Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа развития речи» для 4 класса
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой «Учимся грамотно писать сочинение и изложение», а также программы Л.И. Тикуновой, М.Н. Корепановой «Пишем сочинение по картинам русских художников».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий:
— способствовать развитию умений грамотно писать сочинения и изложения;
— содействовать развитию речи детей;
— совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников;
— воспитывать познавательный интерес к родному языку;
— решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Работа над изложением и сочинением учит школьников излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащает словарный запас, содействует развитию логического мышления, расширяет кругозор. Задания программы направлены на развитие самоконтроля: чтение по слогам, определение орфограмм, подчёркивание орфограмм, умение пользоваться словами для справок, составление плана текста и текста по плану, запись текста и его проверка.
Особое внимание уделяется :
— понятию текста, основной мысли текста, заголовку текста;
— делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;
— видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;
— построению текста (начало, основная часть, заключение);
— пониманию учеником, о чём он пишет.
Содержание программы
1. Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок. – 4 ч.
2. Построение текста: начало, основная часть, концовка. – 4ч.
3. Синонимы. – 4ч.
4. Какие бывают тексты? – 4ч.
5. План -5ч.
6. Опорные слова. – 5ч.
7. Где живут картины. -2ч.
8. Сочинения по картинам И.И. Шишкина. – 6 ч. Биография И.И. Шишкина. Работа над картинами «Рожь», «Сосновый бор», «Сосны, освещённые солнцем», «На севере диком».
9. Сочинения по картинам И.И. Левитана. – 8 ч. Биография И.И. Левитана. Работа над картинами «Золотая осень», «Весна – большая вода», «Март», «Вечерний звон».
10. Сочинения по картинам В. М. Васнецова. – 7 ч. Биография В.М. Васнецова. Работа над картинами «Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке»,
11. Сочинения по картинам А.К. Саврасова. – 4ч. Биография А.К. Саврасова. Работа над картиной «Грачи прилетели»
12. Сочинения по картинам В.Г. Перова. – 5ч. Биография В.Г. Перова. Работа над картинами «Автопортрет», «Тройка».
13. Сочинения по картинам К.Е. Маковского. -5ч. Биография К.Е Маковского. Работа над картинами «Автопортрет», «Дети, бегущие от грозы».
14. Сочинения по картинам О.А. Кирпенского. – 2ч Биография О.А. Кирпенского. Работа над картиной «Портрет Пушкина»
15. Обобщение. Повторение. – 2ч.
16. Итоговое занятие. – 1ч.
Итого 68 часов
Универсальные учебные действия
• интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
• познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
• организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
• умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с печатными пособиями, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Занятия по развитию речи проводятся в рамках внеурочной деятельности два раза в неделю (34 недели-68 часов).
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:
-
Т.Н. Соколова. Школа развития речи. Методическое пособие. 4 класс.- М.: РОСТ 2012
2. Т.Н. Соколова. Учимся писать сочинение и изложение. Рабочая тетрадь в 2-х ч. Рост 2013
3. Л.И. Тикунова, М.Н. Корепанова. Пишем сочинения по картинам русских художников. Рабочая тетрадь. РОСТкнига, 2007
Материально – техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения
— Классная магнитная доска
— Ноутбук учителя
— Многофункциональное оборудование
— Ноутбуки учащихся
— Мультимедийный проектор
— Интерактивная доска
2. Учебно – практическое оборудование
— простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-материалы: тетради, бумага писчая
3. Оборудование класса
— Ученические столы двухместные с комплектом стульев
— Стол учительский с тумбой
— Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
— Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно – тематическое планирование
Тема занятия | Решаемые проблемы (цель) | Основные понятия | Универсальные учебные действия | Дата по плану | Дата по факту | |
1-4 | Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок | Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения темы и основной мысли текста; развивать внимание, память. | Текст. Тема. Основная мысль. Заголовок. | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
|
5-8 | Построение текста: начало, основная часть, концовка. | Продолжить работу над связью слов в тексте; закреплять навыки работы с деформированным текстом; развивать логическое мышление, память | Связь слов в предложении. Деформированный текст. Части текста. | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
9-12 | Синонимы. | Продолжить работу над понятием «синонимы»; отрабатывать навыки подбора и употребления синонимов в устной и письменной речи; развивать память, мышление, воображение | Определение синонимов. Для чего употребляются синонимы. | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
13-16 | Какие бывают тексты? | Повторить признаки типов текстов; развивать внимание, память | Признаки текста. Типы текста | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
17-21 | План | Продолжить работу над составлением текстов по плану и опорным словам | Что такое «план»? Для чего нужен план. Как составить план | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
22-26 | Опорные слова. | Повторить признаки текста; совершенствовать навыки определения опорных слов; развивать внимание, память. | Текст, опорные слова | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
|
27-28 | Где живут картины. | Познакомить детей с Третьяковской галереей, с чудесными творениями и их создателями | Третьяковская галерея. Картины великих русских художников | Ставить и формулировать проблемы; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
29-34 | Сочинения по картинам И.И. Шишкина. | Познакомить с творчеством И.И. Шишкина; учить сочинению – описанию картин | Творчество И.И. Шишкина. Просмотр репродукций картин «Рожь», «Сосновый бор», «Сосны, освещённые солнцем», «На севере диком». Сочинение описание. | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера |
|
|
35-42 | Сочинения по картинам И.И. Левитана. | Познакомить с творчеством И.И. Левитана; учить сочинению – описанию картин | Творчество И.И. Левитана. Просмотр репродукций картин «Золотая осень», «Весна – большая вода», «Март», «Вечерний звон».
| Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
43-49 | Сочинения по картинам В. М. Васнецова. | Познакомить с творчеством В.М. Васнецова; учить сочинению – описанию картин | Творчество В. М. Васнецова. Просмотр репродукций картин «Богатыри», «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке»,
| Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера |
|
|
50-53 | Сочинения по картинам А.К. Саврасова. | Познакомить с творчеством А.К. Саврасова; учить сочинению – описанию картины | Творчество А.К. Саврасова. Просмотр репродукции картины «Грачи прилетели»
| Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
54-58 | Сочинения по картинам В.Г. Перова. | Познакомить с творчеством В.Г. Перова; учить сочинению – описанию картин | Творчество В.Г. Перова. Просмотр репродукций картин «Автопортрет», «Тройка». | Узнавать, определять и называть объекты в соответствии с окружающей действительностью; преобразовывать практическую задачу в познавательную, строить понятные для партнера |
|
|
59-63 | Сочинения по картинам К.Е. Маковского. | Познакомить с творчеством К.Е. Маковского; учить сочинению – описанию картин; учить определять и употреблять связь между предложениями в тексте; развивать воображение и логическое мышление | Творчество К.Е. Маковского. Просмотр репродукций картин «Автопортрет», «Дети, бегущие от грозы».
| Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
64-65 | Сочинения по картине О.А. Кирпенского | Познакомить с творчеством О.А. Кирпенского; учить сочинению – описанию картин | Творчество О.А. Кирпенского Просмотр репродукций картин | Понимание смысла картин, извлечение необходимой информации, умение анализировать увиденное; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
66-67 | Обобщение. Повторение.
| Обобщить знания учащихся по пройденному материалу | Тема текста. Основная мысль. План. Стили письменной речи. Их различия. Сочинение. Изложение. | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
68 | Итоговое занятие | Подвести итог занятий по развитию речи | Какие знания и умения приобрели на занятиях | Понимание текстов, извлечение необходимой информации; формулировать собственное мнение и позицию |
|
|