Рабочая программа внеурочной
деятельности
«Этика: азбука добра»
Программа рассчитана на учащихся 1 классов.
Срок реализации программы 1 год
Направление: Духовно-нравственное
Авторы: Гречкина О. В.
Пояснительная записка.
Программа основана:
-
На ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021779-8
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Основные задачи программы:
1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;
2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;
3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и
вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Особенности организации занятий.
— беседа;
— игровой практикум;
— ситуативная беседа-рассуждение;
— ситуативная беседа-игра;
— беседа-размышление;
— ситуативная игровая программа.
Участники образовательной программы: учащиеся 1 а.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры программы: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Планируемые результаты:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
-
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
-
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
-
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
-
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям ( определить
-
группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Форма подведения итогов реализации программы: конкурсно — игровая программа
Содержание программы:
-
Школьный этикет (4 ч)
-
Правила общения (10 ч)
-
О трудолюбии (3 ч)
-
О дружбе (5 ч)
-
Правила гигиены здоровья (4 ч)
-
Внешкольный этикет (7 ч)
Итого: 33 часа
Тематическое планирование занятий
Тема | Дата проведения | |
1 | Знакомство с «Маркизом Этикетом» |
|
2 | Правила поведения в школе |
|
3 | Перемена с увлечением |
|
4 | Как правильно вести себя за обеденным столом |
|
5 | Добрый день. Здравствуйте. |
|
6 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. |
|
7 | Поговорим о доброте |
|
8 | Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать. |
|
9 | Этикет мы, познавая, дружно, весело играем! |
|
10 | Будьте здоровы! |
|
11 | По стране вежливых слов |
|
12 | Правильно ли мы говорим? |
|
13 | Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт нам полюбить. |
|
14 | Спеши творить добро людям |
|
15 | К вам пришли гости |
|
16 | Эстетические хитрости застолья |
|
17 | Телефонный этикет |
|
18 | Поприветствуем друг друга |
|
19 | Как вести себя в общественных местах |
|
20 | Гостеприимный хозяин |
|
21 | Без друга в жизни туго |
|
22 | Можно и не ссориться |
|
23 | Порадовать близких – как это просто! |
|
24 | Твой труд дома |
|
25 | Учись учиться |
|
26 | Каждой вещи – своё место |
|
27 | Правила поведения на улице |
|
28 | Правила поведения на дороге жизни |
|
29 | Мой путь от дома до школы |
|
30 | Час весёлого настроения |
|
31 | Правила безопасности при общении с животными |
|
32 | Чудо земли — хлеб |
|
33 | Люби книгу |
|
Необходимое оборудование: памятки для каждого ученика, художественные рисунки и иллюстрации, плакаты, художественная литература, настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.
Литература
-
Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Бако», 2008
-
Н.Ф.Дик «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» (ООО «Феникс») Ростов, 2008
-
Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
-
М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы», издательство «Экзамен», (серия «Учебно — методический комплект»), Москва, 2009
-
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2007