Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6
Родительское
собрание – практикум
1 класс
Подготовила:
Белоус Вита Валентиновна
г. Пыть — Ях
Цели:
1) познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
2) изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
Участники: классный руководитель, родители учащихся 1 – го класса, школьный психолог.
Подготовка:
I. Приглашение родителей на собрание.
II. Проведение анкетирования родителей.
III. Тестирование детей.
Анкета для родителей «ВЫБОР ПУТИ».
1. Часто ли Ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните ответов)?
— да;
— трудно сказать (и да, и нет);
— нет.
2. Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?
— да;
— трудно сказать (и да, и нет);
— нет.
3. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
IV. Анализ результатов анкетирования родителей, которое проводится классным руководителем совместно со школьным психологом.
V. Подготовка выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
VI. Обсуждение методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.
VII. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.
Оформление, оборудование и инвентарь:
А) выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребёнка;
Б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (стол с прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленного цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
В) листы с описанием игр;
Г) реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы;
Д) в центре классной доски название темы родительского собрания.
Ход проведения:
I. Звучит музыка. Родители занимают места за синим, красным или зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
II. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание. (Слайд 1).
III. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок – это …» (3 минуты). (Слайд 2).
IV. Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу.
V. Психолог выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более глубоко и детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать. (Слайд 3,4,5).
VI. Выступление школьного психолога.
Успехи нашего ребёнка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки …
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данным момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психологической деятельности выполняет ВНИМАНИЕ. (Слайд 6, 7, 8).
Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся:
-
Концентрация;
-
Объем;
-
Устойчивость;
-
Распределение;
-
Переключение. (Слайд 9).
Концентрация – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способности вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью И наоборот, человек, у которого слабо развить это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточным объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельность на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое – либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
VII. Результаты тестирования учащихся. (Слайд 10).
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощником ребенку могут стать мама и папа.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагает познакомиться на нашем родительском собрании.
VIII. Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания. В течении 15 – 20 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принять участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых представлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры – шутки, игры – минутки, «От игры к самовоспитанию», «От игры к занятиям».
Предлагаются следующие игры.
1. «Кто внимательный?»
Необходимо внимательно прослушать сказку «Лисенок и лягушонок» и подсчитать в ней количество слов со звуком «Л».
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
— Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! – и это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепил, и грустно сказал:
— Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
— Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
2. «Сколько чего?»
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «К» ил «М», или «С» и т.д. Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые и полукруглые предметы, квадратные и прямоугольные, деревянные, металлические и т.д. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.
3. «Построй в темноте».
На столе лежат 10 – 15 кубиков и столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получится столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут одновременно строить двое или трое.
4. «Запретное движение».
Звучит веселая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.
5. «Что где было».
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
6. «Не собьюсь».
Игра подходит ученикам младших и средних классов, которые уже умеют делить числа. Несколько учеников (5-7) выстраиваются в линейку и должны поочередно называть целые числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Правило: нельзя называть числа, содержащие цифру 3 или кратные числу 3. Вместо этого участник должен сказать «Ай да я!» (другой вариант – молча хлопнуть в ладоши). Если ученик ошибся – он выбывает, и игра начинается с начала, пока не останется победитель.
7. «Съедобное – несъедобное».
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет – отбрасывается.
8. «Ладошки».
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
9. «Полслова за вами».
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого – нибудь слова, а тот, кто ловит должен назвать его вторую половину. Например, паро – воз, теле – фон и т.д. Бросать мяч можно любому игроку и быстро отвечать.
IX. После завершения демонстрации игр каждая микрогруппа берет на выставке литературы 5 – 7 книг и получает задание: подготовить в течение 10 минут краткую аннотацию этих публикаций.
X. Представители трех групп родителей кратко рассказывают о содержании аннотированных книг, обязательно включая в сой рассказ информацию о названии, авторе, месте и времени издания книги.
XI. Заключительный этап.
1. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям: (Слайд 11).
-
Помогите вашим детям стать внимательными;
-
Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
-
Играйте вместе с детьми в различные развивающие игры;
-
Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;
-
Учите детей быть наблюдательными.
2. Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание …». (Слайд 12).
3. Минута благодарности. Психолог благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.
Слайд 13.
Семья – это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовительный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
Э. Асадов.