
35 | Кл. час «Твое отношение к вредным привычкам» | Здоровье | апрель | беседа | Кл. руководитель актив |
36 | Фотоконкурс «Есть над чем посмеяться…»
| Творчество | апрель | фотоконкурс | Кл. руководитель актив |
37. | Кл.час «Испечем пирог дружбы» | Творчество | апрель | беседа | Кл. руководитель |
38. | Кл. час «Поклон тебе, солдат России»
| Творчество | май | Театрализованное представление | Кл. руководитель |
39. | Фотовыставка «Мой портрет в интерьере класса» | Творчество | май | фотоконкурс | Кл. руководитель |
40. | Кл. час «Умники и умницы нашего класса» | Учение | май | беседа | Кл. руководитель актив |
41. | Беседа о правильном питании
| Здоровье | май | беседа | Кл. руководитель |
42. | Кл. час « Если бы моим другом был… я сам» Формула совершенства | Коллектив | май | дискуссия | Кл. руководитель актив |
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
Критерии | Показатели | Методики | |
1. | Интеллектуальная развитость | 1.Освоенность образовательной программы 2.Развитость познавательных интересов 3. Способность к проведению научного поиска | Анализ текущей и итоговой успеваемости. Школьный тест умственного развития (ШТУР) |
2. | Нравственная развитость | 1.Сформированность основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность учащихся | Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» |
3. | Коммуникабельная развитость | 1.Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | « Я в глазах других» (анализ портфолио) |
4. | Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению 2. Стремление к творчеству | Тестирование. Педагогические наблюдения |
5. | Сформированность коллектива | 1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2.Сформированность индивидуальности классного коллектива | Социометрия |
6. | Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива | 1.Комфортность,защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения своих детей | Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» |
Литература:
1.Воспитательный процесс: изучение эффективности.
Под ред. Е.Н. Степанова- М., 2001
2.Обсуждаем проблемы воспитания. Под ред. Е.Н. Степанова- М.,2003
3.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества
М.,: Центр «Педагогический поиск», 2000
4.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе
М.,: Центр «Педагогический поиск»,2002
5.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем .М., Народное образование,№6,1999
6.Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.
7.Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 1996.