МБОУ «Паутовская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор школы
_______Пчельникова Т.С. ________Кашлева Л.Н.
Протокол______ Приказ________
От «___»__________2014 От «____»__________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Незабудка»
(цветоводство)
для обучающихся 1-4 классов
на 2014 — 2015 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Зауглова Елена Юрьевна
С. Паутово
2014г.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Пояснительная записка
В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витьеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств.
Сад считался защитником дома, его добрым духом.
Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку.
А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!»
Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком, но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.
Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.
Необходимость введения курса проектной деятельности обусловлена деятельностным подходом в обучении, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства
В ходе её достижения решаются задачи:
— освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
— овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;
— воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное
Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.
Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы — вот предназначение курса «Незабудка».
Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов».
Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Программа «Незабудка» разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:
— гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
— создание условий для самореализации;
— интеграция личности в национальную культуру;
— учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.
Виды деятельности и предполагаемые формы
● Практическое изучение строения растений
● Конструирование из разных материалов
● Рисование с натуры и по воображению
● Лепка по воображению
● Игровые программы
● Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
● Эксперимент
● Исследование объекта
● Наблюдения
● Ведение дневников наблюдения
● Проектная деятельность
● Коллективные разработки
● Экскурсии
● Организации круглых столов, диспутов
● Проведение фотосессий
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Содержание программы
Цветы-краски природы (6 часов)
Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка).Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки.
Экскурсия: Цветы вокруг нас.
Строение цветущего растения (4 часа)
Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
Уход за растениями (4 часа)
Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.
Эти удивительные растения (6 часов)
Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах.
Растения в доме и в саду 6 часов)
Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы»,»Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок»
Школа цветовода (7 часов)
Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка».
Экскурсии: весенняя экскурсия «Рождение жизни», экскурсия в сад (наблюдение за появлением растений)
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
теория | практика | экскурсии | всего | ||
Раздел 1 «Цветы – краски природы» (8 часов) | |||||
1 | Цветы в нашей жизни. | 1 |
|
|
|
2 | Что мы знаем о цветах. |
|
| 1 |
|
3 | Рисование любимого цветка. |
| 1 |
|
|
4 | Цветы в нашей жизни. (просмотр слайдов, загадки) | 1 |
|
|
|
5 | Экскурсия «Цветы вокруг нас» |
|
| 1 |
|
6 | Аппликация «Мой любимый цветок». |
| 1 |
|
|
7 | Коллективное панно «Цветочная поляна» |
| 1 |
|
|
8 | Цветочные узоры. |
| 1 |
|
|
|
| 2 | 4 | 2 | 8 |
Раздел 2 «Строение цветущего растения» (4 часа) | |||||
9 | Строение цветущего растения | 1 |
|
|
|
10 | Живи цветок (что необходимо для жизни растений). | 1 |
|
|
|
11 | Строение цветущего растения. |
| 1 |
|
|
12 | Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение |
| 1 |
|
|
|
| 2 | 2 | 0 | 4 |
Раздел 3 «Уход за растениями» ( 7 часов) | |||||
13 | Уход за растениями | 1 |
|
|
|
14 | Правильный полив. | 1 |
|
|
|
15 | Правильный полив. |
| 1 |
|
|
16 | Рыхление. Подкормки. | 1 |
|
|
|
17 | Рыхление. Подкормки. |
| 1 |
|
|
18 | Уход за листьями. | 1 |
|
|
|
19 | Уход за листьями. |
| 1 |
|
|
|
| 4 | 3 | 0 | 7 |
Раздел 4 «Эти удивительные растения» ( 5 часов) | |||||
20 | Эти удивительные растения (слайды). | 1 |
|
|
|
21 | Цветы-синоптики. | 1 |
|
|
|
22 | Цветы- доктора | 1 |
|
|
|
23 | Цветы-хищники. | 1 |
|
|
|
24 | Что мы знаем о цветах |
| 1 |
|
|
|
| 4 | 1 | 0 | 5 |
Раздел 5 «Растения в доме и в саду» (7 часов) | |||||
25 | Комнатные растения (просмотр слайдов) | 1 |
|
|
|
26 | Какие цветы в нашем доме. | 1 |
|
|
|
27 | Цветы нашего дома. |
| 1 |
|
|
28 | Условия выращивания. | 1 |
|
|
|
29 | Цветы на праздник. Открытки . Техника оригами «Розы», «Тюльпаны» |
| 2 |
|
|
30 | Конкурсная программа «Угадай цветок». |
| 1 |
|
|
|
| 3 | 4 | 0 | 7 |
Раздел 6 «Мы- цветоводы» (12 часов) | |||||
31 | Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря. |
| 1 |
|
|
32 | Правила безопасности при работе с водой, землёй. | 1 | 1 |
|
|
33, 34, 35 | Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. | 1 |
|
|
|
36, 37, 38 | Посадка комнатных растений черенками. |
| 3 |
|
|
39, 40, 41, 42, 43 | Уход за молодыми растениями. | 1 | 4 |
|
|
|
| 3 | 9 | 0 | 12 |
Раздел 7 «Мы – дизайнеры» (11 часов) | |||||
44 | Из истории возникновения клумб. | 1 |
|
|
|
45 | Правила формирования клумб. | 1 |
|
|
|
46 | Выращивание декоративных растений. Презентация | 1 |
|
|
|
47, 48, 49, 50 | Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа). |
| 4 |
|
|
51, 52, 53, 54 | Макет клумбы по индивидуальному проекту. |
| 4 |
|
|
|
| 3 | 8 | 0 | 11 |
Раздел 8 «Ландшафтный дизайн» (14 часов) | |||||
55 | Виды ландшафтных композиций. Просмотр слайдов. | 1 |
|
|
|
56 | Просмотр слайдов «Самое удивительное в мире растений.» | 1 |
|
|
|
57 | Дизайнерское оформление участка. Просмотр слайдов. | 1 |
|
|
|
58, 59, 60, 61 | Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа). |
| 4 |
|
|
62, 63, 64, 65 | Макет клумбы по индивидуальному проекту. |
| 4 |
|
|
66 | Сказка и реальность. Просмотр слайдов | 1 |
|
|
|
67, 68 | Выпуск «Зелёной газеты». Фотоотчёт. |
| 2 |
|
|
|
| 4 | 10 | 0 | 14 |
| Всего | 25 | 41 | 2 | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате реализации программы обучающиеся должны знать/понимать:
— виды почв;
— правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;
— виды ландшафтных композиций;
— правила ухода за цветочными участками;
— произрастание растений в разных климатических зонах;
Уметь:
— выполнять посадку растений;
— правильно пользоваться клумбовым инвентарём;
— создавать собственные проекты оформления участков;
— подбирать дизайнерское оформление
— подготавливать участок для посадки;
— реализовывать проекты
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся :
Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.
Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.
Личные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками..
Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.
Литература
Для учителя:
1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. — 2008.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: /dic.nsf/enc3p/114882.html
3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.
4. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь — справочник садовода и огородника.- 2009. — №7. – с.49-53.
5. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с. 218 -220.
6. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.// Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.
7. Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]: Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: — Колосс.- 1973.
8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]: Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.
9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.
10. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]: Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: — Кладезь –Букс.- 2009.
Для обучающихся:
1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008
2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.
3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. — С. 252.
Приложение 1
Контрольно – измерительные материалы
1 класс
1. Перечислите части растения:
2. Напиши не менее пяти названий растений каждого вида:
Комнатные_____________________
Садовые_______________________
3. Перечислите основные условия жизни растений:
4. Напишите функции органов растений:
Корень-
Стебель-
Листья-
Цветок —
Плод с семенами-
2 класс
1. .Какую роль выполняют растения в жизни человека?
2. Что такое гербарий?
4 Подпишите названия к цветковым растениям:
5. Какие санитарно – гигиенические правила нужно соблюдать при работе с цветами в саду?
6. Какие комнатные цветковые растения вы знаете:
__________________________________________________________________
3 класс
1. Напишите названия растений парами по их способности жить на общей территории:
|
|
Друзья:
Соперники:
|
|
2. Перечислите названия цветковых растений по месту произрастания:
Лес:_____________________
Водоём:__________________
Пустыня:_________________
Поле:____________________
Луг:_____________________
3. В чём заключается уход за растениями?
4. Расставьте номера растений, которые правильно разместятся на простой клумбе:
4 класс
1. Мифы и реальность:
1) Очень красивый юноша, который любовался только собой, превратился в цветок:________________
2) Королева, которая превратилась в цветок. Боги подарили цветку острое оружие от злых людей: __________________
2. Ландшафт какой страны изображён, подпишите:
3. Напишите не менее пяти названий клумбовых цветковых растений:
Светолюбивые __________________________________________
Тенелюбивые __________________________________________
4. Нарисуйте свой любимый клумбовый цветок, подпишите его название:
МБОУ «Паутовская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор школы
_______Пчельникова Т.С. ________Кашлева Л.Н.
Протокол______ Приказ________
От «___»__________2014 От «____»__________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Улыбка радуги»
(Изобразительное искусство)
для обучающихся 1-4 класса
на 2014 — 2015 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Зауглова Елена Юрьевна
С. Паутово
2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Улыбка радуги» составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, стандартов второго поколения (Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.) и с использованием авторской программы «Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей» Томск: Дельтаплан, 2002 г).
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной образовательной программы.
Программа дополнительного образования «Улыбка радуги» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения. Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.
Направленность образовательной программы:
-
создание условий для самореализации и самоопределения личности ребёнка;
-
освоение окружающего мира путём творческого познания его, осознание своего места в этом мире.
Цели и задачи образовательной программы:
-
воспитание интереса к изобразительному искусству;
-
развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
-
поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха;
-
создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;
-
обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.
Программа учитывает местные условия и возможности при обучении детей, используется в работе доступный материал для изделий, знакомство с традициями местных промыслов. Темы занятий распределены так, что на прогулки, экскурсии и занятия на пленере отведено 43% часов по отношению к аудиторным занятиям, чем и достигается оздоровительный эффект курса.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет.
Объем программы: 68 часов.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Предполагаемые формы занятий:
беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты.
Овладение рисованием в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений руки и усвоению графических навыков.
Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично заполнять поверхность листа рисунком, будут знать способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания художественного образа.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
Ф.И.О. ребёнка | Название работы | Техника исполнения | Аккуратность | Самостоятельность | завершенность | |
|
|
|
|
|
|
|
— работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
— работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
— работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.
Содержание программы.
Тематическое рисование.
Занятия тематического рисования ставят своей задачей развитие художественных способностей, внимания, зрительной памяти, эстетического вкуса, воспитание духовно эмоциональной чуткости, гармоничного развития личности.
Декоративное рисование.
На этих занятиях дети овладевают азами художественно-образного языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета.
Рисование с натуры.
Эти занятия способствуют формированию осознанного восприятия окружающего мира, развивают наблюдательность, внимание. Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).
Экскурсии.
Прогулки и экскурсии расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, ощущать себя как часть окружающего мира и сохранять целостность восприятия. Общение с природой вырабатывает необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Кроме этого, программа выстроена по принципу сквозного тематического планирования, который был разработан А.Г. Сайбединовым (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей»).
Содержание программы разделено на четыре блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к смене времен года. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Тематическое планирование.
Тема | Форма занятия | Оборудование | Вид деятельности | Часы | дата | |
Вокруг нас осень (16 часов) | ||||||
1 | «В гостях у осени» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 |
|
2 | «Какого цвета осень» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 |
|
3 | «Птичьи хлопоты» | Экскурсия | Пакет с кормом для птиц. | наблюдения за жизнью птиц осенью. | 1 |
|
4 | «Птичьи хлопоты» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 |
|
5 | «На что похоже?» | Экскурсия |
| Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе. | 1 |
|
6 | «На что похоже?» | Тематическое рисование | гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Монотипия | 1 |
|
7 | «Что творится на реке?» | Тематическое рисование | гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | зарисовки | 1 |
|
8 | «Что творится на реке?» | Тематическое рисование | работа с прошлого занятия, основные цвета, акварель, палитра, кисти, баночка с водой, лист бумаги. | Рисунок по работе с прошлого занятия | 1 |
|
9 | «Как живут деревья?» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | изображение голых веток | 1 |
|
10 | Впечатления осени | Тематическое рисование | Картон синий и коричневый гуашь, баночка с водой, кисти | Общее панно с индивидуальными работами | 1 |
|
11 | Весёлые краски | Тематическое рисование | альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой | Знакомство с дополнительными цветами, организация рабочего места, рисунок акварелью. | 1 |
|
12 | «По осенним тропкам» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 |
|
13 | «Золотая осень» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 |
|
14 | «Осенние хлопоты» | Экскурсия | Пакет для сбора природного материала. | наблюдения за окружающей жизнью осенью. | 1 |
|
15 | «Осенние хлопоты» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 |
|
16 | «Тепло – холодно» | Тематическое рисование | альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой | Теплые и холодные цвета | 1 |
|
Вокруг нас красота зимы (14 часов) | ||||||
17 | В ожидании зимы | Рисование с натуры на пленере | простой карандаш, картон | Изображение голых деревьев | 1 |
|
18 | Птицы зимой | экскурсия | корм для птиц. | Наблюдения за жизнью птиц на улицах | 1 |
|
19 | Пернатые соседи | Тематическое рисование | бумага плотная, или картон, восковые мелки | Рисунок по памяти | 1 |
|
20 | Мой край родной | Рисование с натуры на пленере | простой карандаш, картон | пейзаж | 1 |
|
21 | «…Хорошо ли метели лесные тропы замели?» | прогулка | Лопатки, санки-ледянки. | Наблюдение на пленере, зимние игры. | 1 |
|
22 | Зимушка-Зима | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Создание выразительного рисунка без ярких цветов |
|
|
23 | Узорные варежки | Декоративное рисование | Цветной картон, гуашь, кисть. | Рисунок по представлению или по памяти |
|
|
24 | Зимние наброски. | Рисование с натуры | бумага, простой карандаш | Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки. |
|
|
25 | Где живёт дед мороз? | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Рисунок по представлению |
|
|
26 | «Снежная кутерьма» | прогулка | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Рисунок по представлению | 1 |
|
27 | Какого цвета снег? | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Оттенки белого, заливка цветом | 1 |
|
28 | Зимние забавы. | Тематическое рисование | Гуашь, работа прошлого урока, кисть, баночка с водой. | Рисунок по работе прошлого урока | 1 |
|
29 | Узоры на стекле. | Декоративное рисование | серая бумага, 2-3 цвета гуаши, жёсткая кисть. | Рисунок по представлению или по памяти | 1 |
|
30 | Какие бывают снежинки | Рисование с натуры | бумага, простой карандаш | Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки. | 1 |
|
Мы и люди вокруг (11 часов) | ||||||
31 | Кем мы будем? | Тематическое рисование | бумага, карандаш, восковые мелки, шаблон фигуры человека, основа для панно. | Создание коллективного панно. | 1 |
|
32 | Какие бывают дома? | Экскурсия |
| Прогулка по окрестностям, наблюдения | 1 |
|
33 | В каком доме ты живёшь? | Тематическое рисование | бумага, карандаш, гуашь, баночка с водой, кисти. | Рисунок по памяти. | 1 |
|
34, 35 | Я рисую друга (подругу) | Тематическое рисование | бумага, гуашь, кисти, баночка с водой. | Портрет | 2 |
|
36, 37 | Мы с другом любим поиграть… | Тематическое рисование | бумага, акварель, кисти, баночка с водой. | Рисунок по представлению или по памяти. | 2 |
|
38 | Автопортрет. | Тематическое рисование | бумага, гуашь, кисти, баночка с водой. | Рисунок по памяти | 1 |
|
39 | Мои настроения бывают такими… | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | Рисование по представлению | 1 |
|
40 | Каким я хочу стать? | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | портрет | 1 |
|
41 | Своё пространство | Тематическое рисование | бумага, карандаш, гуашь, баночка с водой, кисти. | Рисунок по представлению | 1 |
|
Какого цвета весна и лето (27 часов) | ||||||
42 | Предчувствие весны | экскурсия |
| Прогулка по окрестностям школы, наблюдения | 1 |
|
43 | Ждём весну — какая она? | Тематическое рисование | белила, цветной картон, коричневая гуашь. | Пейзаж, техника отпечатков мятой бумагой | 1 |
|
44 | Скоро птицы прилетят! | Рисование с натуры | белая бумага, основа под лист, восковые мелки. | Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки. | 1 |
|
45 | Как просыпается природа? | экскурсия |
| Прогулка с целью наблюдения. | 1 |
|
46 | Верба. | Тематическое рисование | гуашь, цветной картон, баночка с водой. | Рисунок по цветному картону | 1 |
|
47 | Мои лесные друзья | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 |
|
48 | Апрель с водой, май с травой! | Рисование с натуры | бумага, карандаш, твёрдая основа для листа. | Наблюдения за весенней рекой, зарисовки. | 1 |
|
49 | Весенние картинки с речки. | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой | Пейзаж | 1 |
|
50, 51 | Наши мечты о лете. | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 2 |
|
52, 53 | В мягких муравках у нас… | Рисование с натуры | бумага, твёрдая основа, восковые мелки. | Наблюдения за жизнью насекомых, зарисовки. | 2 |
|
54, 55 | Природа и человек. | Тематическое рисование | Бумага, кисти, гуашь. | Пейзаж, техника отпечатков мятой бумагой | 2 |
|
56 | «Вслед за солнечным лучиком» | Тематическое рисование | гуашь, баночка с водой, кисть, разовая картон цветной | Рисунок по памяти | 1 |
|
57, 58 | Я хотел бы природе помочь вот чем… | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 2 |
|
59 | Ощущения лета. | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 2 |
|
60, 61 | Кто к нам летом погостить? | Рисование с натуры | бумага, твёрдая основа, восковые мелки. | Наблюдения за жизнью насекомых, зарисовки. | 2 |
|
62, 63 | «Настроение природы – это и моё настроение». | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | Рисование по представлению | 2 |
|
64 | «Я буду таким, как…» | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | Портрет человека, с которого я беру пример в жизни. | 1 |
|
65, 66 | «Какой мир мы создадим, в таком и будем жить». | Экскурсия | бумага, акварель, кисти, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 2 |
|
67, 68 | «Моё лето». | Рисование с натуры | бумага, твёрдая основа, восковые мелки. | Наблюдения, зарисовки. | 2 |
|
Методические рекомендации.
Изобразительная деятельность – творческая, поэтому важно создать творческую атмосферу на занятии. Для этого нужно, что бы процесс общения с детьми носил непринужденный, искренний характер, вовлекать детей в диалог по теме занятия. Важно, чтобы дети получали удовольствие от своей работы. Педагог должен видеть, как ребёнок относится к самому процессу: скучно ему или весело, интересно ему или нет, чтобы вовремя помочь, поддержать, пробудить утерянный интерес. Ребёнок не должен бояться, что выйдет плохо, не должен бояться творить. Ситуация успеха должна присутствовать на каждом занятии, тогда ребёнок будет с увлечением и интересом открывать для себя мир вокруг. Хорошо на занятиях использовать музыкальные фрагменты, подходящие к теме занятия. Это поможет создать эмоциональный настрой и поддерживать его в течение всего занятия. Этой же цели служат стихи, загадки, маленькие рассказы, пословицы и поговорки, включаемые в содержание занятия.
Тематическое рисование.
Большая часть тем в этом блоке является продолжением занятий на пленере, прогулок и экскурсий. Эмоциональное погружение происходит именно на этих занятиях, а тематические работы являются их итогом, логическим завершением. Такие «пары» нужно планировать так, чтобы одно вытекало из другого. Например, за экскурсией по теме «Фантазии нам осень навевает…» следует занятие тематическим рисованием на ту же тему . На экскурсии дети наблюдают за начавшимися изменениями в природе: подтаявшим снегом, оживившимися птицами, тёплым ветром и т.д. Следующее занятие нужно начать с вопросов, которые помогут детям оживить в памяти картину природы ранней весной. После этого можно попросить детей, опираясь на свой жизненный опыт представить, какие изменения будут происходить дальше, и нарисовать рисунок на основе своих фантазий. Есть в блоке темы, которые не связаны на- прямую с предыдущими или последующими занятиями. Их немного, но они заставляют ребенка осмысливать свои ощущения и настроения. Например:
«Моё зимнее настроение выглядит вот так…» и др. Здесь важно настроить ребенка на нужную волну, погрузить в себя.
Рисование с натуры.
Эти занятия проходят на пленере. Дети наблюдают за жизнью животных, растений, насекомых, делают зарисовки. Срисовывая объекты из жизни, дети учатся внимательнее относиться к сезонным изменениям в природе, открывают целый мир, живущий по своим законам, учатся осознавать себя его частью.
Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).
Экскурсии и прогулки.
Важно продумать маршрут согласно теме экскурсии, перед выходом объявить цель прогулки, напомнить правила дорожного движения, правила поведения в лесопарковой зоне, у воды.
Литература:
-
Петр Порте «Учимся рисовать человека», «Мир книги», 2005 г.
-
Петр Порте «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», «Мир книги»,2005 г.
-
Петр Порте «Учимся рисовать природу», «Мир книги», 2005 г.
-
Петр Порте «Учимся рисовать окружающий мир», «Мир книги», 2005 г.
-
Петр Порте «Учимся рисовать от А до Я», «Мир книги», 2005 г.
-
Нина Соколова-Кубей «Узоры из бумаги», «Мир книги», 2008 г.
-
Н. Телегина «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2008 г.
-
И. Агапова М. Давыдова «Аппликация». «Мир книги», 2009 г.
-
Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.
-
«Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей»Томск: Дельтаплан, 2002 г).
-
Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008
МБОУ «Паутовская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор школы
_______Пчельникова Т.С. ________Кашлева Л.Н.
Протокол______ Приказ________
От «___»__________2014 От «____»__________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
для обучающихся 4 класса
на 2014 — 2015 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Зауглова Елена Юрьевна
С. Паутово
2014г.
| 3 |
| 4 |
| 8 |
| 9 |
| 10 |
| 11 |
| 12 |
| 13 |
| 14 |
10. Учебно — тематическое планирование 4 класс | 15 |
11.Список литературы для учителя и учащихся | 16 |
|
|
|
|
Пояснительная записка
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы мощное движение всеразличных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждённой Президентом РФ Д. Медведевым. Среди характеристик школы XXI века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.
Программа «Юный исследователь» ориентирована на применение широкого комплекса методик добычи знаний. Программа построена на основе методического пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 2-е изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006. – 208 с.
Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся
Задачи программы:
-
Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
-
Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
-
Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 68 часов в 4 классе.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Учебные творческие проекты».
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: творческом проекте.
Умеет:
Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.
Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект
Определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» 1: (таблица 1)
Таблица 1
Оцениваемые универсальные учебные действия | |
| Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. |
| Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества |
| Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования |
| сформированность действия личностного самооценивания |
| Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей |
| Формирование актуального рефлексивного контроля |
| Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности |
| Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели |
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление
будущего проекта), определение сферы проекта (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
Проект. Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трём группам:
-
Фантастические — ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в технических рисунках и макетах);
-
Эмпирические — связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление проектной деятельности. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы;
-
Теоретические темы — ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.
Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и нереальные — провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбрать методы проекта)
Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать материал, использовать известные логические правила и приёмы). Составление определённого алгоритма систематизации определённых данных.
Представление результатов деятельности. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проекта, использовать рисунки, таблицы, подготовить презентацию выступления).
Убеждение других, доказывая свою точку зрения.
Учебно-тематический план
4 класс
Темы занятий | Кол-во часов | |
1-2 | Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Известные, но недоказанные гипотезы. | 4 |
3-4 | Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий. | 4 |
5 — 6 | Определение социально-значимых проблем. Выбор тем проектов Обозначение границ проекта. | 4 |
7-8 | Направление проекта. Актуализация проблемы | 4 |
9-10 | Разработка гипотезы и методов проекта | 4 |
11 -16 | Сбор информации, обработка информации | 12 |
17 — 26 | Наблюдения и проектирование | 20 |
27 — 31 | Структурирование материала, обобщение полученных результатов | 10 |
32-34 | Подготовка презентации. Подготовка выступлений | 6 |
Итого: | 68 |
Литература
-
Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. — М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006. – 2, 34 Mб
-
Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. — № 10. – С.2-3
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
-
Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-2006. — № 6. — С.65-70
-
Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2009. — 30 августа
-
Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»: Как разработать и провести проект в начальной школе.
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
-
Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература». – 2004. – 32 с.
1