Носко Елена Олеговна
МБОУ «Белогорская начальная школа-детский сад»
учитель начальных классов
Родительское собрание на тему «Психологические особенности
детей седьмого года жизни. Подготовка к обучению в школе.»
Критерии готовности ребенка к школьному обучению
Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
Интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
Социально-психологическая готовность — умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.
Физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
Советы психолога родителям первоклассников
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
У вас Событие — ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.
Это естественно, поскольку каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима «кровная» заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые знания ребенка на повседневную жизнь (использовать навык счета, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).
И. конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.
О вреде длительного просмотра телевизионных передач, игры «в компьютер» знают все от мала до велика. Можно сделать эту неотъемлемую и любимую практически всеми детьми часть нашей жизни способом поощрения за успехи и достижения. Тем более, что обязанности школьника требуют много сил, времени и здоровья.
Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьезному шагу ребенка («ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьезные обязанности»). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определенная самостоятельность. Контроль необходим (степень его проявления в компетентности каждого родителя), но все же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своем мироощущении, почувствовать себя старше.
У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место — письменный стол, где он будет заниматься своими серьезными делами — учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены — правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.
Отдельного внимания заслуживает режим дня. К сожалению, многие дети (по статистике, порядка 40-50%), обладают синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД) или, как следствие, вегетососудистой дистонией. Эти «легкие» неврологические заболевания могут скомпенсироваться к 10-12 годам при условии соблюдения общей гигиены жизни (нормальная продолжительность сна – 9-10 часов, прогулки — 2-3 часа, подвижные игры и занятия спортом, посещение бассейна, полноценное питание). Именно для этой категории детей важно правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку причиной проблем с учебой, поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания.
Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учебе.
Еще всем родителям нелишне знать, что все мы грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим чадам. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учителя!». Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Помните, ребенок — это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.
Когда лучше отдать ребенка школу с 6 или с 7 лет?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также, каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к «систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?
В книгах Л.Ф.Тихомировой, А.В.Басова «Развитие логического мышления детей». Ярославль, 1996, Л.А.Вснгер, А.Л.Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе». М,, 1994, представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
работа с конструкторами разного типа;
работа с ножницами, пластилином;
рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Работать с этим Вам помогут следующие книги:
-
книга «Подготовка к школе». (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993 г.)
-
альбомы «От А до Я» (два выпуска)
-
Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей». Ярославль, 1996г.
-
Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Мышление. Моторика)
-
Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Окружающий мир)
-
«Я начинаю учиться» — выпуск 1, 2, 3
-
Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, 1996г.
-
Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»
-
Л.В. Черелюшкина «Развитие памяти детей» Ярославль, 1996.
-
«Подготовка к школе» (развитие внимания)
-
Безруких М.М.. Ефимова С.П., Князева М.Г «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». М., 1994.
Уважаемые родители! Если Вы желаете подготовить ребенка к школе обратите внимание на следующие пункты:
Развитие речи и готовность к овладению грамотой.
-
Умение интонационно выделять звук в словах;
-
Умение выделять заданный звук в потоке речи;
-
Умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
-
Владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
-
Умение членить слова на слоги.
-
Умение членить простые предложения из 3-4 слов.
-
Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
-
Умение составлять рассказы о предметах ( по плану предложенному взрослым).
-
Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Развитие элементарных математических представлений.
-
Счет и отсчет предметов заданного количества.
-
Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
-
Умение называть предыдущее и последующее число от заданного
-
Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
-
Знание цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
-
Знание знаков: +,-,=, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
-
Умение соотносить цифру и число предметов.
-
Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
-
Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
-
Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
-
Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
-
Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Кругозор ребенка:
-
Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
-
Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
-
Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
-
Иметь общие понятия о временах года, сезонных явлениях.
-
Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником.
-
Ваш ребенок пошел в школу. Но считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
-
Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
-
Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте важнее школьного расписания.
-
Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше — за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
-
Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
-
Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
-
Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
-
На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
-
Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.
-
Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
-
И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
-
И еще очень важно — уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешении никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
-
Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.
Вниманию родителей!
Рекомендуемая литература для обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах города:
-
«Дошкольник на улице», Москва, 1994 г.
-
«Кирюша и дружок», Ю.А.Черепанов, Москва, 2002 г.
-
«Здравствуй светофор», Москва, 1998 г.
-
Книжка – раскраска «Азбука маленького пешехода» (6-8 л), Москва, 1998 г.
-
«Здравствуй друг – дорожный знак!» (6-8 лет), Москва, 1996 г.
-
«правила дорожного движения» — основа.
-
«Занимательная дорожная азбука» Р.П.Баб