РАЗРАБОТАННЫЕ МОДЕЛИ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ, ЛЕКЦИЙ, БЕСЕД,

СЕМИНАРОВ — ПРАКТИКУМОВ В ШКОЛЕ

7 КЛАСС

Тематика родительских собраний в 7 классе

В седьмом классе очень часто начинаются проблемы трудного воз­раста. Подростки меньше уделяют внимания собственно учебной де­ятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проявлением агрессивности и грубости, уходом в свой мир, в мир своих друзей и интересов. Родительские собрания должны при­влечь родителей к пониманию данной проблемы, помочь преодолеть трудности взросления детей с наименьшими потерями.

Собрания должны быть посвящены проблемам развития учащи­мися собственного интеллекта, проблемам преодоления в себе агрес­сивности, проблемам школьных отметок и т. д. Эти темы наиболее актуальны для возраста семиклассников.

Если у вас растет дочь…

Задачи: помочь родителям разобраться в особенностях взросления собственной дочери; способствовать формированию положительно­го опыта воспитания девочки- подростка.

Форма проведения: беседа с элементами лекции.

Вопросы для обсуждения: любые вопросы, возникающие у родите­лей девочки по поводу ее взросления.

Подготовительная работа: приглашение родителям (см. прило­жение); памятки для родителей (см. приложение); статистический материал (см. приложение); подготовка выставки специальной литературы по вопросам воспитания девочек в семье, газетных статей; предварительное проведение встречи девочек класса с детским гинекологом с лекцией по половому просвещению; классный час «Если ты встретишься с насилием…»; сочинение-размышление «Какой бу­дет моя будущая семья».

Оформление класса: высказывания выдающихся педагогов и лите­раторов мира по проблемам воспитания детей: «Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский); «Дети —это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда» (В. П. Астафьев); «Нельзя приписывать все заб­луждения и неправильные поступки только детям, а не родителям. Трудности нравственного воспитания суть двойственного происхож­дения. Это результат соединения ошибок родителей и детей» (Г. Спенсер).

Комментарии для учителя. Это родительское собрание существен­но отличается от собраний, которые проводятся в классе. Во-первых, собрание проводится только для родителей, в семьях которых растут девочки. Во-вторых, собрание обязывает присутствие обоих родите­лей, если, конечно, семья полная. В-третьих, собрание направлено на то, чтобы дать возможность родителям максимально получить от­вет специалистов на волнующие их вопросы. Безусловно, если Школа находится в селе, пригласить специалистов достаточно трудно, но возможно сделать это с помощью видеокассет и иных материалов для просвещения родителей.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые родители!

Тема нашего сегодняшнего разговора не только серьезна и важна. Она актуальна. Наряду с тем, что XI век войдет в историю как век научных открытий, он войдет в историю как век терроризма и наси­лия. Уходить от этой проблемы нельзя, предупредить тоже, к сожале­нию, не всегда возможно в общественном смысле. Но каждая семья должна задуматься о том, как уберечь своего ребенка от проблем, ко­торые можно предупредить.

Одной из центральных проблем воспитания ребенка — это про­блема полового воспитания. Ее значение состоит не только в том, чтобы воспитывать в семье гигиеническую культуру ребенка. Эта про­блема нравственная. Как сделать так, чтобы дочери не коснулась «грязь» сексуального насильника, как уберечь ее от необдуманных поступков, как принимать последствия необдуманных поступков де­тей родителям — вот об этом пойдет сегодняшний разговор.

II. Представление гостей — участников собрания

III. Выступление детского гинеколога, психолога, сексолога,
представителя органов правопорядка и адвоката

Родители записывают телефоны экстренной связи с различными организациями в Случае необходимости.

Ответы гостей на вопросы родителей, подготовленные ими заранее.

IV. Анализ сочинений девочек класса на тему «Какой будет моя
будущая семья»

V. Работа родителей с памятками и обсуждение их

VI. Подведение итогов

Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации

Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цвет­ком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Словом можно убить и оживить, ранить — и из­лечить, посеять смятение и безнадежность — и оду­хотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уны­ние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить неверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души.

В.А. Сухомлинский

Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы ре­шения конфликтных ситуаций; ознакомить родителей с особеннос­тями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов; тренировать родителей в разрешении конфликтных ситу­аций.

Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции. Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывает ребенок в пе­риод своего взросления; как нужно вести себя родителям в период взросления подростка; почему возникают конфликтные ситуации, и кто чаще всего является их инициатором.

Подготовительная работа: подготовка словаря темы (см. прило­жение); анкетирование родителей и учащихся (см. приложение); под­готовка материалов лекции для родителей (см. приложение); подго­товка ситуаций для практикума (см. приложение).

Ход собрания I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы вос­питания детей в семье.

Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: бо­лезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избе­жать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.

Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остать­ся родителями вообще и быть счастливыми родителями.

Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются про­блемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.

Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.

Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. Не могу не привести пример: «Благопо­лучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрез­вых, неряшливо одетых молодых людей. После вопросу «Почему ты здесь? Что тебя сюда привело?» она рассказывает о том, что родители подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пуска­ет. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ре­бенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и са­мое главное, как это происходит в его семье».

Причины кризиса могут быть самые разные:

  • развод родителей;

  • потеря близкого человека;

  • алкоголизм родителей или одного из них; ^

  • переживание трудной и непредвиденной ситуации (терракт);

  • межличностный конфликт;

  • изменение состояния здоровья;

  • проблемы внешности;

  • препятствия в достижений поставленной цели и т. д.
    Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но

экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:

  • тревога, страх, смятение, шок;

  • сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть труд­ности;

  • истощение и уход от решения проблемы.

Наиболее частой причиной кризисной ситуации являются конф­ликты. Они могут быть:

  • лично-семейные;

  • профессиональные;

  • межличностные, не связанные с профессиональной деятель­ностью;

  • обусловленные состоянием здоровья;

  • связанные с материальными затруднениями;

  • обусловленные антисоциальным поведением.

Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требу­ет активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.

Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя ре­шить следующими мерами:

угрозы, указания, приказы;

диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;

  • морализаторско-менторские поучения;

  • гнев, раздражение.

П. Анализ анкет родителей

Классный руководитель анализирует анкеты учащихся и родите­лей и обращает внимание на те пункты, которые вызвали самые боль­шие затруднения родителей и детей.

  1. Краткая лекция школьного психолога по проблеме родительс­кого собрания

  2. Родительский практикум. Разыгрывание ситуаций, предло­женных классным руководителем

Во время практикума родители должны не только дать ответ на предложенную ситуацию, но и, по возможности, разыграть ее.

Родители делятся на группы по 4 человека и готовят небольшой сценарий предложенной им ситуации. В сценарий входит определе­ние ролей, которые будут играть сами родители, реплики, которые будут предложены для решения данных ситуаций, конкретные реше­ния, принимаемые в каждой ситуации.

После разыгрывания ситуаций можно провести дискуссию-ана­лиз, которая позволит определить отношение родителей к выполня­емому заданию. Для дискуссии могут быть предложены следующие вопросы:

  • Какие конфликты возникают чаще всего в вашей семье и поче­му они возникают?

  • Как вы ведете себя в конфликтной ситуации?

  • Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?

  • Как вы даете понять ребенку, что он прав?

  • Способны ли вы принять точку зрения ребенка?

  • Способны ли вы аргументировать непринятию вами точку зре­ния ребенка?

  • Какие формы поощрения и наказания вы используете в своей
    семье?

  • Отличаются ли ваши формы наказания от тех, которые вы ис­пользуете по отношению к собственным детям?

  • Расходятся ли ваши формы наказания детей в семье?

  • Скрываете ли вы от мужа или жены проступки собственных детей?

V. Подведение итогов

Классный руководитель предлагает родителям «выбросить» те ме­тоды и приемы воспитания, которые могут привести к кризисной си­туации в семье. Для этого он раздает всем родителям конверты и ли­сток бумаги.

Родители должны обдумать все то, что они услышали и увидели в ходе родительского собрания, а затем изложить на своем листочке бумаги все то, что они хотели бы выбросить и забыть как средство воспитания своих детей.

Родители заполняют свои листочки и заклеивают их в конверты, классный руководитель предлагает прочитать эти листочки на пос­леднем родительском собрании в 11 классе, когда ребята будут ухо­дить из стен школы.

Контрольная для взрослых

Задачи: нестандартным способом выразить своё отношение к сыну (дочери), его проблемам; передать жизненный и исторический опыт в миниатюре; поразмышлять о будущем.

Форма проведения: написание сочинения на свободную тему.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); индивидуальные консультации психолога роди­телей.

Ход собрания

I. Вступительное слово

В быстром темпе современной жизни не находится времени, под­час, атмосферы и настроения, чтобы поговорить по душам, без фор­мальной критики оценить поступки, ситуации и человеческие цен­ности. Давайте попробуем это сделать на бумаге. Важно, насколько вы знаете своего ребёнка, что, на ваш взгляд, необходимо ему для успешной реализации себя как личности. Что вы посоветуете ему, и как он воспринимает и воспримет ваши советы. В любом случае, эта «контрольная» будет полезна и вам, и вашему ребенку. Только стиль должен быть доверительным, а мысли искренними. Желаю успехов!

П.. Выступление словесника (учителя литературы)

Я не буду вам предлагать план сочинения, разбирать содержание и требования к стилистике. Степень доверительности определяется сти­лем общения в семье, её традициями, а искренность оценят сами дети. Память о каких-то важных, памятных днях в вашей семье позволит настроить внимание, чуткость и понимание ваших слов. И обязатель­но должно присутствовать уважение, понимание возможностей его, напутствия ему во взрослую жизнь.

III. Выполнение «контрольной работы»

Сочинения адресованы детям — не обсуждаются.

Только по желанию детей могут быть прочитаны или озвучены.

Литература

Сухомлинский В.А. Письма к сыну. — М.: «Просвещение», 1987.

Агрессия, ее причины и последствия

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.

Никколо Макиавелли

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влия­ния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; форми­ровать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возмож­ных путей ее преодоления.

Форма проведения: разговор по душам.

Вопросы для обсуждения: причины проявления агрессии; родитель­ская власть, ее виды и способы влияния на личность подростка; воз­можные способы преодоления агрессивности.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей (см. приложение); классный час «10 моих Я»; сочинение учащихся «Со мною что-то происходит…»; анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу); полезная информация (см. приложение).

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о про­блеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаган­ду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьюте­ров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию прояв­ляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

П. Обсуждение анкет учащихся

Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии от­рочества является желание подражать поведению взрослых и куми­ров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.

Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубос­тью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже не­чего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведе­ния детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отно­шению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требователь­ный к себе родитель способен анализировать методы своего воспита­ния и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснован­ные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и нео­бдуманно его наказывать.

Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учитель­нице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подоб­ных поступков.

Требовательность по отношению к ребенку Должна быть разум­ной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятель­ствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдви­гаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ре­бенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавиро­вать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем на­ступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

III. Анализ сочинений учащихся по теме собрания

Учащиеся заранее пишут сочинения по предложенной классным руководителем теме. Классный руководитель предлагает учащимся эпиграф сочинения и поясняет задачу написания сочинения-размыш­ления.

Со мною что-то происходит,

Ко мне мой старый друг не ходит.

Приходят в праздной суете

Разнообразные не те…

Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нра­вилось, перестает нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь — обидел. Люди задают себе вопрос: «Почему я совершаю та­кие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?» Попробуем ответить себе, написав небольшое сочинение-размышление на задан­ную тему.

Диагностика детской агрессивности. Используя различные диаг­ностические методики, психологическая служба изучает причины детской агрессии. В ее задачу входит выявление скрытой и открытой агрессии среди учащихся и подготовка нужной информации для ро­дителей.

IV. Памятки для родителей (см. приложение)

V. Подведение итогов

Родители обмениваются мнениями об услышанном в ходе собра­ния.

Поощрение и наказание детей в семье

Наказание — это причинение вреда причиня­ющему вред. Похвала — педагогический домкрат.

В. Г. Кротов

Задачи: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и на­казания ребенка в семье.

Форма проведения: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семей­ном воспитании; значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа: подготовка анкет для родителей и уча­щихся (см. приложение); подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания (см. приложение).

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает, тему предыдущего. Очень часто ребенок становится не­рвным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощ­рения.

Прежде чем мы перейдем к анализу данной проблемы, давайте об­ратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания. (Родители делятся мнениями по высказываниям, написанным на доске.)

Давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной про­блеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

Но сначала мне как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием и по­ощрением, уровень тревожности ребенка гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формиро­вании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.

А пока говорят дети…

II. Обсуждение сочинений детей

Ребята должны были написать заранее сочинения о тех наказани­ях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важный показатель этих сочинений — что дети хотят исклю­чить те наказания, от которых они сами периодически страдают.

Например:

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети пла­чут. Мне их жалко».

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник».

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень пла­кала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям воз­можность менять родителей». Плакат с мнениями учащихся класса о поощрениях:

Меня хвалят, если…

Мне дарят подарки, если…

Мне дарят деньги, если…

Мне разрешают…, если….

Статистика собрания

Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мне­ний учащихся о тех поощрениях, которые они получают от родителей.

  1. Ознакомление родителей со статистикой мнений учащихся по
    проблеме родительского собрания.

  2. В родительский дневник (см. приложение)

V. Памятка «Как поощрять ребенка в семье» (см. приложение)

VI. Подведение итогов

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

Нравственность как основа успешности образовательного процесса

Суть культуры «в общественной ценности че­ловека».

Э. Кант

Задачи: убедить родителей, что нравственность — это залог успеш­ного существования человека в обществе, ученика в образовательном процессе; ориентировать родителей на постоянное совершенствова­ние культуры общения в семье с учётом возраста ребёнка, на реаль­ную оценку поведения детей и поиск путей его коррекции.

Форма проведения: родительский всеобуч.

Подготовительная’работа: подготовка этического словаря учени­ка самими учащимися; анкетирование учителей: этика и учебный про­цесс; выдержки из устава образовательного учреждения; сочинение-зарисовка «Я в мире людей» (Как бы я хотел, чтобы относились мне?); наблюдения психолога. Нравственные особенности данного возраста, особенности данного класса, атмосферы в нём; русская ли­тература о нравственности; этика произрастает из семьи: анкетиро­вание родителей (см. приложение).

Ход собрания

I. Вступительное слово

В России Государственный образовательный стандарт в настоя­щее время выступает в качестве общего научно-методического начала образования, отражает «условия нового прочтения гарантии госу­дарства относительно образованности граждан, упорядочения ответ­ственности центра, субъектов РФ, образовательного учреждения». Требования к культурному развитию учащихся, отмечается в стан­дарте, определяет и содержательный компонент (обязательный ми­нимум содержания образования), и требования к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения.

Уже содержание начального образования ориентировано на пер­воначальное формирование основных сторон личности:

  • познавательной культуры,

  • коммуникативной культуры,

  • нравственной культуры,

  • эстетической культуры,

  • трудовой культуры,

  • физической культуры.

В основной школе стандарт «Нравственность (мораль)» предус­матривает:

  • формирование культуры нравственного поведения школьников;

  • выработку нравственных основ мировоззрения;

  • усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в
    основе общения и деятельности людей;

  • выработку основных понятий нравственного сознания школь­ников и др.

Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выд­вигают требования к общей культуре личности.

Корни же нравственности зарождаются и произрастают из семьи. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение человека (к Миру, себе, к другим, труду, природе), то в семье начинает формироваться культура поведения и культура об­щения. От того, как родители сами представляют это (собственный культурный уровень), какие ставят задачи, как отслеживают выпол­нение их, сознательно корректируя поведение детей, зависит успех нравственного становления ребёнка. Сначала понимание общего смысла и системы отношений лиц (семья, родственники, воспитате­ли, сверстники т.д.), затем знание и умение (нормы и правила быто­вого социального взаимодействия), а дальше творение, подражание позитивному поведению значимых взрослых. На базе, созданной ро­дителями, в учебном заведении к формированию нравственности подключаются учителя-воспитатели. Успех этого непрерывного про­цесса определяется согласованным взаимодействием воспитания и обучения школы и семьи.

II. Выступление психолога

  1. Психологические особенности данного возраста.

  2. Психологические особенности состава класса. Распределение
    ролей.

  3. Атмосфера сосуществования и сотрудничества.

  4. Проблемы, требующие коррекции.

  5. Необходимые индивидуальные консультации для учащихся и
    родителей.

III. Этика в словах (словарь по этике)

Термины, на которые хотелось нужно обратить внимание учащихся: АКТИВНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, ВЕЖЛИ­ВОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ ВЕРНОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, ВЫСОКОМЕ­РИЕ, ГЕРОИЗМ, ГРУБОСТЬ, ГУМАНИЗМ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ДОБ­РО, ДОЛГ, ДОСТОИНСТВО, ЗАВИСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ИНДИВИ­ДУАЛИЗМ, ИСКРЕННОСТЬ, КАРЬЕРИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ. ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛЮБОВЬ, МАЛОДУШИЕ, МЕЩАНСТВО, МУЖЕ­СТВО, НЕНАВИСТЬ, ОБЯЗАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПАТ­РИОТИЗМ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПРИНЦИ­ПИАЛЬНОСТЬ, САМОЛЮБИЕ, САМООБЛАДАНИЕ, СКРОМ­НОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, СОВЕСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ТРУ­ДОЛЮБИЕ, ТЩЕСЛАВИЕ, ТРУСОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, УБЕЖДЁН­НОСТЬ, ЦИНИЗМ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТОЛЮБИЕ, ЭТИКЕТ, ЭТИКА.

Учащимся предлагается выбрать по нескольку терминов и дать толкование их. Словарь распечатывается, оформляется, и может быть неоднократно использован для самоанализа учащимися, родителями и учителями.

IV. Выступления учителей-предметников

  1. Роль предмета для формирования нравственной и познаватель­ной культуры.

  2. Особенности методики усвоения предмета.

  3. Проблемы. *

V. Русская литература о нравственности

(Выступление словесника.)

VI. Анализ сочинений

VII. Анализ анкетирования родителей

  1. Подведение итогов

О родительском авторитете

Истинный авторитет есть не что иное, как ис­тина, изысканная силой разума.

Иоанн С. Эриугена

Задачи: ознакомить родителей с методами воспитания детей в се­мье; формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.

Форма проведения: лекция.

Вопросы для обсуждения: крайности воспитательных систем, из ис­тории вопроса; методы воспитания детей в семье.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся (см. прило­жение); подготовка материалов для лекции.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительско­му авторитету. На доске перед вами четыре фразы.

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспита­нии своих детей.

  • Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!

  • Можешь делать, что хочешь.

  • Мне все равно, что ты делаешь.

  • Я хочу понять, почему ты так делаешь.

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета. Родители по степени вы­раженности своего авторитета делятся на несколько групп:

Родители-автократы — властная своевольная личность. Приме­ром проявления- авторитета такой личности может быть ситуация, рас­сказанная мне недавно.

Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только с родителями жены. В противном случае молодые должны забыть ро­дительский дом. Вскоре молодожены расстались. Авторитет власт­ности и эгоизма сделал свое дело. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях.

Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борь­бой или бегством. Борьба может выражаться по-разному: в одних слу­чаях открыто, в других — скрыто.

Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж.

Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут по­вод, чтобы включиться в борьбу.

Другая крайность — вседозволенность. В таких семьях родители на­поминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросле­ние в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей ста­новятся все масштабнее.

Исторически сложилось так, что поколение сегодняшних родите­лей действует по схеме родителей послевоенных Родители50-хго­дов считали своим долгом дать детям все то, чего они сами не имели.
Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспита­ния вседозволенностью. Эти дети сами стали родителями. Они —
порождение лозунга «Все лучшее — детям», который в наши дни не­
редко сводится лишь к понятию изобилия материального. Родитель­ский гипертрофированный авторитет в этой ситуации может сыграть
плохую роль и привести к моральным потерям, которые нельзя вос­полнить. s

П. Анализ анкет учащихся

Авторитет родителей — это баланс между любовью к детям и ог­раничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание роди­телей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безоб­разнее и страшнее? Авторитет настоящий — это авторитет, исключа­ющий авторитаризм, все дозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.

Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребе­нок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо.

Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и приня­тия.

Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты дела­ешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка пони­мать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия. III. Подведение итогов

Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме собрания.

Нравственные уроки моей семьи

Нравственность — это разум сердца.

Г. Гейне

Нравственность — это склад души, выражаю­щийся в страстях и поступках.

Аристотель

Задачи: показать родителям значимость нравственного воспита­ния детей в семье; формировать культуру общения родителей и де­тей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Форма проведения: форум детей и родителей.

Вопросы для обсуждения: предупреждение безнравственного по­ведения; формирование духовности.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей (см. приложение); анализ мнений детей и родителей по теме собрания; ситуации для решения в ходе собрания (см. приложение); написание рассказа по заданной теме; полезная информация (см. приложение).

Оформление класса: учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для проведения собрания. Они садятся по группам. В группах по пять-шесть человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно. На доске — плакаты с эпиграфом собрания.

Ход собрания I. Вступительное слово

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в лет­нее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее се­дые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборван­ной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то пред­меты и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она прохо­дила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, ува­жаемые взрослые и дети!

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, жи­вут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они зна­чили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, ка­кие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческо­го сердца.

В старинные времена был красивый обычай — каждому роду иметь свой герб. А чтобы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность? (Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями.)

II. Решение проблемных ситуаций

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и туже ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа взрос­лых. Затем представители других групп могут предложить свое мне­ние по решению той или иной ситуации.

III. Обсуждение сочинений учащихся

Учащимся заранее предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях приятные воспоминания.

«Дерево дружбы и любви». Каждый ученик класса оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей. «Деревья» выставляются в помещении, где проходит форум.

После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с описанием своего «дерева дружбы и любви» (по желанию).

Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи.

Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их.

Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по за­данной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ.

Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пе­ром (ручкой для написания новых рассказов). В конце собрания ро­дители и дети составляют свод нравственных законов семьи и класса.

Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каж­дая группа не внесет свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и ста­нут отправной точкой нравственных поступков класса.

После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают ре­зультаты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.

IV. Подведение итогов

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания.

Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родите­ли определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственных поступков уча­щимися класса.

Книга в жизни школьника: отношение ученика к учебной и художественной литературе

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.

Ричард Бах

Задачи: ознакомить родителей с результатами развития читатель­ских способностей учащихся класса, умением работать со школьным учебником; развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: значение книги в жизни школьника; как работать со школьным учебником; культура чтения школьника, в чем она заключается.

Подготовительная работа: исследование читательских способно­стей учащихся (см. приложение); анкетирование детей и родителей (см. приложение); конкурс на самое лучшее знание школьного учеб­ника; памятки для родителей по развитию читательских умений де­тей, по работе со школьным учебником (см. приложение); посеще­ние классным руководителем и родительским комитетом класса уро­ков литературы, истории и географии с целью изучения читательских способностей учащихся; конкурс среди учащихся «Каким я вижу учеб­ник XXI века».

Ход собрания

I. Вступительное слово

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись чи­тать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приво­дят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже за­медляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.

Многие термины и понятия, о которых они должны иметь пред­ставление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

II. Мнение учителей

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чте­нию формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родительского коллектива нашего класса это подтверждает.

  1. Анализ анкет родителей

  2. Выступление членов родительского комитета по анализу посе­щенных ими уроков литературы, истории, географии

Цель посещения уроков — проверить:

подготовку учащихся к урокам;

умение учащихся читать на уроке, пересказывать прочитанное
на уроке и дома;

технику чтения учащихся класса:

  • Ф. И. ученика.

  • Количество слов в тексте.

  • Количество незнакомых слов.

  • Количество прочитанных слов в минуту.

  • Количество терминов.

V. Выступление школьного библиотекаря (по результатам иссле­дования читательских интересов по классу).

1. Знакомство родителей класса с выставкой рекомендуемой ли­тературы, которую надо иметь в доме для того, чтобы стимули­ровать читательские интересы учащихся.

2, Вручение родителям списка обязательной и рекомендуемой ли­тературы для внеклассного чтения по различным предметам.

VI. Конкурс «Каким я вижу учебник XXI века»

Вручение поздравительных писем родителям за победу их детей.

VII. Копилка родительского опыта

Обмен мнением родителей по развитию читательского интереса и читательских умений детей в семье.

Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к собранию. Их обсуждение и анализ.

VIII. Подведение итогов

Поговорим о способностях

Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что все знают.

Сенека

науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагру­женных книжной премудростью.

М. Монтень

Задачи: развивать интерес родителей к педагогической и психоло­гической литературе; способствовать формированию у родителей стремления»к изучению и пониманию своего ребенка.

Форма проведения: родительский всеобуч.

Вопросы для обсуждения: способности и симпатии ребенка; про­фессии; литература по теме.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); рекомендации родителям и учащимся (см. прило­жение); подготовка выставки педагогической литературы по теме со­брания; подготовка благодарственных писем (см. приложение).

Оформление класса: в помещении, в котором проходит собрание, можно повесить на стенах следующие высказывания: «Человек дол­жен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы раз­мышлять о нем» (И. Гете); «Слабость ума и (обратите внимание) ха­рактер многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует» (А. Дистервег); «Чем выше человек поднимается в своих познаниях, тем пространнейшие откры­ваются ему виды» (А. Н. Радищев).

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Совсем немного пройдет времени, и наши мальчики и девочки будут определять для себя, в какой класс им поступать, какой образо­вательный профиль будет для них приоритетным. Кто-то выберет биологию, кого-то привлекает математика, физика, химия.

Как сделать так, чтобы ребенок избежал ошибок, выбирал про­филь обучения не под давлением семьи, а исходя из своих способно­стей, интересов, возможностей?

Для того чтобы правильно определить будущее своего ребенка, ро­дители должны хорошо знать его настоящее. Какими способностями он обладает, как проявляются его способности в том коллективе, в котором он проводит большую часть своего времени, на что нужно обратить внимание в развитии способностей ребенка.

Это и станет темой нашей сегодняшней встречи.

II. Выставка «Вот какие мы!»

Выставка готовится заранее. На ней могут быть представлены:

  • классная книга рекордов, в которой могут быть зафиксированы
    различные достижения и увлечения учащихся:

  • спортивные достижения учащихся класса;

  • литературные достижения учеников: сочинения, рассказы и т.п.;

  • моделирование различного вида;

  • театральные и эстрадные успехи (фотографии и дипломы);

  • рукоделие и шитье;

  • увлечения ребят: икебана, флористика, коллекционирование;

  • увлечения семей.

III. Выступления школьного библиотекаря и психолога

Школьный библиотекарь должен познакомить родителей с лите­ратурой, которая есть в школьной библиотеке для возраста семикласс­ников, и будет полезна учащимся для саморазвития, формирования творческих и исследовательских умений.

Школьный психолог знакомит родителей с особенностями фор­мирования способностей подростков, с результатами исследований изучения интеллектуальных способностей учащихся (по запросам самих детей), предлагает родителям рекомендации по развитию спо­собностей ребенка с помощью семьи.

Характеристика способностей в психологической литературе.

Анализ анкетирования учащихся и родителей,

  1. Анализ таблицы «Преобладание способностей учащихся клас­са». Таблица заполняется кодовыми знаками, фамилии учащих­ся называются только в ходе индивидуального собеседования
    после собрания. В таблицу заносятся

  • оценка интеллектуальных способностей ученика (результаты те-1]
    ста IQ);

  • художественные способности;

  • спортивные способности;

  • лингвистические способности;

  • коммуникативные и организаторские

  • математические способности;

  • способности к научным исследованиям.

Можно также отметить участие детей в соответствующих круж­ках, секциях и других объединениях.

В отдельную графу «результат» заносятся достижения детей: учас­тие и победы в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, спортив­ных соревнованиях, выставках, публикации в газетах и журналах и т.п.

IV. Выступления родителей и других лиц

  1. Тема выступления: «Как мы развиваем способности своего ре­бенка». Родители рассказывают о том, чем увлекается их ребенок, как
    они помогают ему раскрыть свои таланты.

  2. Выступление заместителя директора школы по учебной работе
    по теме: «Профильное обучение, методика отбора учащихся и перс­пективы развития ученика в профильных группах и классах».

  3. Выступление библиотекаря на тему: «Анализ учебной литерату­ры, необходимой для изучения в профильных классах и группах».

V. Вручение благодарственных писем учащимся, чьи способности
и талант являются гордостью школы

Образец благодарственного письма

Уважаемая Иванова Татьяна и твои родители Александр Пет­рович и Марина Васильевна!

Ты учишься в школе №…

Это учебное заведение — одно из лучших в городе… Оно имеет дав­ние и славные традиции.

Одна из главных традиций школы бережное и уважительное от­ношение к ученикам, которые являются ее гордостью и славой.

Ты один из таких учеников. Твое ответственное отношение к уче­нию, искреннее стремление к проявлению своих талантов, склоннос­тей и способностей обращают на себя внимание твоих одноклассни­ков, учителей, администрации учебного заведения.

Мы уверены, что твои усилия не пропадут даром и будут отмече­ны новыми победами в учебе, делах класса и школы, олимпиадах, кон­ференциях и проектах.

Мы надеемся, что каждый учебный год будет приносить тебе и твоим родителям удовлетворение от твоих успехов.

Мы благодарны твоим родителям за то, что они привели тебя в нашу школу, и надеемся, что пребывание в ней будет способствовать твоему дальнейшему становлению, развитию твоих умений и таланта.

Администрация учебного заведения верит в то, что ты внесешь достойную лепту в историю достижений своей школы и страны.

Директор школы Классный руководитель

VII. Индивидуальная консультация психолога (по запросам).

VIII. Подведение итогов

13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here