Рабочая программа по Истокам

5 класс

Кол-во часов: 35

Первый год обучения по предмету.

Пояснительная записка

С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается цикл многолетнего учебного предмета «Истоки» для основной школы.

«Истоки. Семь чудес России» предназначены для 5-го класса. В рамках этого курса предполагается знакомство с семью яркими и самобытными памятниками или явлениями отечественной культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам российской цивилизации.

Главными целями курса в 5-м классе являются:

  • обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятии, связанных с социокультурными истоками;

  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников — явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

  • закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот опыт — ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.

Содержание курса объединено в блоки-модули: «Введение в предмет», «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится, одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с размышлениями, должными подвести ученика к осознанию социокультурных истоков, устойчивых ценностей. Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Семь чудес России», строится на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, чтение дополнительной литературы и т.д.

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Общие цели предмета:

  1. Обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;

  3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

  5. Развитие единого контекста в группе и осуществление работы по формированию активно действующей двойки, четверки, в ресурсном круге.

Достигнуть поставленной цели учителю помогут активные формы обучения – социокультурные тренинги.

Содержание тренингов и методика их проведения позволяет расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию.

Основными видами тренингов в 5 классе являются:

  1. работа в паре,

  2. ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия

  3. активный выбор,

  4. мнемотехника,

  5. ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов

Системная работа, проводимая из урока в урок, дает возможность пятиклассникам перейти с уровня организации работы в паре на качественно иной уровень организации работы в группе.

Для того чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь:

  • слушать друг друга;

  • проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения;

  • приходить к единому мнению;

  • структурировать время, выделенное на выполнение задания;

  • доказательно представлять результаты работы классу;

  • делегировать полномочия лидера членам группы с целью самоутверждения каждого.

Необходимым условием перехода к работе в группе большего состава является наличие мотивации к взаимодействию, которое возникает только в том случае, если у учеников имеется достаточный ресурс успеха от совместно осуществляемой деятельности.

Как показывает опыт, ученики не мыслят урока «Истоки» без активных форм обучения, с нетерпением их ждут, проявляют высокую степень заинтересованности содержанием и способами деятельности.

Уровень мотивации зависит от того, насколько планомерно, в системе, проводится работа, уделяется внимание развитию коммуникативных и управленческих умений школьников, каков общий эмоциональный фон уроков.

Подробное алгоритмическое описание каждого тренинга дает основание надеяться, что работа учителя по реализации системы активных форм обучения и социокультурному развитию учащихся и группы будет успешной.

Для того чтобы значимый результат был достигнут, необходимо внимательно ознакомиться с полным текстом рабочей тетради и методического пособия, четко представить, какие задачи поможет решить каждый конкретный тренинг и системная разработка в целом.

Особое внимание следует уделить новым формам активного занятия.

Метод номинальной группы – это способ принятия группового решения, позволяющий учитывать мнение каждого и избегать конкуренции, обучающий взаимодействию на основе принципа синергизма, воспитывающий ответственность за совместно осуществляемый выбор.

Овладение данным методом работы является необходимым условием социокультурного развития индивидуума и группы, использование его предполагает наличие в классе лидеров, которые имеют ресурс самоутверждения и не проявляют ярко выраженного стремления к саморепрезентации.

Социокультурный опыт, осваиваемый учащимися, это не только знания, умения и навыки, но и чувства, прежде всего такие, как любовь, сострадание, милосердие, совесть и т.д. Эти чувства «дают моральную оценку в отношении к самой личности, в отношении к другим людям, в отношении к культуре как системе жизни, как к продукту активности (В.В. Зеньковский Психология детства. М.: Школа – Пресс, 1996, с.175).

Поэтому так важно обеспечить прочувствованное освоение социокультурных категорий и ценностей.

Каждый этап тренинга требует определенной подготовки и внимания со стороны педагога.

Одним из наиболее сложных этапов активного занятия является обсуждение результатов работы в классе и сообщение экспертной оценки. Чтобы данный этап тренинга получился, учителю необходимо заранее продумать аргументацию, подобрать яркие примеры, способные вызвать интерес и убедить каждого ученика, также важно сделать акцент на совместно достигнутых результатах, а не на ошибках, допущенных отдельными учащимися.

Большое значение в ходе каждого тренинга отводится рефлексии. Рефлексия, как способность анализировать свои мысли, чувства, переживания, отношения, становится особенно актуальной в подростковом возрасте и является мощным импульсом в формировании самосознания личности. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание данному этапу каждого активного занятия.

Необходима последовательная реализация всей системы тренингов, разработанных в соответствии с тематическим планированием, т.к. только при этом условии можно достигнуть значимых результатов в социокультурном развитии учащихся и группы.

Главной образовательной целью заданий является актуализация моторико-культурного и духовного опыта России.

Целый ряд заданий направлен:

* на развитие социокультурных ценностей;

* на формирование исторического образа Родины;

* на многомерное восприятие историко-культурной действительности;

* на формирование личностного восприятия социокультурной среды, укорененности в ней;

* на расширение содержательного курса «Истоки». Реализация всей системы тренингов и заданий позволяет выйти на значимые результаты по пяти аспектам качества социокультурного образования (содержательному, коммуникативному, управленческому, психологическому, социокультурному).

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

1. Умение слушать мнение других учеников.

2. Проявлять терпимость по отношению к другим.

3. Приходить к единому мнению, действуя сообща.

4. Структурировать время для выполнения заданий.

5. Делегировать полномочия лидеру от группы.

6. Способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.

7. Способность к сопереживанию.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение в предмет (8 час)

Истоки в жизни человека. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? Род – люди, происходящие от одного предка.

Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Верность — преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Надежда – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Согласие – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Терпение – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Послушание – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Любовь – сердечная привязанность. Любовь – добро, единство, дружба. Любовь – созидательный труд души и тела.

Истина – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Знания и мудрость. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.

Традиции образа, слова, дела, праздника. Первый образ в жизни человека. Слово святое, доброе, честное, покаянное. Трудовые традиции. Праведное дело. Православные праздники.

Социокультурный ряд:

Семь чудес России. (1 час)

Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Соха и топор (3 часа)

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему — основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели — первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.

Крестьянские хоромы (4 часа)

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место — и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого — свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства — лад с людьми и согласие с Богом.

Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.

Изба — освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.

Социокулътурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.

Соловки (3 часа)

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.

Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.

Храм Покрова на Нерли (4 часа)

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.)- древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров — символ гармонии мира земного и мира небесного.

Социокулътурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.

Икона «Живоначальная Троица» (3 часа)

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева — величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.

Московский Кремль (4 часа)

Московский Кремль — символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.

Кремль — центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».

Кремль — хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.

Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.

Летописи (4 часа)

Старинные летописи — наше национальное достояние.

Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм — подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи — бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» — младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Социокулътурныи ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.

Урок обобщающий. (1 час)

13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here